Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:54, курсовая работа
Предмет - причины неуспеваемости учащихся
Цель — определение типичных трудностей младшего школьника с различным уровнем самооценки, вызванных неуспеваемостью, v путей их преодоления.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме.
2. Выявить особенности развития самооценки младших школьников, имеющих трудности в обучении.
3. Изучить причины неуспеваемости в младшем школьном возрасте.
4. Определить направления и содержание развивающей работы по оказанию помощи ребенку.
Введение
Глава 1. Проблема успешности в обучении и самооценки в младшем школьном возрасте
1.1. Особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте.
1.2. Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника.
1.3. Основные пути преодоления неуспеваемости младшего школьника.
Глава 2. Основные пути и средства преодоления трудностей в обучении в младшем школьном возрасте
2.1. Характеристика особенностей развития самооценки в младшем школьном возрасте.
2.2. Исследование типичных причин неуспеваемости младшего школьника.
2.3 Методика коррекционной работы с неуспевающими детьми.
Заключение
Литература
Подумайте, пожалуйста, какие проблемы встречаются наиболее часто при обучении школьников в тех классах, где вы работаете. Выделите эти проблемы и проранжируйте их следующим образом: самую типичную трудность запишите на карточке, поставив на ней номер “один”. Вторую по частоте встречаемости трудность напишите на следующей карточке, присвоив ей номер “два”, и так далее до пятой карточки.
Через пять-семь минут ведущий собирает карточки и обрабатывает их (ему может помочь ассистент или кто-то из участников). Как правило, обработка не занимает много времени. Ее результаты заносятся на доску или планшет, разбитый на пять столбцов. Наибольший интерес представляют записи, сделанные в первом столбце, то есть те, которые лидируют в рейтинге.
Наиболее распространенные варианты выделяемых учителями трудностей:
– ребята невнимательны на уроке, часто отвлекаются на постороннее;
– не умеют видеть свои ошибки, отсутствует орфографическая зоркость;
– испытывают затруднения при решении математических задач;
– постоянно совершают ошибки в письменных работах, пропускают буквы;
– затрудняются пересказывать тексты;
– очень подвижны, не могут усидеть на месте и т.п.
Таким образом, мы получили следующие результаты:
Основные причины школьной неуспеваемости:
отставание в умственном развитии от своих сверстников. (12 %)
невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала (12 %)
нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения (8 %)
нежелание учиться порождается трудностью предмета для ученика (8 %)
большое количество пропусков по болезни. (7%)
во всех случаях учитель должен работать с заболевшим учеником по индивидуальному плану, оптимальному для него ( 7 %)
недисциплинированность отдельных учеников (7 %)
личная неприязнь ученика к учителю (1 %)
отсутствие у школьников способностей к данному предмету (6 %)
неблагополучная семья - отсутствие контроля со стороны родителей (10 %)
профилактическая двойка (1 %)
мнимая строгость и объективность учителя 2 %)
недостатки в подготовке ребенка к школе (2 %)
социально-педагогическая запущенность (10 %)
длительная и массивная психическая депривация (2 %)
соматическая ослабленность ребенка (2 %)
нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия) (2 %)
эмоциональные расстройства (1 %) .
Как мы убедились, многие из вас испытывают очень сходные трудности в своей педагогической работе. Может быть, потому, что все наши неуспевающие очень похожи? Но, наверное, опыт каждого из вас позволит найти массу возражений против такого утверждения. Неуспевающие бывают очень разными. И хотя проблемы в работе с ними действительно мало отличаются, но причины этих проблем вряд ли всегда совпадают.
Причины возникновения трудностей у таких детей
Вот некоторые из возможных вариантов:
– низкий уровень внимания;
– низкий уровень развития произвольности процессов;
– несформированность самоконтроля и умений действовать по правилу;
– слабое развитие фонематического слуха;
– обида на учителя;
– отсутствие учебной мотивации, преобладание игровой мотивации;
– быстрая утомляемость, болезни;
– психологические сложности в семье;
– отсутствие признания у одноклассников;
– низкая самооценка, неуверенность в себе;
– слабое развитие образного мышления, кратковременной памяти или/и какой-либо модальности восприятия;
– слабое речевое развитие, сложности в овладении русским языком (поскольку он не является родным);
– сниженный уровень волевого развития.
Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства.
Неуспевающие ученики, прежде всего, характеризуются отсутствием элементарных навыков организованности, как в поведении, так и в деятельности. Все они по особенностям процесса учения могут быть отнесены к тому типу учеников, который определяется как «плохой работник». Манеру работать учеников этого типа П.П.Блонский охарактеризовал так:
1) задание воспринимается невнимательно, причем непонимание задания не осознается учеником, и потому он не ставит вопроса относительно разъяснения непонятного;
2) ребенок работает пассивно, все время, нуждаясь в стимулах, побуждающих к тому чтобы перейти к следующей очередной работе;
3) неудачи и трудности в работе не замечаются;
4) нет ясного представления о последовательности работы;
5) работа ведется или слишком поспешно, или, наоборот, слишком медленно;
6) к результату работы отношение индифферентное.
Для части детей характерна крайняя неуверенность в возможности выполнить работу, они еще до начала её или при первой же неудаче заявляют «не могу». (Под редакцией Г.Ф. Кумариной. 2001. стр. 84)
В учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют!
Отказываясь удовлетворять своими достижениями, тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивают ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Вот ребенок и заявляет: "Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся".
Вполне очевидно, что нежелание заниматься - проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.
Если ребенок к первому классу не имеет навыков письма и не может запомнить буквы, у этого может быть несколько причин. Например, нарушение зрительной памяти. Вторая возможная причина - проблема логопедическая, когда у ребенка нарушено зрительное восприятие, и он не может сложить предлагаемые ему образы в буквы. Третье - это нарушение пространственного восприятия. Любой из этих недостатков можно преодолеть.
Если ребенок плохо усваивает формулы: геометрию, тригонометрию, химию, то
это может быть связано - опять-таки - с пространственным восприятием, как и нарушение словесно-логического мышления. Ребенку тяжело абстрагировать линии и формулы от конкретного начертания, и он не понимает содержания, которое вложено в эти формулы. Опять же - преодолимый дефект.
Если ребенку трудно дается математика, это может быть опять нарушение пространственного восприятия. А может, в свое время он механически выучил цифры (хорошая механическая память), но он не представляет, что кроется за числом "3", что число "6" может быть составлено из 4 и 2. На механическом уровне его дошкольная база помогает ему в начальном периоде, но потом, когда программа будет усложняться, он с ней не справится и не его в этом будет вина. Отставания в обучении могут коснуться школьников любого возраста, в таких случаях следует обращаться к специалистам.
Отставание в обучении обусловлено также такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребенка, также многоплановый. Исследователи выделяют следующие переменные: позиция ученика, мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка. Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности - это не одно и то же. При отставании в развитии мы можем говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д. Таким образом, неуспешные школьники - группа неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными помехами к обучению. Личностные помехи можно разделить на две большие группы: недостатки познавательной деятельности; недостатки в развитии личности (мотивация учения, самоорганизация, дисгармония личности). Г.С.Рабунский предлагает иную классификацию отстающих учеников. Его классификация основана на учете двух переменных: уровень познавательной самостоятельности и интерес к предмету. Соответственно выделяются следующие типы учащихся: средний уровень познавательной самостоятельности и низкий интерес к обучению (учатся преимущественно на двойки и тройки); познавательная самостоятельность высокая, интерес к предмету отсутствует (учатся крайне неровно, возможны оценки "отлично" и "неудовлетворительно"); познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету положительный (успех в обучении зависит от уверенности в себе); познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету потенциальный, для этих учащихся характерна умственная пассивность и малая уверенность в себе; уровень познавательной самостоятельности низкий, интерес к предмету отсутствует, учатся они крайне слабо; ученики этой группы находятся на низшем уровне обучаемости, никого не боятся, часто бравируют своим пренебрежением к учению в школе; для подтягивания этих учащихся необходимо не только развить у них приемы умственной деятельности, но и сформировать положительную установку на обучение.
2.3 Методика коррекционной работы с неуспевающими детьми
Таким образом, действия учителя в работе с неуспевающими сводятся к следующему:
Изучив передовой опыт учителей, автор курсовой работы пришёл к выводу, что работа с неуспевающими - составная часть борьбы за всесторонне развитого человека. Поэтому нельзя подходить к этой работе формально.
1. К началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях учеников. Эти сведения помогут держать вызывающих опасение учеников с первого же урока под контролем.
2. Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих.
3. Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребенку.
4. Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.
5. Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.
6. Организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников.
7. Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
8. Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.
9. Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей.
В процессе проведенного исследования влияния неуспеваемости ребенка в группе на формирование уровня его самооценки можно сказать, что гипотеза исследования подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше успеваемость ребенка, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов.
«Чем бы человек ни обладал на земле: прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, но он все-таки не доволен, если не пользуется почетом у людей». Слова эти принадлежат жившему в XVII веке знаменитому французскому мыслителю Паскалю. Таков человек, такова его природа! Он не может успешно действовать без поддержки других, без их одобрения.
Самооценка, высокая или низкая, порождает определенное эмоциональное самочувствие, вызывает уверенность в себе или неверие в свои силы, чувство тревожности, переживание превосходства над другими, состояние грусти, иногда зависти. Самооценка бывает не только высокой или низкой, но и адекватной (отвечающей истинному положению дел) или неадекватной. В ходе решения различных жизненных задач (учебных, бытовых, игровых), под влиянием достижений и неудач в выполняемой деятельности у школьника может возникнуть неадекватная самооценка – повышенная или пониженная. Она вызывает не только определенную эмоциональную реакцию, но часто и длительное отрицательно окрашенное эмоциональное самочувствие. Самооценка в младшем школьном возрасте носит еще неустойчивый характер, и поэтому ее перестройка из повышенной или пониженной в адекватную может происходит не слишком болезненно, если воспитатель вовремя обратит на это внимание.Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.
Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте