Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:51, дипломная работа
Цель исследования: сформировать положительные взаимоотношения в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредством игры (подвижной, театрализованной и сюжетно-ролевой).
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Психолого-педагогические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ…………………9
1.1. Исследование проблемы детских взаимоотношений в отечественной и зарубежной педагогики и психологии…………9
1.2. Виды игр, критерии их отбора и разработки для дошкольников………………………………………………………..29
1.3. Влияние игр на воспитание положительных отношений у детей в разновозрастной группе детского сада………………….49
Выводы по главе I ……………………………………………………………61
Глава II. Формирование положительных взаимоотношений в разновозрастной группе ДОУ посредством игры ……………………….63
2.1. Выявление межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольного учреждения………………………………….63
2.2. Игра как средство формирования положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников…74
2.3. Результаты экспериментального исследования ……………82
Выводы по главе II …………………………………………………………..91
Заключение ……………………………………………………………………94
Педагогические рекомендации для воспитателей……………….96
Библиография …………………………………………………………..98
Приложение …………………………………………………………………..102
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БИРСКАЯ ГОСУДАРСВТЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ ДЕТСТВА
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Михайлова Вероника Михайловна
Студентка VI курса заочного отделения
Выпускная квалификационная работа
Воспитание положительных отношений у детей дошкольного возраста в процессе игр в условиях разновозрастной группы дошкольного образовательного учреждения
К защите допущен Научный руководитель:
Зав. кафедрой к.п.н., доцент К.п.н., доцент
____________ Т.И. Горная ______________М.С. Черникова
«___»______________2010 г. «___»______________2010 г.
Бирск 2010
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Психолого-педагогические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ…………………9
1.1. Исследование проблемы детских взаимоотношений в отечественной и зарубежной педагогики и психологии…………9
1.2. Виды игр, критерии их отбора и разработки для дошкольников………………………………………………
1.3. Влияние игр на воспитание положительных отношений у детей в разновозрастной группе детского сада………………….49
Выводы по главе I ……………………………………………………………61
Глава II. Формирование положительных взаимоотношений в разновозрастной группе ДОУ посредством игры ……………………….63
2.1. Выявление межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольного учреждения………………………………….63
2.2. Игра как средство формирования положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников…74
2.3. Результаты экспериментального исследования ……………82
Выводы по главе II …………………………………………………………..91
Заключение ……………………………………………………………………94
Педагогические рекомендации для воспитателей……………….96
Библиография …………………………………………………………..98
Приложение …………………………………………………………………..102
Введение
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.
Проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой “личность в системе коллективных отношений”, столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.
Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых методических средств, применяемых на современном этапе социально-психологической наукой.
Как известно уже, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С. Макаренко и Н.К. Крупской, социально психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А. Аркин и А.С. Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов, советская психология начала развиваться бурными темпами, при этом появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л. Коломинского, Л.В. Артемовой и др.
В 1968 г. при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборатория “Формирование личности ребенка”. Усилия сотрудников лаборатории были направлены главным образом на разработку комплекса методик и на изучение таких вопросов, как структура взаимоотношений детей на разных этапах дошкольного детства; особенности общения и взаимооценок детей в возрастной группе детского сада, а также на решение некоторых вопросов, связанных со сферой самосознания дошкольников.
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.
По определению известного педагога А.П. Усовой, дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.
Т.А. Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А. Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В. Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения.
Важным направлением в научных исследованиях лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А. Кричевский, Т.А. Репина, Р.А. Иванова и Л.П. Бухтиарова.
Становление личности дошкольника происходит в его отношениях людьми - не только взрослыми, но и другими детьми (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.). Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие. Особый интерес представляют отношения детей разного возраста. Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются разные по своим физическим и умственным возможностям дети. Можно полагать, что отношения между такими разными детьми имеют свою специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе.
В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво. Одни считают, что разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются». По мнению других, в разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших», «трудно организовать детей» и пр. В последнее время всё чаще наблюдаются случаи физического и морального насилия (так называемой дедовщины) не только в армии, но уже и в школе. Очевидно, что возможности предупреждения этого опасного явления могут лежать в сфере дошкольного воспитания. Адекватная организация детских отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного ресурса личностного и социального развития ребёнка.
В этой связи чрезвычайно важно понять специфику детских отношений в дошкольных разновозрастных группах и выявить те факторы, которые способствуют или препятствуют становлению просоциальных форм поведения детей. Актуальность темы исследования заключается в том, что психологический анализ отношений старших и младших детей может дать новые подходы к воспитанию таких важнейших личностных качеств, как толерантность, нравственность, способность считаться с другими, сотрудничать с непохожими людьми и пр.
Актуальность темы определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы, которая контрастирует с ее слабой изученностью. В отечественной литературе практически нет исследований, специально посвященных психолого-педагогическому анализу отношений детей в разновозрастных группах. В то же время число разновозрастных групп в детских садах в последние годы неуклонно растет.
На восполнение этого существенного пробела направлена наша экспериментальная работа.
Цель исследования: сформировать положительные взаимоотношения в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредством игры (подвижной, театрализованной и сюжетно-ролевой).
Предметом исследования являются взаимоотношения детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектного ДОУ.
Объектом исследования являются межличностные отношения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование положительных взаимоотношений детей в разновозрастной группе малокомплектного ДОУ будет эффективным, если организовать игры: подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности общения и межличностных отношений детей в разновозрастных группах дошкольников.
3. Разработать и апробировать минипрограмму «Дружные ребята», которая способствует построению положительных межличностных отношений у детей разновозрастных групп посредством игры (подвижной, театрализованной и сюжетно-ролевой).
4. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Теоретико-методологической основой исследования стали положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко и Н.К.Крупской, работы по исследованию групп детского сада Я.Л. Коломинского, Л.В. Артемовой, изучение особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (Т.В. Антонова, Т.А. Репина и Л.А. Рояк); данные психологической науки о развитии и средствах общения дошкольников (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.В. Антонова, А.А. Бодалев, Л.Н. Башлакова и др.); психолого-педагогические положения об игре как ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
• экспериментальные методики, направленные на выявление качества межличностных отношений детей;
• стандартизованное наблюдение за свободным взаимодействием детей;
• наблюдение за взаимодействием воспитателя с детьми;
• анкетирования воспитателей;
• анализа предметной среды группы дошкольного образовательного учреждения.
Научная новизна и теоретическая значимость: проанализирована и обобщена психолого-педагогическая литература по проблеме межличностных отношений и взаимоотношений дошкольников; уточнена сущность понятий «положительные взаимоотношения дошкольников», «разновозрастная группа», «малокомплектный ДОУ». Разработана экспериментальная минипрограмма «Дружные ребята», направленная на формирование положительных взаимоотношений детей дошкольной разновозрастной группы посредством игр.
Практическая значимость: внедрена в воспитательно-образовательный процесс ДОУ минипрограмму «Дружные ребята», направленная на формирование положительных взаимоотношений детей дошкольной разновозрастной группы посредством игр: подвижной, театрализованной и сюжетно-ролевой; предложенные педагогические рекомендации могут быть использованы педагогами и родителями.
Апробация и внедрение результатов исследования: участие в педагогических советах МБДОУ № 9 с. Никольское Краснокамского района РБ.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась разнообразием экспериментальных методик и использованием методов математической статистики (G- критерий знаков).
База исследования: В исследовании участвовало 20 детей разновозрастной группы (от 3 до 7 лет) МБДОУ № 9 с. Никольское Краснокамского района РБ.
Структура работы: состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов, заключения, педагогических рекомендаций, библиографии (53 источника), приложения.
Глава I. Психолого-педагогические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ
1.1. Исследование проблемы детских взаимоотношений в отечественной и зарубежной психологии
Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для социальной психологии ключевой проблемой. В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.