Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 13:19, курсовая работа
Актуальность темы исследования: принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преиму¬щественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического вос¬питания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, по¬кушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллектив¬ного и индивидуального в воспитании очевидна.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВ…...5
1.1. Теории коллектива в трудах отечественных педагогов…………………………………………………………………….……5
1.2. Роль детского коллектива в развитии личности………………………………………………………………….………8
1.3. Реализация воспитательных функций коллектива……………………9
1.4. Развитие детского самоуправления……………………………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………15
ГЛАВА 2.МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………
2.1. Изучение межличностных отношений в классном коллективе…..
2.2. Групповая форма работы на уроке как средство воспитания личности в коллективе………………………………………………………
2.3. Результативность использования групповой формы работы как средства воспитания личности в коллективе…………………………….
Выводы по второй главе…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Задачи, которые традиционно ставили педагоги, развивая самоуправление, были самые разные. Авторитарная педагогика основными из них считала: включение учащихся в решение педагогических задач, укрепление дисциплины силами учащихся, освобождение педагогов от ряда управленческих функций. Основанием для этого было выполнение школой социального заказа на формирование послушной конформистской личности.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей [12,с.35].
Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого школьника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение потребностей зависит от достижения этой цели [21, c. 39].
На схеме 1 [ПРИЛОЖЕНИЕ 1] представлена модель развития самоуправления в ученическом коллективе. Суть такого развитая в цикличности этого процесса. Педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом. Эта цикличность отражена в модели развития самоуправления, изображенной на схеме 1[Приложение 1].
Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги. В результате развития постановка управленческих задач должна в основном зависеть от инициативы и самостоятельности учащихся. Необходимо отметить, что степень их участия в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой.
Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то же время, как показывает изучение этого явления, развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности.
Выводы по первой
главе
В советской школе была принята концепция коллективистского воспитания, суть которой в следующем. В социалистическом обществе людей связывают подлинно коллективистские отношения, поскольку у них общая собственность, социальные идеалы и деятельность. Солидарность трудящихся и коллективизм являются идеологией социалистического общества, принципом жизни. Коллектив выступает как средство достижения свободы развития личности.
На этом в педагогике обосновывается принцип воспитания в коллективе и через коллектив, согласно которому коллектив учеников является средством воспитания личности. Создателями и разработчиками педагогической теории коллектива были А. Макаренко, Н. Крупская, позднее В.А. Сухомлинский и др.
В современном развитом мире действует другой принцип — индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психологическое взаимодействие людей. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых условиях отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.
С позиций последней коллектив — высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.
В этом определении есть четыре признака коллектива воспитанников, указанные еще А. Макаренко: наличие социально значимых целей и деятельности, органов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разными признакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А. Макаренко выделял первичные коллективы 10—15 человек, находящихся в непосредственном контакте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие «группообразование», его вариант «коллективообразование», превращение группы в коллектив, а также «коллективистское самоопределение» — отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности.
Отношения в коллективе строятся, по А. Макаренко, на принципе ответственной зависимости. Коллективистские отношения определяются прежде всего отношением каждого к общим ценностям, целям и деятельности, они проявляются в способности каждого руководить и подчиняться во имя общих дел. Это отношения преимущественно делового сотрудничества. Наряду с ними есть отношения межличностные — это отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах. В отечественной науке и практике приоритет отдавался коллективистским отношениям и недооценивалось богатство межличностных отношений. Это, а также идеологический постулат о подчинении личности интересам общества ведет к отрицательным последствиям: конформности личности, безынициативности, подавлению индивидуальности. Это тем более так, что в практике меньшая часть групп учащихся достигает высокой стадии развития коллектива.
Поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует видеть в исторической перспективе. Наряду с развитием коллективистских отношений учителю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и умения взаимодействовать, культуру общения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтические методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и снижает негативный эффект коллективного воспитания, проявляющийся при его догматизации.
ГЛАВА 2.МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1.
Изучение межличностных
отношений в классном
коллективе.
Для
того, чтобы выявить эффективность
групповой формы работы на уроках,
необходимо изучить межличностные
отношения в классном коллективе.
Согласно вышеуказанной цели, было проведено
исследование на базе ГУО «Средней общеобразовательной
школы №3 г.Глубокое», Витебской области,
в котором участвовали ученики 3«В» класса,
всего 15 учеников (а именно 7 девочек и
8 мальчиков). Для исследования межличностных
отношений в коллективе был использован
социометрический метод. Суть его заключается
в выборе учащимися других членов группы
для совместной деятельности в заданных
условиях (сидеть за одной партой, готовиться
к контрольной, пойти в кино и т.п.). Осуществляемый
каждым ребенком выбор показывает, кому
из одноклассников он отдает предпочтение
и пользуется ли при этом взаимностью,
а статистический анализ данных позволяет
выявить некоторые количественные характеристики:
взаимность выбора, его осознанность,
устойчивость межличностных отношений,
степень удовлетворенности ими каждого
ученика и класса в целом.
Детям было предложено ответить на ряд вопросов:
1.Представь, что ты можешь выбрать себе нового соседа по парте. Кого бы ты выбрал(а)?
2. В классе намечается групповая контрольная работа. С кем бы ты хотел работать в паре?
3.
Ты выиграл путевку на море на двоих. Кого
из одноклассников ты взял бы с собой за
компанию?
Обработав
результаты социометрии [Приложение 2],
были сделаны следующие выводы: «социометрические
звезды» - 5 учеников, «предпочитаемые»
- 3 ученика, «пренебрегаемые» - 2 ученика,
«изолированные» - 5 учеников. Таким образом,
в классе трое популярных детей, что составляет
20% учащихся 3«В» класса, пятеро учеников
имеют средний уровень популярности, что
составляет 33,3% учащихся класса, непопулярных
детей в классе так же пятеро, что составляет
33,3% учащихся, что безусловно свидетельствует
о несформированности классного коллектива.
На социограмме 1 [Приложение 3] можно
проследить уровни популярности учеников
в классе.
В процессе наблюдения и беседы были выявлены особые лидерские качества у «популярных» детей. Всем им были присущи следующие общие черты. Это хорошо успевающие по всем предметам ученики, с доброй открытой думой, всегда готовые придти на помощь другому, сделать другому доброе дело: иногда отдавали свою ручку забывшему её, хотя сами оставались без ручки, без напоминания подходили к «непопулярным» ученикам на переменах, после уроков, помогали им в решении задач. Т.е. в третьем классе наибольшие симпатии вызывают: примерное поведение, хорошая учёба, опрятный внешний вид, доброжелательное отношение к одноклассникам.
В таблице 2 [Приложение 4] – результаты индивидуальной беседы с 3«В»: «За что выбрали партнёра по парте?»
Анализ ответов показывает, что симпатии детей на стороне тех, кто проявляет стремление дружить, способен к совместной игре, хорошо учиться, готов оказать помощь, кто привлекателен внешне, у кого ровный характер, кто проявляет инициативу, самостоятельность.
Согласно
выявленным пробелам в межличностных
отношениях учащихся была построена вся
дальнейшая работа. Было принято решение
использовать групповые формы работы
на уроках в 3«В» классе, чтобы повысить
уровень сформированности классного
коллектива.
2.2.
Групповая форма работы
на уроке как средство
воспитания личности
в коллективе
Нельзя не согласиться с Б.Т.Лихачевым, который писал: «Воспитательные отношения оказывают решительное влияние на воспитание у детей системных коллективных нравственных качеств, мотивов и стимулов поведения, потребностей и интересов. Исходя из этого, в целях диагностики состояния коллектива могут быть установлены следующие критерии его формирования. Организационный критерий требует наличия общей цели – перспективы развития коллектива; общего учебного труда».
Наша задача в первую очередь заключается в том, чтобы создать условия для успешного воспитания ребенка и формирования его личности в коллективе. Для реализации наших целей и задач мы использовали групповые формы работы на уроках. Так, на уроках русского языка детям были предложены следующие виды групповой деятельности. Ученики были разделены на 4 группы: город Окончаний, городе Корнеслов, город Суффиксград и город Приставок. В соответствии с названием группы детям было предложено выполнить ряд заданий по теме «Состав слова». Следующим этапом данной групповой работы стала ее защита. Группы поочередно выходили к доске и, распределив очередность выступления, представили решенные задания.
На следующем уроке русского языка был представлен другой вид групповой работы: «Пропавшая буква» [ПРИЛОЖЕНИЕ 6]. Детям розданы карточки с текстом письма, где лишь одна гласная буква «ошибочно» заменена иной гласной буквой. Детям необходимо не только найти пропущенную букву, но и исправить слова в стихотворении, и выразительно прочитать его.
Ещё одним примером групповой работы стало коллективное задание на уроке-повторении [ПРИЛОЖЕНИЕ 6], где детям необходимо было предложено «порыбачить», при том первая группа должна была выловить только тех рыбок, на которых написаны слова, которые отвечают на вопрос «что делает?», а 2 группа – «что делают?» и записать их в тетрадь.
Информация о работе Воспитание личности младшего школьника в коллективе