Воспитание личности младшего школьника в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования: принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преиму¬щественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического вос¬питания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, по¬кушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллектив¬ного и индивидуального в воспитании очевидна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВ…...5
1.1. Теории коллектива в трудах отечественных педагогов…………………………………………………………………….……5
1.2. Роль детского коллектива в развитии личности………………………………………………………………….………8
1.3. Реализация воспитательных функций коллектива……………………9
1.4. Развитие детского самоуправления……………………………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………15
ГЛАВА 2.МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………
2.1. Изучение межличностных отношений в классном коллективе…..
2.2. Групповая форма работы на уроке как средство воспитания личности в коллективе………………………………………………………
2.3. Результативность использования групповой формы работы как средства воспитания личности в коллективе…………………………….
Выводы по второй главе…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 309.50 Кб (Скачать документ)

      На  уроках математики нами были так же использованы групповые формы работы [ПРИЛОЖЕНИЕ 7]. Например, на уроке по теме «Повторение изученного. Устное сложение и вычитание двузначных чисел». Предварительно мы сообщили детям о том, что урок необычный, а именно, что во время урока  математики мы будем путешествовать по сказкам. А именно игра «Кто пришёл в гости к Дюймовочке». Также мы рассказали детям о том, что Дюймовочка позвала в гости своих друзей, а классу  предлагает  узнать, кто к ней придёт в гости кроме Буратино и Мальвины. Для этого нужно вставить число, чтобы пример был решён правильно.  Ученикам розданы разрезные карточки. На одних размещены примеры, на ответы, а с обратной стороны имя героя. Игра показалась детям очень занимательной, а для нас оказалась отличным примером сплочения коллектива, т.к. все дети участвовали в обсуждении и решении примеров.

      Также на уроке ЧиМ нами был использован групповой элемент работы [ПРИЛОЖЕНИЕ 7]. Ученики получили задание исследовательского характера и должны были ответить на следующие вопросы: «Какой стороной горизонта принято считать верхнюю часть карты? Какая сторона горизонта находиться в левой части карты?» И ещё одно задание на внимательность, где требовалось подчеркнуть нужный ряд цветов, обозначающих на физической карте полушария и сушу.

     Групповая форма работы на уроке безусловно важный и эффективный способ формирования дружного коллектива, но не менее важна  внеурочная работа, а именно организация  динамических перемен. Таким образом, мы предложили детям ряд игр на перемене. В первый день наблюдений мы предложили детям игру «Соберемся вместе» [ПРИЛОЖЕНИЕ 8], такая игра помогает не только лучше узнать себя самого, понять свое отличие от других, но найти и укрепить новые средства и пути для взаимной поддержки людей в групповом взаимодействии, развивать такие способности, которые одновременно учат и лидирующей роли, и роли рядового участника в ситуациях группового решения,  развивать способность к открытому взаимодействию с миром, сохраняя при этом свою индивидуальность Активность детей была при первой попытке проведения игры была не очень велика, но на второй день дети сами подходили и спрашивали, будем ли мы на перемене проводить игры. В дальнейшем активное участие учеников в играх только увеличивалось. Также им были предложены следующие игры на сплочение коллектива: «Путник  и скала», «Как чихают слоны», «Люди – к людям», «Кто быстрее?» [ПРИЛОЖЕНИЕ 8]. Вышеуказанные игры предоставляют возможность вступить во внутригрупповое сотрудничество и взаимодействие, прожить ситуацию взаимоподдержки и взаимопомощи и тем самым помогают создать условия для доверительных взаимоотношений. 

      Материалы всех подготовленных и проведённых  уроков и перемен были направлены на формирование разносторонне развитой личности ребёнка, а также успешное влияние его в школьный коллектив Именно воспитательная работа помогает ребёнку реализовать себя как личность в широком взаимодействии с окружающим миром. Она удовлетворяет личные интересы и притязания детей.

     Проведённая нами воспитательная работа расширила круг знаний детей, помогла ребятам ощутить себя нужным другим, коллективу. Наконец, воспитательная работа принесла нам радость и возможность проявить наши способности. 
 

    2.3. Результативность использования групповой формы работы как средства воспитания личности в коллективе 

     После всей проведенной работы был организован  контрольный этап эксперимента. Учащимся 3«В» класса было предложено повторно ответить на вопросы социометрии. Результаты повторной социометрии представлены в таблице 3 и социограмме 2 [Приложение 9]. А так же была проведена повторная беседа «За что вы выбрали партнёра по парте?».

      В таблице 4 [Приложение 10] изложены результаты повторной индивидуальной беседы с 3«В»: «За что выбрали партнёра по парте?». При сравнительном анализе бесед на констатирующем и контрольном этапах учащихся 3«В» класса можно сделать следующий вывод, что уровень сплоченности остался прежним. Анализ ответов по прежнему показывает, что симпатии детей на стороне тех, кто проявляет стремление дружить, способен к совместной игре, хорошо учится, готов оказать помощь, кто привлекателен внешне, у кого ровный характер, кто проявляет инициативу, самостоятельность.

      Контрольная социометрия 3 «В» класса помогла  выявить следующее: 3 ученика – «социометрические звезды»,  5 учеников – «предпочитаемые», 3 ученика – «изолированные», что повлекло за собой следующие выводы.

     По  результатам повторной социометрии  мы можем судить о том, что групповая  форма работы все же положительно влияет на динамику развития уровня сформированности детского коллектива. Результаты контрольной социометрии показали, что уменьшилось количество детей признанных «изолированными» от 5 до 3, равно как и количество «звезд» от 5 до 3, а 2 детей перешли из категории «пренебрегаемых» в категорию «предпочитаемых», что, безусловно, свидетельствует о повышении уровня сформированности классного коллектива. 
 

     Дружеские взаимоотношения являются лишь основой  для формирования товарищества в  коллективе. Симпатии и привязанности не могут быть всегда и во всем определяющими. Необходимо ребят учить работать и играть вместе со всеми. С этой целью возможны объединения детей для совместной деятельности на самых разных основаниях. Дружно работают дети, если их объединяет интересное задание. Всё это в значительной мере определяет успех коллективной работы, и, в свою очередь, способствует пробуждению товарищеских контактов.

    Приложение 4 повторная социометрия

    Приложение 5 повторная социограмма 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Личность  формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети взаимных отношений.

      Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

      Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью,  обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.  
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    
  1. Адарченко, Е.Л. Теория воспитания в схемах и  понятиях / Е.Л. Адарченко, Л.Н.Городецкая. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. – с.38.
  2. Бесова, М.А. Воспитательная работа в начальной школе: теория, методика, технология / М.А.Бесова. 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. – с.190
  3. Бесова, М.А. Праздник в начальной школе: методика, технология, практика / М.А.Бесова. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2002. – 135 с.
  4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.Щурковой – М., 1996. – с.127
  5. Воспитание как педагогическое явление //В кн.: Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995, гл. 15,с.96
  6. Волков, И.П. Цель одна-дорог много / И.П.Волков. – М.,1988
  7. Выготский, Л.С Этюды по истории поведения./Л. С. Выготский -  М., 1993
  8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком, КАК?/Ю.Б. Гиппенрейтер -  М., 1997, 261с.
  9. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов./И.П.Иванов -  М., 1984
  10. Иванова,M. Организация деятельности детского самоуправления. / М. Иванова; // Управление школой: газета Издательского дома «Первое сентября», 2010. - №4. – с.39-42
  11. Зайцева И.А. Коллектив как среда воспитания личности: на примере пед.опыта М.Г. Казакинной./ Мир образования – образование в мире, 2009. - №2. – с.93-98
  12. Кабуш, В.Т. Самоуправление учащихся: учеб.пособие / Кабуш В.Т.; - 5-е изд. – Мн.: АПО,2009. – 187с.
  13. Капотов, В.М. Введение в общую теорию развития личности / В. М.Капотов -  М., 1991
  14. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем ./ В.А.Караковвский -  М.: Новая школа, 1996. – 157с.
  15. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхаваняя, 2007. - №2. – с.3-20
  16. Лихачев Б.Т.Педагогика./Б. Т. Лихачев – М.,1993, 607с.
  17. Лысенкова С.Н. Когда легко учится /С.Н.Лысенкова. –М.,1991. – 400-00.
  18. Макаренко,А.С. Методология организации воспитательного процесса/Ред. и предисл. Г.С.Макаренко.-М.:изд. и тип. Трудрезервиздат,1947.-98с.-(В помощь мастеру, преподавателю, воспитателю)
  19. Педагогика /под ред.Ю.К. Бабанского.- М.,1988, 479с.
  20. Портных В.Я. Коллектив и воспитание личности / В.Я.Портных // Специалист,1993. - №4. – с.17-18.
  21. Рожков,М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учеб.-метод.пособие/М.И.Рожков. – М.:ВЛАДОС,2002. – 160с.
  22. Селиванова,Н. Коллектив в современной школе: нужен ли он? О создании и развитии коллектива класса / Н.Селиванова // Народное образование,2004. - №2. – с. 157-161 
  23. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский – Минск: Народная асвета, 1981. – 288с.
  24. Философский словарь/под ред.И.И.Фролова –М.:Полиздат,1991.– 560с.
  25. Шевандрин,Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. - Учебное пособие. Ч.1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М. ВЛАДОС, 1995. – 514 С.
  26. Шилова, М.И. Учителю о воспитанности школьника./ М.И.Шилова - М.,1990. – c.45
  27. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе / Н.Е. Щуркова / под ред. Н.Е.Щуркова. – М.: Просвещение,1998. – 194с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схема 1

МОДЕЛЬ  РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

    Определение

цели  деятельности

↑             ↓             ↓ 

   
Коллективное подведение итогов Оценка своих возможностей           Принятие  цели  
 
коллективом Коллективное обсуждение целей
↑        ↓ 
Реализация решения  
 
Интенсивная организаторская деятельность  
  Мотив группового действия

«Мы хотим» 

  Постановка   
 
управленческой проблемы  
Выдвижение идей
  ↑                          ↑   ↓ 
Коллективное  принятие решения

Выбор вариантов  действия

    Обсуждение  вариантов решения

Мозговой  штурм

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТАБЛИЦА 1

п/п

Кто выбирает Кого  выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 Авдеенко А. (д)       3                 1 2  
2 Волкович Е. (д)       2                 1 3  
3 Войтехович  Е. (м)         2   3         1      
4 Демидович С. (д) 3                       1 2  
5 Ершов О.(м)     1       3         2      
6 Коршунов М. (м)     1   3   2                
7 Лущик Е. (м)     1   2 3                  
8 Мартинкевич А. (д)       2     3           1    
9 Мелешко А. (м)     2   1             3      
10 Никитин В. (м)     1   3   2                
11 Полячинский А. (м)     2   1   3                
12 Родионов Е. (м)     1       2       3        
13 Романчук А. (д) 3       2                 1  
14 Черневич А. (д) 2       3               1    
15 Яковицкая Е. (д)         1   2           3    
Количество  полученных выборов 3 0 7 6 6 1 8 0 0 0 1 3 6 4 0
Количество  взаимных выборов 3 0 3 3 2 1 3 0 0 0 0 1 2 3 0
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СОЦИОГРАММА 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 ТАБЛИЦА 2 

Фамилия Имя

ребёнка

Ответы  школьников
Количество  детей выразивших симпатию к лидерам  по указанным качествам
«хороший»

«дружный»

«красивая»

«хорошо учится»

«стремится  помочь»

«много знает и              умеет»
Ершов О. 7 9 8
Демидович С. 10 8 9
Войтехович  Е. 10 10 10
Лущик Е. 6 7 8
Романчук  А. 5 9 7
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  5

Фрагмент  урока русского языка  в третьем классе.

Тема: "Состав слова. Разбор слов по составу"(1 урок).

Работа в группах.

  1 группа отправляется  в город Окончаний.  Для них на отдельном листе записано стихотворение "Про кота":

У норы добычи ждёт,

притаившись, серый кот.

Мышь  осталась без хвоста,

Информация о работе Воспитание личности младшего школьника в коллективе