Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:51, дипломная работа
Цель исследования: сформировать положительные взаимоотношения в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредством игры (подвижной, театрализованной и сюжетно-ролевой).
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Психолого-педагогические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ…………………9
1.1. Исследование проблемы детских взаимоотношений в отечественной и зарубежной педагогики и психологии…………9
1.2. Виды игр, критерии их отбора и разработки для дошкольников………………………………………………………..29
1.3. Влияние игр на воспитание положительных отношений у детей в разновозрастной группе детского сада………………….49
Выводы по главе I ……………………………………………………………61
Глава II. Формирование положительных взаимоотношений в разновозрастной группе ДОУ посредством игры ……………………….63
2.1. Выявление межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольного учреждения………………………………….63
2.2. Игра как средство формирования положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников…74
2.3. Результаты экспериментального исследования ……………82
Выводы по главе II …………………………………………………………..91
Заключение ……………………………………………………………………94
Педагогические рекомендации для воспитателей……………….96
Библиография …………………………………………………………..98
Приложение …………………………………………………………………..102
5) Неустойчивое отношение. У детей с этим типом отношения не наблюдалось какой-либо определённой стратегии поведения в экспериментальных ситуациях. В одних случаях они проявляли личностное отношение, выраженное в просоциальных действиях и положительной эмоциональной направленности на сверстника, в других демонстрировали конкурентное отношение, противопоставляя себя сверстнику и обнаруживая по отношению к нему иногда явно выраженные отрицательные эмоции. Другой, не менее важной характеристикой данного типа отношения, является широкий диапазон проявления эмоций и эмоциональных состояний: от улыбок и даже радостного смеха, до огорчения, обиды и слез. Но во всех ситуациях они с повышенным интересом наблюдали за действиями товарища и обнаруживали эмоциональную включённость в его активность.
Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Можно выделить три этапа в развитии общения детей (формы общения дошкольников со сверстниками).
1. Эмоционально — практическое общение со сверстниками (2-4 год жизни). Ребёнок проявляет интерес к другому ребёнку, старается привлечь его внимание, вызвать ответную реакцию на свои действия. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание. Через общие действия дети чувствуют взаимную общность, привлекают к себе внимание и завоёвывают расположение сверстника. Все подражательные действия сопровождаются чрезвычайно яркими эмоциями.
Такая форма взаимодействия создаёт оптимальные условия для осознания и познания самого себя. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Другой ребёнок является для них как бы зеркалом, в котором они видят только себя. Также стоит добавить, что эмоционально - практическое взаимодействие крайне ситуативно — как по своему содержанию, так и по средствам. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнёра.
2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет). После 4 лет у детей сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать всё большее место в жизни. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.
Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (от лица взятых ролей) и на уровне реальных отношений (существующих за пределами разыгрываемого сюжета - дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других). В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчётливо разделяют ролевые и реальные отношения, причём эти реальные отношения направлены на общее для них дело - игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста. Наряду с этим отчётливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Суть перестройки общения заключается в том, что дошкольник начинает относиться к себе через другого ребёнка, в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.
3. Внеситуативно - деловая форма общения (после 6 лет). К 6-7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Но общение происходит на фоне совместного дела, т. е. общей игры или продуктивной деятельности. Сама игра к концу дошкольного возраста меняется. Всё больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений, и всё меньше - на уровне ролевых.
Наряду с конкурентным началом между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнёре его желания, предпочтения, настроения. Начинает формироваться личностное отношение к сверстнику. Возрастает способность к сопереживанию, поддержке другого ребёнка.
Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений, а собственно игровых навыков и умений детей.
Детские взаимоотношения строились в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно – ролевых), а также их интересы были связаны в значительной мере с играми подвижного характера. При проведении игры важно то, что дети без лишних споров могли распределять роли между собой, а затем играли соблюдая все правила игры.
Дети могут самоорганизовываться. Они используют такие приемы: “назначение ведущего”, “поручаем по очереди провести игру”.
Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.
Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применяться в старших группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы. Я принимала участие в том случае, когда была не уверенна в том, что дети доведут дело до конца. Мое участие предупреждало нежелательное поведение детей. Я часто принимала оценку промежуточного результата, например: “Вот мы уже половину сделали своей работы, осталось немного до конца и дело сделано”. Таким образом, фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, я вела их к достижению конечной цели.
Совместная деятельность взрослых и детей обогащает тех и других. Часто вспоминаю мысль В.А.Сухомлинского о том, что у детей отношение к труду во многом зависит от установившихся взаимоотношений взрослого с детьми [ 5 ].
Исключительно сильное влияние оказывало на детей то, что труд в одинаковой мере увлекал и их и меня. Для меня открывались детские сердца, мои слова без назидания и менторства, что так вредит воспитанию нравственному, глубоко воздействовали на детей. Не случайно В.А. Сухомлинский считал совместную работу с детьми самыми радостными часами педагогического труда [ 10 ].
Дошкольник развивается в разных видах деятельности. Все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.
Особо важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него. [7]
Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
1.2. Виды игр, критерии их отбора и разработки
для дошкольников
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекла и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся в мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.[39]
Игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д.Ушинский в работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «…материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой» [ 35 ]. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей.
Но окружающая ребенка действительность чрезвычайна многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между детьми. Как показывают исследования А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И.Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми [ 53 ].
В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). А.А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «полу игрой – полу трудом» [ 28 ].
В развернутой форме ролевой игры, которая наблюдается у детей, начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования отношений между людьми, а следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.[27]
Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект [ 17 ].
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Рассмотрим эти положения.
В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Таким образом, малыш, как указывал К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоим в будущем [ 4 ].
Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. Справедливы слова Н.К.Крупской об игре как «серьезной форме учения» [ 38 ].
Ребенок – существо растущее и развивающееся. Движения – одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др. в сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы, снег, песок и др.).[36]
Очень велики, возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П.Усова) [ 8 ].
В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего, в трудовую.
В свое время А.С.Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А.С.Макаренко, игра готовит детей к тем нервно- психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности [ 12 ].
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д.Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства [ 45 ].