Воспитание положительных отношений у детей дошкольного возраста в процессе игр в условиях разновозрастной группы дошкольного образовате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:51, дипломная работа

Описание

Цель исследования: сформировать положительные взаимоотношения в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредством игры (подвижной, театрализованной и сюжетно-ролевой).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Психолого-педагогические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ…………………9
1.1. Исследование проблемы детских взаимоотношений в отечественной и зарубежной педагогики и психологии…………9
1.2. Виды игр, критерии их отбора и разработки для дошкольников………………………………………………………..29
1.3. Влияние игр на воспитание положительных отношений у детей в разновозрастной группе детского сада………………….49
Выводы по главе I ……………………………………………………………61
Глава II. Формирование положительных взаимоотношений в разновозрастной группе ДОУ посредством игры ……………………….63
2.1. Выявление межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольного учреждения………………………………….63
2.2. Игра как средство формирования положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников…74
2.3. Результаты экспериментального исследования ……………82
Выводы по главе II …………………………………………………………..91
Заключение ……………………………………………………………………94
Педагогические рекомендации для воспитателей……………….96
Библиография …………………………………………………………..98
Приложение …………………………………………………………………..102

Работа состоит из  1 файл

Дипломная Михайлова 5курс.doc

— 522.00 Кб (Скачать документ)

В процессе общения намечаются несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений.

Совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных  личных взаимоотношений деловые становятся менее официальными. Но различия между ними сохраняются.

Натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношения равенства или подчинения. Причины осложнения отношений могут быть различные, но выход из конфликтной ситуации не должен быть за счет нарушения деловой активности членов группы, коллектива, снижения качества и уменьшения коллектива выпускаемой продукции.

Нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными следует понимать такие отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее приделы. Это так называемые строго официальные отношения. Личные при этом нивелируются. Они не проявляются, т.к. для этого нет почвы.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Значит, отсюда вывод:

Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.

Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.

По отношению к детям отношения и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.

 

Возрастная динамика развития взаимоотношений дошкольников

В дошкольные годы, особенно в 5-6 летнем возрасте, идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществляется не только через семью, но и через сверстников.

Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью.

Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего дошкольного возраста к старшему. И если ребята не принимают своего товарища в игру, исключают из игры в случае нарушения правил – это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику.

Социально-психологические исследования межличностных отношений общения и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое Т.А. Репиной, Т.В. Антоновой, Р.Л. Рояк и Иванковой на протяжении многих лет, показало, что неправильно рассматривать связи, устанавливающие между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные [ 15  ].

Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др.

Общество сверстников в группе детского сада наряду с другими функциями выполняет и функцию половой социализации. Наблюдая за общением и деятельностью детей можно сказать, что склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного пола, участвовать с ними в совместной деятельности проявляется очень рано. Однако к 4 годам она уже ярко выражается, и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками.[19]

Перед педагогом встает сложная задача – найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками и вместе с тем не тормозить процесс половой дифферентации, а только тонко корректировать. И один из путей продолжения разобщенности в группе детского сада без нарушения процесса половой социализации – использование сюжетно-ролевых игр с ролями, которые учитывают интересы, как мальчиков, так и девочек.

Роль воспитателя в формировании дружеских взаимодействий у детей 6 лет

Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений у детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.

Воспитатель должен знать, что для выявления характера взаимоотношений детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.

Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками.

Но воспитателю необходимо самому хорошо изучить группу детей, выяснить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в нем такое хорошее качество, чтобы дети поняли, что не такой уж он и плохой. А бывает, что лидером становится совсем не тот ребенок. Здесь также надо хорошо изучить ребенка и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитать.

Таким образом, воспитатель должен понимать и помнить, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, т. к. в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

Влияние деятельности дошкольного возраста на их взаимоотношения

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.

Прежде всего, важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Следовательно, воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы разъяснить, как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и пр. Организация такой деятельности возможна лишь на этапе закрепления имеющихся навыков, когда дети не нуждаются в разъяснении приемов работы и их внимание можно сосредоточить не другой задаче. Для того чтобы раскрыть особенности методики воспитательной работы, которая приводит к формированию у детей способов сотрудничества, необходимо было определить, какое содержание занятий позволяет объединить детей в небольшие группы с общим заданием. Начиная работу необходимо предусмотреть, каким образом преподнесется детям задача как коллективная (т. е. постановка цели, для достижения которой требуются общие усилия; разъяснить целесообразность организации коллективной деятельности), в какой форме будет оцениваться результат работы как итог усилий, стараний всех участников.

Способы сотрудничества формируется у детей постепенно. Вначале следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. Например, “Цветы не лугу” (рисование, аппликация и лепка). А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, расписывание узором волшебных сапожек, скатерти – самобранки. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие элементы узора они включают и где их разместят.

Таким образом, можно сказать, что объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий по изо деятельности позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению.

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, ибо мои разъяснение о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.

Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.

В ходе экспериментального исследования сотрудниками лаборатории психологии дошкольного возраста Психологического института РАО был проведён анализ индивидуальных вариантов отношения дошкольника к сверстнику. При выделении различных типов отношения к сверстнику они опирались главным образом на показатели просоциального поведения и эмоциональной вовлечённости ребёнка в действия и переживания сверстника. Эти показатели отражали эмоционально-практический аспект отношений и выявлялись в четырёх проблемных ситуациях. В результате анализа было выделено пять типов отношения к сверстнику:

1) индифферентное;

2) эгоистическое;

3) конкурентное;

4) альтруистическое;

5) неустойчивое.

Была проведена качественная характеристика каждого из перечисленных типов.

1) Индифферентное отношение проявляется в том, что ребёнок достаточно часто демонстрирует просоциальное поведение по отношению к сверстнику: дарит ему лучшую открытку, делится палочками для совместной игры и т. д. Но такое просоциальное поведение ребёнка никак не подкрепляется эмоционально. Все действия совершаются ребёнком молча, спокойно и совершенно равнодушно, В экспериментальных ситуациях ребёнок с таким типом отношения практически не интересовался действиями сверстника, никак не реагировал на его успехи или неудачи и даже не смотрел на него. Замечания взрослого в адрес сверстника также не вызывали никакой реакции. Для таких детей характерны низкий уровень общительности и неустойчивая направленность в общении.

2) Эгоистическое отношение. Для этого типа отношения было также характерно полное отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Дети не обращали внимания на действия других, были равнодушны к их успехам и промахам. Но в отличие от предыдущего типа все проблемные ситуации этими детьми решались в свою пользу: они забирали обе открытки себе, никогда не уступали очереди в игре, не делились палочками и т. д. Чаще всего такие дети обращали внимание на сверстника только тогда, когда он им мешал и препятствовал осуществлению их действий. Нередко они навязывали свой замысел сверстнику и пытались руководить им. Чаще всего такие дети демонстрировали достаточно высокий уровень общительности с устойчивой направленностью на себя.

3) Конкурентное отношение. Для этого типа отношения было характерно стремление к индивидуальным достижениям в условиях противоборства со сверстником. Ребёнок с таким типом отношения пытается утвердиться в глазах взрослого или других детей за счёт сверстника, стремится подчеркнуть или подтвердить своё превосходство над ним. Поэтому все решения принимаются обычно в свою пользу. Этот тип отношений отличают насыщенность, богатство и яркость в проявлении эмоциональных состояний. Эти дети были активно вовлечены в действия сверстника, оценивали и осуждали их, демонстрировали своё преимущество. Они охотно соглашались с замечаниями взрослого в адрес сверстника, но напряжённо встречали поощрения. Нередко имели место эмоциональные срывы (слезы, крик, капризы). У детей с данным типом чаще всего наблюдался средний или низкий уровень общительности, но все их контакты направлены на, в основном, на себя: самоутверждение, самореализацию, на достижение собственных целей и удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. По содержанию это чаще всего были деловые и личностные контакты. Всех этих детей объединяют напряжённое отношение к успехам сверстника и стремление противопоставиться им.

4) Альтруистическое отношение. Для этого типа отношения были характерны: интерес к сверстнику, эмоциональная и практическая вовлечённость в его действия. Однако, в отличие от предыдущего типа, это отношение отличалось преобладанием положительных эмоций, направленных на сверстника. Для детей с этим типом отношения характерно последовательное решение всех проблемных ситуации в пользу сверстника. Решение в пользу сверстника эти дети осуществляли естественно и свободно, без колебаний и сомнений. Как правило, эти решения сопровождались улыбкой, взглядом в глаза, обращением по имени к сверстнику. Этим детям было свойственно желание поддержать сверстника, помочь ему, не навязывая при этом своего замысла. Особенно ярко это стремление проявлялось в ситуациях, когда экспериментатор порицал действия сверстника. В младших группах эти случаи единичны, но в старшей возрастной группе такой тип поведения наблюдался довольно часто.

Информация о работе Воспитание положительных отношений у детей дошкольного возраста в процессе игр в условиях разновозрастной группы дошкольного образовате