Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 13:19, курсовая работа
Актуальность темы исследования: принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преиму¬щественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического вос¬питания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, по¬кушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллектив¬ного и индивидуального в воспитании очевидна.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВ…...5
1.1. Теории коллектива в трудах отечественных педагогов…………………………………………………………………….……5
1.2. Роль детского коллектива в развитии личности………………………………………………………………….………8
1.3. Реализация воспитательных функций коллектива……………………9
1.4. Развитие детского самоуправления……………………………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………15
ГЛАВА 2.МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………
2.1. Изучение межличностных отношений в классном коллективе…..
2.2. Групповая форма работы на уроке как средство воспитания личности в коллективе………………………………………………………
2.3. Результативность использования групповой формы работы как средства воспитания личности в коллективе…………………………….
Выводы по второй главе…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А теперь и за версту
не приблизиться к коту.
Крыса старая — и та,
видя грозного кота,
удерёт в нору под дом,
чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
вспоминает о коте.
Задание: выразительно прочитайте стихотворение. От выделенных слов поставьте вопрос к формам слова кот. Выпишите формы слова, обозначьте в них окончание.
2. группа работает в городе Корнеслове. На отдельном листе записаны задачи:
Стоит_коза,
Голосит коза:
— Ой беда, беда,
беда!
Разбежались кто куда.
Семеро козлят!
Один — в лесок,
Другой — за стог,
А третий козлёнок
Спрятался в бочонок!
А сколько козлят
В избушке сидят?
Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?
Задание: решите задачи. Выпишите из условий задач однокоренные слова, разберите их по составу, выделите корень.
3 группа отправляется в город Суффиксград.
Задание: Прочитать текст, выписать слова, в которых есть суффикс, выделить в них суффикс.
Зима
Ребята идут в соседний лес. Какой он красивый! Кругом пушистые ели. На ветках лежат шапки снега. У куста сидит белый заяц. В берлоге спит бурый медведь. В нору спряталась лисица.
4.группа: Адрес работы — город Приставок. Для ребят на отдельном листе записан текст:
Медведь нашёл под ёлкой яму. Он устроил берлогу и прилёг там. Подул ветер. Ударил сильный мороз. Пошёл снег. Проспит медведь всю зиму. У медведя шуба тёплая.
Задание: прочитать текст, выписать слова с приставками, приставки выделить. Четвертое предложение показать схематически.
Работа
в группах и
ее защита.
1группаРебята выходят к доске, повторяют
задания. Один ученик выразительно читает
стихотворение, затем дети хором называют
формы слова кот,
указывают окончание в словах: кот, от
кота, к коту, с котом, о коте. Далее рассказывают,
что такое окончание, говорят, как оно
выделяется в слове.
2группа:Дети читают условия задач, объясняют их решение, после чего называют однокоренные слова: коза — козлята, козленок, бельчата — белка, указывают в них корень. Объясняется, что такое корень, как его найти в слове.
3группа:Дети хором или по очереди говорят, что такое суффикс, как найти его в слове, для чего служит суффикс. Затем читают выписанные слова; указывают суффиксы.
4группа:Ученики называют слова с приставками, указывают приставки, чертят на доске схему предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Часть 1.Фрагмент урока русского языка в третьем классе.
Тема: «Главные члены предложения» (2 урок)
Работа в парах « Пропавшая буква»
(детям раздаются карточки с текстом письма)
- Мальчик написал бабушке письмо. Но одна буква решила сбежать,
оставив вместо себя подруг. Кто быстрее угадает, какая буква исчезла и вернёт её на место.
В поле было жарко.
Мы охали долго-долго, пока увидали лис и сало.
Тётя Луна и дядя Соня были нам рады.
Мы хорошо провыли лото.
Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду.
Кувыркались на лугу в сани.
А
потом поехали в город.
Часть 2. Русский язык. Урок-повторение. Тема: глагол.
Работа в группах.
- Первое что мы сделает – это порыбачим.
1 группа должна выловить только тех рыб, на которых написаны слова, которые отвечают на вопрос что делает?,
а 2 группа – что делают? и записать их в тетрадь.
(на доске висит плакат с изображением рыбок, на которых написаны глаголы)
Плавают, бежит, говорят, живут, шагает, клюет, кот, рыжий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Фрагмент урока метематики.
Тема: Повторение изученного. Устное сложение и вычитание двузначных чисел
Игра «Кто пришёл в гости к Дюймовочке» (Работа в парах) - Учитель: Дюймовочка позвала в гости своих друзей, а нам предлагает узнать, кто к ней придёт в гости кроме Буратино и Мальвины. Нам нужно вставить число, чтобы пример был решён правильно. Разрезные карточки. На одних размещены примеры, на ответы, а с обратной стороны имя героя.
55 +…=59
46 -…=41
84 -…=81
62 + …=70
28 + …=8
91 +…=98
4. Золушка
5. Машенька
3. Красная Шапочка
7. Белоснежка
20. Ласточка
Фрагмент урока ЧиМ. Тема: «Глобус. Физическая карта полушарий».
Работа в парах.
- Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу на странице 14 учебного пособия.
Ответь на вопросы: Какой стороной горизонта принято считать верхнюю часть карты? Какая сторона горизонта находиться в левой части карты? Подчеркните ряд, в котором названы цвета, обозначающие на физической карте полушарий сушу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ИГРА «СОБЕРЕМСЯ ВМЕСТЕ».
Участники разбиваются на большие группы 5-6 человек. Ведущий предлагает самые разнообразные задания:
построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени, фамилии, по второй букве имени и др.
Какая группа быстрее
реагирует на задания? Какая нашла
наиболее интересный способ самоклассификации?
И т.д.
ИГРА «Путник и скала».
Описание: Участники выстраиваются вдоль нарисованной прямой линией – это край тропинки, за ней огромная пропасть, а за спиной участников отвесная скала.
Инструкция: стоящему во главе шеренги нужно перейти на другой конец шеренги, стараясь не сорваться в пропасть, команда должна помогать переходящему изо всех сил, затем переходит следующий, пока ведущий не вернется на свое место.
Цель
команды: сохранить каждого участника.
ИГРА «Как чихают слоны».
Играющие делятся на три группы и одновременно произносят- 1 гр.: «спички», 2 гр.: «ящики», 3 гр.: «потащили».
Все вместе при быстром произнесении похоже на «АПЧХИ».
После
произнесения ведущим фразы «Люди –
к людям» играющие распределяются по парам.
Затем играющие выполняют все команды
ведущего (типа «ухо – к плечу», «правая
нога – к левой руке» и т. п.).
После произнесения ведущим фразы «Люди –
к людям» играющие должны перераспределиться
по парам. Цель ведущего – найти себе замену.
Тот, кто остался без пары, становится
ведущим
Команда выполняет
задания быстро и четко.
1-й вариант.
Постройте, используя всех игроков команды:
• квадрат; • треугольник; • круг; • ромб;
• букву; • птичий косяк.
2-й вариант.
Построиться в шеренгу по: • росту;
•· цвету волос; • алфавиту имен; • размеру
ноги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ТАБЛИЦА
3
№
п/п |
Кто выбирает | Кого выбирают | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
1 | Авдеенко А. (д) | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||
2 | Волкович Е. (д) | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||
3 | Войтехович Е. (м) | 2 | 3 | 1 | ||||||||||||
4 | Демидович С. (д) | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||
5 | Ершов О.(м) | 1 | 3 | 2 | ||||||||||||
6 | Коршунов М. (м) | 1 | 3 | 2 | ||||||||||||
7 | Лущик Е. (м) | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||
8 | Мартинкевич А. (д) | 2 | 3 | 1 | ||||||||||||
9 | Мелешко А. (м) | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||
10 | Никитин В. (м) | 1 | 3 | 2 | ||||||||||||
11 | Полячинский А. (м) | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||
12 | Родионов Е. (м) | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||
13 | Романчук А. (д) | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||
14 | Черневич А. (д) | 2 | 3 | 1 | ||||||||||||
15 | Яковицкая Е. (д) | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||
Количество полученных выборов | 3 | 0 | 7 | 6 | 6 | 1 | 8 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 6 | 4 | 0 | |
Количество взаимных выборов | 3 | 0 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 0 |
СОЦИОГРАММА 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ТАБЛИЦА
4
Фамилия
Имя
ребёнка |
Ответы школьников | ||
Количество детей выразивших симпатию к лидерам по указанным качествам | |||
«хороший»
«дружный» «красивая» |
«хорошо
учится»
«стремится помочь» |
«много знает и умеет» | |
Ершов О. | 7 | 9 | 8 |
Демидович С. | 10 | 6 | 10 |
Войтехович Е. | 9 | 10 | 10 |
Лущик Е. | 7 | 6 | 8 |
Романчук А. | 4 | 9 | 8 |
Информация о работе Воспитание личности младшего школьника в коллективе