Воспитание положительных отношений у детей дошкольного возраста в процессе игр в условиях разновозрастной группы дошкольного образовате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:51, дипломная работа

Описание

Цель исследования: сформировать положительные взаимоотношения в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредством игры (подвижной, театрализованной и сюжетно-ролевой).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Психолого-педагогические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ…………………9
1.1. Исследование проблемы детских взаимоотношений в отечественной и зарубежной педагогики и психологии…………9
1.2. Виды игр, критерии их отбора и разработки для дошкольников………………………………………………………..29
1.3. Влияние игр на воспитание положительных отношений у детей в разновозрастной группе детского сада………………….49
Выводы по главе I ……………………………………………………………61
Глава II. Формирование положительных взаимоотношений в разновозрастной группе ДОУ посредством игры ……………………….63
2.1. Выявление межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольного учреждения………………………………….63
2.2. Игра как средство формирования положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников…74
2.3. Результаты экспериментального исследования ……………82
Выводы по главе II …………………………………………………………..91
Заключение ……………………………………………………………………94
Педагогические рекомендации для воспитателей……………….96
Библиография …………………………………………………………..98
Приложение …………………………………………………………………..102

Работа состоит из  1 файл

Дипломная Михайлова 5курс.doc

— 522.00 Кб (Скачать документ)

Особую трудность при ответе на вопросы дети испытывали, отвечая на вопрос второй и третий, остальные вопросы затруднений не вызывали. На первую часть второго вопроса дети в основном не отвечали, только Юля Д. ответила. А на вопрос «с кем не хочет водиться?» ответили только Катя П и Виктор Г., сказали «нет таких», а остальные пожимали плечами. У Ильи И. многие вопросы вызывали затруднения, лучший друг его, как он сказал Андрей, однако обосновать свой ответ «почему?» он не смог.

Сергей П. останавливал свой выбор на разных членах группы в зависимости от ситуации. Очень хорошие ответы с пояснениями были у Юли Д., она называла ребят, и говорила почему она их выбрала. У Андрея были краткие ответы, и на все вопросы отвечал одинаково, только с Егором  хотел дружить. В общем плане ребята охотно идут на контакт стараются ответить на поставленные вопросы по мере своих возможностей.

В результате наблюдения выявлено избирательное отношение детей группы друг к другу. Так как наблюдения велись за каждым ребенком отдельно, то удалось выявить взаимоотношения каждого со сверстником и младшим.

Были выделены следующие типы отношений между детьми:

Отстраненное отношение характеризовалось низким интересом к другим детям и выраженной ориентацией на взрослого. И у старших, и у младших детей это выражалось в предпочтении индивидуальных форм активности и высокой нормативности в высказываниях и в поведении. Главным для них были взаимоотношения с взрослым при полном равнодушии к другим детям. Правильное выполнение инструкций и заданий воспитателя выступало как способ получения его поощрений. Следуя указаниям взрослого не обижать малышей и уступать им, старшие помогали младшим, но делали это формально и равнодушно, без эмоциональной включенности.

Младшие также стремились заслужить поощрение воспитателя, выполняя его указания и подражая старшим детям.

Эгоцентрическое отношение характеризовалось ярко выраженным прагматизмом. Главным мотивом поведения было стремление реализовать свои интересы и получить свою выгоду. Другой ребенок воспринимался как препятствие. У старших детей это выражалось в подчеркивании своих преимуществ по отношению к младшим и стремлении управлять ими и поучать их. Такое поведение проявлялось в демонстрации своих преимуществ и в менторском тоне высказываний: «Я старше и лучше тебя знаю, как надо делать. Делай, как я говорю». Младшие при этом игнорировали старших и отстаивали свои интересы. Они вмешивались в действия других, мешали друг другу, нарушали правила. Каждый стремился забрать себе лучшее и действовать в свою пользу.

Отношение обесценивания выражалось в стремлении старших самоутвердиться за счет младших. Оно проявлялось в негативных оценках действий и поведения других детей. Такое отношение могло распространяться на личность другого ребенка, и тогда оно становилось оскорблением, унижением. В отличие от случаев эгоцентрического отношения, старший ребенок утверждал свое Я не просто за счет своих преимуществ в игре, но через унижение и обесценивание личности младшего. Младшие при этом либо протестовали (жалобы, слезы, обиды), либо терпели и подчинялись воле старших.

Отношение сопричастности проявлялось в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности. Старшие дети стремились вовлечь малышей в общее дело, не на словах, а реально помогали им, уступали лучшее, помогали в игре, причем все это осуществлялось по собственной инициативе самих дошкольников, без указаний и побуждений воспитателя. Младшие были заинтересованы общим делом и с готовностью откликались на предложения старших.

Конкурентное отношение выражалось в том, что другой ребенок выступал как объект для сравнения. При исходно равных возможностях проявлялось стремление подчеркнуть свое превосходство: кто быстрее и лучше нарисует, кто выиграет и т. д. Главным при этом выступало соревновательное начало.

В разновозрастной группе у 70% детей явно преобладало эгоцентрическое отношение. Они проявляли высокую двигательную активность, очень быстро меняли занятия, бесцельно ходили по комнате, вмешиваясь в игру других детей, мешая им. Конфликты часто возникали из-за демонстративной, менторской позиции старших. «Я тебе сказала, как делать, так и делай. Я старше тебя и лучше знаю, как надо». Преобладало прагматическое общение с элементами шантажа: «Не дашь мне конфету, я всем девочкам скажу, чтобы с тобой не играли». Мы не наблюдали у детей совместной продуктивной деятельности, игра прерывалась на стадии согласования усилий и распределения игрового материала.

При рисовании на общем листе основные проблемы возникали сразу при рассаживании вокруг листа, а также при разделении пространства самого листа. Дети толкали друг друга, оттесняли от листа ватмана, чиркали на рисунках другого, что нередко приводило к конфликтам. В процессе рисования наблюдались высказывания менторского характера: «Ты не так рисуешь, смотри, как надо рисовать».

В игре по правилам старшие дети часто нарушали правила в свою пользу, обманывая малышей, забирали себе большую часть игрового материала и никогда не делились выигранными конфетами.

Полученные результаты констатирующего эксперимента начального этапа исследования показывают, что в группе дошкольников представлены низкий и средний уровни взаимоотношений детей разного возраста. Это позволяет нам прейти к следующему этапу исследования – формирующему.


2.2. Игра как средство формирования положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников

 

Взрослые в лице родителей, воспитателей, учителей, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей главенствующей позиции в этом процессе довольно долго приводило взрослых к тому, что они не замечали (или не хотели замечать) значимости того формирующего личность социально-психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка его сверстники.

В то же время, результаты последних исследований [31] показали что больше всего проблем, трудностей и отклонений наблюдается в сфере общения дошкольников - как со взрослым, так и со сверстниками.

Около четверти детей обнаруживают полную беспомощность в общении со сверстниками. Они не могут найти решение даже наиболее типичных трудностей в общении с партнёрами, что свидетельствуют о явно недостаточной социальной компетентности. Большая часть самостоятельных решений, предложенных детьми, имели явно агрессивный характер. Решения типа "Побью", "Убью", "Стукну" и пр. встречались в 25% случаях. Эти ответы говорят о том, что агрессивность становится нормой жизни для значительной части дошкольников. Это достаточно опасная тенденция, которая должна вызывать тревогу. Только четвертая часть обследованных детей обнаружили способность к самостоятельным, конструктивным и неагрессивным решениям в конфликтах со сверстниками [31].

Учитывая значимость общения для всех направлений развития психики и личности детей, данные результаты побуждают обратить особое внимание на состояние коммуникативной сферы дошкольников.

Воспитатель-практик должен считаться с тем, что одногруппники в детском саду, товарищи по играм во дворе, компания дачных приятелей или подруг - это тоже своего рода социальные воспитатели личности ребенка. Но обычно взрослые мало задумываются над тем, какими именно способами дети воспитывают друг друга.

В обыденной жизни воспитатели склонны в большей или меньшей степени учитывать влияние среды сверстников как факт. Иногда они хотят извлечь из него пользу, например, когда отдают домашнего ребенка за год до школы в детский сад только для того, чтобы он привык быть в детском коллективе и "научился общаться". Иногда, наоборот, взрослые активно борются с влиянием сверстников, стараясь свести на нет "бесцельные" прогулки и игры детей во дворе, их "пустую" болтовню и "уличные" считалки, песенки, дразнилки. Свободное игровое общение детей такие прагматики-взрослые стремятся заменить полезными, с их точки зрения, занятиями с педагогами или заданиями, которые должны увеличить количество знаний, умений и навыков у ребенка [28, с. 276].

В то же время игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника. Игры - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная их особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Поэтому мы считаем, что именно игра может явиться средством, позволяющим регулировать отношения в детских разновозрастных группах, развивающим социально значимые качества у дошкольников.

С этой целью нами была разработана минипрограмма «Дружные ребята» по формированию положительных взаимоотношений в разновозрастной группе малокомплектного детского сада, включающая разные виды игр: подвижные, театрализованные и сюжетно-ролевые и соответствующая трем этапам формирования положительных взаимоотношений дошкольников.

Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. С этой целью эффективно использовать подвижные игры, не требующие речевого обращения, все действия детей регулируются игровыми правилами и действиями.

На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому, и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. Здесь отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Для реализации данных задач использовались театрализованные игры, где действия персонажа зависят от роли, выбранной ребенком, но общая цель (хорошо сыграть спектакль) достигается совместными усилиями при взаимодействии партнеров (актеров).

На третьем этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. Становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.). Здесь дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной сюжетно-ролевой игре.

Минипрограмма «Дружные ребята» реализовывалась по трем блокам:

1. Подвижные игры – начальный этап формирования положительных взаимоотношений в группе детей разного возраста. Подвижная игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа – между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Например, дети играют в «салки». Ребенок убегает, чтобы его не осалили, но в то же время он должен рассалить товарища. Иногда сделать это бывает страшно: ребенка ведь могут осалить самого, но, если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он рассалит товарища, то тот потом сможет рассалить его самого.

Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение  их формирует волю,  развивает самообладание, выдержку, умение
контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

2. Театрализованные игры – второй этап формирования положительных взаимоотношений в группе детей разного возраста.

Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой  помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться  о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и  ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им  спектакль. Речевые и пантомимические  действия  исполнителей ролей при этом должны быть  достаточно  выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Таким образом, в процессе организации  театрализованной  игры  у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются  формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые  проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от  таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества  личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся  взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими  установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать  информацию,  ориентироваться  на  реакции собеседников,  зрителей  и  учитывать  их  в  своих  собственных  действиях.

Информация о работе Воспитание положительных отношений у детей дошкольного возраста в процессе игр в условиях разновозрастной группы дошкольного образовате