Воспитание личности младшего школьника в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования: принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преиму¬щественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического вос¬питания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, по¬кушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллектив¬ного и индивидуального в воспитании очевидна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВ…...5
1.1. Теории коллектива в трудах отечественных педагогов…………………………………………………………………….……5
1.2. Роль детского коллектива в развитии личности………………………………………………………………….………8
1.3. Реализация воспитательных функций коллектива……………………9
1.4. Развитие детского самоуправления……………………………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………15
ГЛАВА 2.МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………
2.1. Изучение межличностных отношений в классном коллективе…..
2.2. Групповая форма работы на уроке как средство воспитания личности в коллективе………………………………………………………
2.3. Результативность использования групповой формы работы как средства воспитания личности в коллективе…………………………….
Выводы по второй главе…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 309.50 Кб (Скачать документ)

     Задачи, которые традиционно ставили педагоги, развивая самоуправление, были самые разные. Авторитарная педагогика основными из них считала: включение учащихся в решение педагогических задач, укрепление дисциплины силами учащихся, освобождение педагогов от ряда управленческих функций. Основанием для этого было выполнение школой социального заказа на формирование послушной конформистской личности.

     Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

     Ученическое самоуправление — форма организации  жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей [12,с.35].

     Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним  каждого школьника возникает  основное противоречие, которое можно  разрешить, сформировав групповой мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение потребностей зависит от достижения этой цели [21, c. 39].

     На  схеме 1 [ПРИЛОЖЕНИЕ 1] представлена модель развития самоуправления в ученическом коллективе. Суть такого развитая в цикличности этого процесса. Педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения.

     Самоуправление  развивается только тогда, когда  учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения  поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

     Подведение  итогов, групповая рефлексия позволяют  подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих  этапах с каждым циклом они все  самостоятельнее определяют цель, реализуемую  впоследствии детским коллективом. Эта цикличность отражена в модели развития самоуправления, изображенной на схеме 1[Приложение 1]. 

     Развиваясь  в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач, и  не только тех, которые выполняли раньше педагоги. В результате развития постановка управленческих задач должна в основном зависеть от инициативы и самостоятельности учащихся. Необходимо отметить, что степень их участия в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой.

     Самоуправление  может развиваться практически  во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера  их интересов. В то же время, как показывает изучение этого явления, развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности.

 
 

 

     Выводы по первой главе 

    В советской школе была принята  концепция коллективистского воспитания, суть которой в следующем. В социалистическом обществе людей связывают подлинно коллективистские отношения, поскольку у них общая собственность, социальные идеалы и деятельность. Солидарность трудящихся и коллективизм являются идеологией социалистического общества, принципом жизни. Коллектив выступает как средство достижения свободы развития личности.

    На  этом в педагогике обосновывается принцип  воспитания в коллективе и через  коллектив, согласно которому коллектив  учеников является средством воспитания личности. Создателями и разработчиками педагогической теории коллектива были А. Макаренко, Н. Крупская, позднее В.А. Сухомлинский и др.

    В современном развитом мире действует  другой принцип — индивидуального  успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психологическое взаимодействие людей. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых условиях отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.

    С позиций последней коллектив — высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.

    В этом определении есть четыре признака коллектива воспитанников, указанные еще А. Макаренко: наличие социально значимых целей и деятельности, органов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разными признакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые.         А. Макаренко выделял первичные коллективы 10—15 человек, находящихся в непосредственном контакте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие «группообразование», его вариант «коллективообразование», превращение группы в коллектив, а также «коллективистское самоопределение» — отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности.

    Отношения в коллективе строятся, по А. Макаренко, на принципе ответственной зависимости. Коллективистские отношения определяются прежде всего отношением каждого к общим ценностям, целям и деятельности, они проявляются в способности каждого руководить и подчиняться во имя общих дел. Это отношения преимущественно делового сотрудничества. Наряду с ними есть отношения межличностные — это отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах. В отечественной науке и практике приоритет отдавался коллективистским отношениям и недооценивалось богатство межличностных отношений. Это, а также идеологический постулат о подчинении личности интересам общества ведет к отрицательным последствиям: конформности личности, безынициативности, подавлению индивидуальности. Это тем более так, что в практике меньшая часть групп учащихся достигает высокой стадии развития коллектива.

    Поэтому теорию и методику коллективного  воспитания следует видеть в исторической перспективе. Наряду с развитием коллективистских отношений учителю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и умения взаимодействовать, культуру общения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтические методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и снижает негативный эффект коллективного воспитания, проявляющийся при его догматизации.

 

     ГЛАВА 2.МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Изучение межличностных отношений в классном коллективе. 

    Для того, чтобы выявить эффективность  групповой формы работы на уроках, необходимо изучить межличностные  отношения в классном коллективе. Согласно вышеуказанной цели, было проведено исследование на базе ГУО «Средней общеобразовательной школы №3 г.Глубокое», Витебской области, в котором участвовали ученики 3«В» класса, всего 15 учеников (а именно 7 девочек и 8 мальчиков). Для исследования межличностных отношений в коллективе был использован социометрический метод. Суть его заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной деятельности в заданных условиях (сидеть за одной партой, готовиться к контрольной, пойти в кино и т.п.). Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом.  

    Детям было предложено ответить на ряд вопросов:

    1.Представь, что ты можешь выбрать себе нового соседа по парте. Кого бы ты выбрал(а)?

    2. В классе намечается групповая контрольная работа. С кем бы ты хотел работать в паре?

    3. Ты выиграл путевку на море на двоих. Кого из одноклассников ты взял бы с собой за компанию?   

    Обработав результаты социометрии [Приложение 2], были сделаны следующие выводы: «социометрические звезды» - 5 учеников, «предпочитаемые» - 3 ученика, «пренебрегаемые» - 2 ученика, «изолированные» - 5 учеников. Таким образом, в классе трое популярных детей, что составляет 20% учащихся 3«В» класса, пятеро учеников имеют средний уровень популярности, что составляет 33,3% учащихся класса, непопулярных детей в классе так же пятеро, что составляет 33,3% учащихся, что безусловно свидетельствует о несформированности классного коллектива. На социограмме 1  [Приложение 3] можно проследить уровни популярности учеников в классе. 

     В процессе наблюдения и беседы были выявлены особые лидерские качества у «популярных» детей. Всем им были присущи следующие общие черты. Это хорошо успевающие по всем предметам ученики, с доброй открытой думой, всегда готовые придти на помощь другому, сделать другому доброе дело: иногда отдавали свою ручку забывшему её, хотя сами оставались без ручки, без напоминания подходили к «непопулярным» ученикам на переменах, после уроков, помогали им в решении задач. Т.е. в третьем классе наибольшие симпатии вызывают: примерное поведение, хорошая учёба, опрятный внешний вид, доброжелательное отношение к одноклассникам.

     В таблице 2 [Приложение 4] – результаты индивидуальной беседы с 3«В»: «За что выбрали партнёра по парте?»

      Анализ  ответов показывает, что симпатии детей на стороне тех, кто проявляет стремление дружить, способен к совместной игре, хорошо учиться, готов оказать помощь, кто привлекателен внешне, у кого ровный характер, кто проявляет инициативу, самостоятельность.

      Согласно  выявленным пробелам в межличностных отношениях учащихся была построена вся дальнейшая работа. Было принято решение использовать групповые формы работы на уроках в 3«В» классе, чтобы повысить уровень сформированности  классного коллектива. 

    2.2. Групповая форма работы на уроке как средство воспитания личности в коллективе 

    Нельзя  не согласиться с Б.Т.Лихачевым, который писал: «Воспитательные отношения оказывают решительное влияние на воспитание  у детей системных коллективных нравственных качеств, мотивов и стимулов поведения, потребностей и интересов. Исходя из этого, в целях диагностики состояния коллектива могут быть установлены следующие критерии его формирования. Организационный критерий требует наличия общей цели – перспективы развития коллектива; общего учебного труда».

    Наша задача в первую очередь заключается в том, чтобы создать условия для успешного воспитания ребенка и формирования его личности в коллективе. Для реализации наших целей и задач мы использовали групповые формы работы на уроках. Так, на уроках русского языка детям были предложены следующие виды групповой деятельности. Ученики были разделены на 4 группы: город Окончаний, городе Корнеслов, город Суффиксград и город Приставок. В соответствии с названием группы детям было предложено выполнить ряд заданий по теме «Состав слова». Следующим этапом данной групповой работы стала ее защита. Группы поочередно выходили к доске и, распределив очередность выступления, представили решенные задания.

      На  следующем уроке русского языка  был представлен другой вид групповой  работы: «Пропавшая буква» [ПРИЛОЖЕНИЕ 6]. Детям розданы карточки с текстом письма, где лишь одна гласная буква «ошибочно» заменена иной гласной буквой. Детям необходимо не только найти пропущенную букву, но и исправить слова в стихотворении, и выразительно прочитать его.

      Ещё одним примером групповой работы стало коллективное задание на уроке-повторении [ПРИЛОЖЕНИЕ 6], где детям необходимо было предложено «порыбачить», при том первая группа должна была выловить только тех рыбок, на которых написаны слова, которые отвечают на вопрос «что делает?», а 2 группа – «что делают?» и записать их в тетрадь.

Информация о работе Воспитание личности младшего школьника в коллективе