Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 13:19, курсовая работа
Актуальность темы исследования: принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преиму¬щественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического вос¬питания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, по¬кушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллектив¬ного и индивидуального в воспитании очевидна.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВ…...5
1.1. Теории коллектива в трудах отечественных педагогов…………………………………………………………………….……5
1.2. Роль детского коллектива в развитии личности………………………………………………………………….………8
1.3. Реализация воспитательных функций коллектива……………………9
1.4. Развитие детского самоуправления……………………………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………15
ГЛАВА 2.МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………
2.1. Изучение межличностных отношений в классном коллективе…..
2.2. Групповая форма работы на уроке как средство воспитания личности в коллективе………………………………………………………
2.3. Результативность использования групповой формы работы как средства воспитания личности в коллективе…………………………….
Выводы по второй главе…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
Имени Максима
Танка»
Факультет начального образования
Кафедра
педагогики и психологии начального
образования
Воспитание
личности младшего школьника
в коллективе
Работа защищена Курсовая работа
в комиссии_____ студентки III курса 303 группы
с оценкой________ дневной формы получения
Члены комиссии: образования
преп. Михаленко Н.Д Изоитко Юлии Анатольевны
доц. Савченко Н.В. Руководитель – преподаватель
Михаленко Наталья
Дмитриевна
Минск, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВ…...5
1.1.
Теории коллектива в
трудах отечественных
педагогов………………………………………………………
1.2.
Роль детского коллектива
в развитии личности…………………………………………………………
1.3. Реализация воспитательных функций коллектива……………………9
1.4. Развитие
детского самоуправления……………………………………..
Выводы по первой главе………………………………………………………15
ГЛАВА 2.МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………
2.1. Изучение межличностных отношений в классном коллективе…..
2.2.
Групповая форма работы
на уроке как средство
воспитания личности
в коллективе……………………………………………………
2.3. Результативность использования групповой формы работы как средства воспитания личности в коллективе…………………………….
Выводы по второй главе…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна. [11, c.93-98]
Процессы воспитания личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Воспитание личности зависит от коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены в жизни коллектива. [26,c.45]
Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Воспитание
личности и коллектива — взаимообусловленные
процессы. Человек живет и развивается
в системе отношений с природой и окружающими
его людьми. Богатство связей предопределяет
духовное богатство личности, богатство
связей и общения выражает общественную,
коллективную силу человека [19,c.17-18].
Объект
исследования: воспитательный процесс
в начальной школе.
Предмет
исследования: педагогические условия
успешного воспитания личности в коллективной
деятельности.
Цель
исследования: рассмотреть процесс
формирования личностных качеств в коллективе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теорию коллектива как воспитательного средства в трудах отечественным педагогов.
2. Изучить роль детского коллектива в развитии личности.
3.
Описать пути реализации
4.
Раскрыть пути развития
5.
Изучить межличностные отношения в классном
коллективе.
Методы исследования:
1.
анализ психолого-
2. наблюдение за процессом обучения
3. беседа
4. педагогический эксперимент
5.
социометрия
Практическая
значимость полученных
результатов: полученные результаты
помогут учителю улучшить процесс воспитания
личности младших школьников в коллективе.
Опытно-экспериментальная
база исследования: Государственное
учреждение образования «Средняя общеобразовательная
школа №3 г.Глубокое», Витебской области
3«В» класс.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВ
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом...». Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели [6,с.26].
Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами» [4, с.62]. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А. В. Луначарский [4, с.64].
Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун [9, с.54]. Одной из таких школ в составе первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.
Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организаций школы и коллектива». Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед [16,с.72].
Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции [22, c. 35].
Многолетняя педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение [23,с.50].
С начала 20-х до 60-х гг. XX в проблема
коллектива считалась
В последние время педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т. Е. Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.). Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями [5,с.67].
Информация о работе Воспитание личности младшего школьника в коллективе