Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:54, курсовая работа
Предмет - причины неуспеваемости учащихся
Цель — определение типичных трудностей младшего школьника с различным уровнем самооценки, вызванных неуспеваемостью, v путей их преодоления.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме.
2. Выявить особенности развития самооценки младших школьников, имеющих трудности в обучении.
3. Изучить причины неуспеваемости в младшем школьном возрасте.
4. Определить направления и содержание развивающей работы по оказанию помощи ребенку.
Введение
Глава 1. Проблема успешности в обучении и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1. Особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте.
1.2. Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника.
1.3. Основные пути преодоления неуспеваемости младшего школьника.
Глава 2. Основные пути и средства преодоления трудностей в обучении в младшем школьном возрасте
2.1. Характеристика особенностей развития самооценки в младшем школьном возрасте.
2.2. Исследование типичных причин неуспеваемости младшего школьника.
2.3 Методика коррекционной работы с неуспевающими детьми.
Заключение
Литература
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
- характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;
б) любая другая аргументация.
- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
2.3. Результаты исследования методики
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, что самооценка влияет на успешность обучения на I этапе мы выявили успешность обучения детей в 3 классе. На II этапе мы выявили особенности самооценки детей. На III этапе мы сравнили результаты полученной на первом и втором этапах, то есть выявили взаимосвязь самооценки и успешности обучения.
Показателями успешности обучения являются отметки выставленные учителем, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
№ п/п | Фамилия, 3-в класс | Русский язык (устно) | Математика | Природоведение | ИЗО | Музыка | Физкультура | Труд | Поведение | Средний балл |
1. | Беженарь А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3,4 |
2. | Бутук Т. | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,5 |
3. | Даренских С. | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4,3 |
4. | Завязкин Ж. | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 |
5. | Минапов И. | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,3 |
6. | Михальская Л. | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3,4 |
7. | Михальская Я. | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
8. | Майер В. | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3,8 |
9. | Машталер В. | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4,4 |
10. | Островская К. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4,1 |
11. | Печерский В. | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 |
12. | Родованов Д. | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3,5 |
13. | Светличный Э. | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4,5 |
14. | Тишков А. | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3,7 |
15. | Крыско Ж. | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3,6 |
Используя методы математической статистики мы вычислили средний бал успешности обучения для каждого ученика.
К слабым ученикам мы отнесли детей имеющих средний бал от 2,5 до 3,5.
На среднем уровне находились дети имеющие средний бал от 3,5 до 4,5.
К сильным ученикам отнеслись дети имеющие от 4,5 до 5 баллов.
Анализируя полученные результаты мы получили следующие данные, которые представлены в виде гистограммы.
Распределение оценок в 3-ом классе
В ходе исследования особенностей самооценки детей младшего школьного возраста были получены результаты представленные в таблице 2.
Таблица 2.
Самооценка учеников 3-го класса
№ п/п | Фамилия, 3-в класс | Оценка учителя | Выбор оценки учеником | Самооценка |
1. | Беженарь А. | 2 | 3 | Завышенная |
2. | Бутук Т. | 3 | 3 | Адекватная |
3. | Даренских С. | 3 | 4 | Завышенная |
4. | Завязкин Ж. | 3 | 3 | Адекватная |
5. | Минапов И. | 4 | 4 | Адекватная |
6. | Михальская Л. | 3 | 3 | Адекватная |
7. | Михальская Я. | 4 | 3 | Заниженная |
8. | Майер В. | 3 | 3 | Адекватная |
9. | Машталер В. | 5 | 4 | Заниженная |
10. | Островская К. | 4 | 3 | Заниженная |
11. | Печерский В. | 5 | 4 | Заниженная |
12. | Родованов Д. | 3 | 3 | Адекватная |
13. | Светличный Э. | 3 | 3 | Адекватная |
14. | Тишков А. | 3 | 4 | Завышенная |
15. | Крыско Ж. | 4 | 4 | Адекватная |
Исследуя самооценки у детей третьего класса выявлено, что 53,3% учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку, из них 20% - завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку.
Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-низкой, только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка (очевидно она выступает в качестве компенсаторного механизма).
Когда мы задавали вопрос детям третьего класса: «Каким учеником ты себя считаешь?» они были способны выделить слабого, среднего и сильного ученика.
На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 53,3% детей ответило «нет» и 46,7% – «да». Таким образом мы видим, что самооценка влияет на успешность обучения, отсюда следует, что в нашей экспериментальной работе выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.
66
Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте