Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития разговорной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Гипотеза исследования: разговорная речь детей младшего школьного возраста с интеллектуальными недоразвитиями имеет следующие особенности:
- отсутствие мотивации к устному высказыванию по собственному намерению, только по требованию учителя;
- построение правильного предложения становится более важной задачей, чем выражение собственной мысли;
- отсутствие значимого речевого опыта.
Задачи исследования:
1. психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования;
2. выявить уровень развития разговорной речи у детей с нарушениями интеллекта и детей нормального развития;
3. Сделать сравнительный анализ уровня развития разговорной речи.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления – является речь. Речь – это вид человеческой деятельности, процесс реализации мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей.
Внешняя
речь – это речь, обращенная
к другим. Она обличена в звуки
или графические знаки.
Обучение речи в школе осуществляется на основе предметной деятельности и потребностей, вызванных этой деятельностью. При этом необходимо учитывать особенности развития речи умственно отсталых школьников. Мы остановимся на рассмотрении особенности развития разговорной речи учащихся младших классов.
Актуальность исследования этой проблемы состоит в том, что обучение языку учащихся в начальных классах, прежде всего, начинается именно с развития разговорной речи – как наиболее им доступной и естественной для организации непосредственного общения учителя с классом и детей между собой. Кроме того, в процессе обучения диалогу учащихся обеспечивается развитие их языковой способности. Оно осуществляется за счет частоты применения школьниками речевых средств, вариативности высказываний, проведения аналогий, предугадывания ответов собеседника.
Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе говорения, чтения, письма. Наконец, овладения умственно отсталыми школьниками диалогической речью расширяет их представление о системном устройстве языка. Этот процесс происходит за счет восполнения неполных и неясных по значению реплик, сокращения избыточных конструкций реплик, обогащения речи различными структурами.
То есть диалогическая речь для учащихся младшего класса является как бы фундаментом, на основе которого в дальнейшем будет строиться развитие других форм речи (связанной, письменной и др.).
Чтобы рассмотреть, как развивается, разговорная речь у учащихся младшего класса мы решили, провести исследование.
Объект исследования: учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: развития разговорной речи детей с нарушением интеллекта.
Цель исследования: выявить особенности развития разговорной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Гипотеза исследования: разговорная речь детей младшего школьного возраста с интеллектуальными недоразвитиями имеет следующие особенности:
- отсутствие мотивации к устному высказыванию по собственному намерению, только по требованию учителя;
- построение правильного предложения становится более важной задачей, чем выражение собственной мысли;
- отсутствие значимого речевого опыта.
Задачи исследования:
1. психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования;
2. выявить уровень развития разговорной речи у детей с нарушениями интеллекта и детей нормального развития;
3. Сделать сравнительный анализ уровня развития разговорной речи.
4. Разработать методические рекомендации по развитию разговорной речи.
Теоретическая основа исследования. В основу работы положены взгляды на особенности речевого поведения у учащихся с интеллектуальным недоразвитием. В работе использованы теоретические подходы и положения М.С. Певзнер, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.К. Марковой, О.Б. Сиротина, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинского.
Экспериментальная база исследования – МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» VIII вида № 4 г. Якутска.
МОУ «Тохтюрская средняя общеобразовательная школа» МР Хангаласский улус.
ГЛАВА 1. Особенности разговорной речи. Теоретические основы исследования речи.
Речь ребенка представляет собой многообразие форм, проявляющих себя в процессе развития речевой функции. Речевая деятельность ребенка, постепенно переходя извне внутрь, образовывает основу для развития функции мышления, что закладывает фундамент развития сознания.
Речь, выполняя когнитивную, регулирующую и коммуникативную функции, является «каналом развития интеллекта» ребенка, создает условия для коррекции его познавательной деятельностью и обеспечивает средствами для благополучного социального взаимодействия с окружающими людьми
[12]. Примитивные формы речевой деятельности ребенка является подготовкой к тем стадиям развития, когда она становится стержневым механизмом мышления; только в этот последний период речь из воспитанного внешнего приема превращается во внутренний процесс, и мышление человека приобретает новые и огромные перспективы дальнейшего развития. Именно поэтому овладение языком как средством и способом общения является одним из самых важных приобретений ребенка в период детства. психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Валлона, А.Н. Леонтьева, А. Р. Лурия позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, а также выделить наиболее значимые вопросы этой проблемы.
Центральным вопросом концепции Л.С. Выготского является вопрос об отношении мысли к слову. Л.С. Выготский рассматривал слово как единство звука и значения, которому присуще все признаки свойственные речевому мышлению целом [3].
При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими. Ребенок нормально овладевает речью – научается говорить – пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения.
В течение первого,
подготовительного, периода развития
речи, до того как ребенок начинает
говорить, он прежде всего приобретает
некоторый пассивный
Речь возникает из потребности в общении. Она всегда направлена на слушателя, другого, и служит для общения с ним. Это относится в равной мере, как к ситуативной, так и к контекстной речи. Но для того чтобы быть адекватным средством общения, речь в разных условиях должна удовлетворять разным требованиям и пользоваться различными средствами. Этим, прежде всего и обусловлено различие ситуативной и контекстной речи.
Некоторые авторы выделяют этап детского словотворчества, повышенного интереса к языковым явлениям и обобщениям (Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин и др.).
Процесс усвоения языка протекает так динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов.
В это время
активный словарь детей достигает
3-4 слов, формируется более
В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слоим различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.
Методами психологического развития речи, и разговорной речи у детей дошкольного возраста являются: общение с взрослыми; общение со сверстниками; дидактические игры и упражнения; игры-инсценировки; уроки наблюдения; природа; материальная культура; педагогически обоснованная дидактическая обстановка; экскурсии; социальная среда; игра и труд.
Таким образом, своевременное и правильное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.
1.2. Развитие разговорной речи у учащихся младших классов с нарушением интеллекта
Чтобы определить роль развития разговорной речи для умственно отсталых учащихся рассмотрим, как освещены проблемы развития речи, в том числе и разговорной.
Диалогическая, или разговорная речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. На первоначальном этапе развития дети овладевают языком на основе диалогической речи (А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.). Д.Б. Эльконин объясняет этот факт тем, что «деятельность ребенка еще не отделена в своих существенных звеньях от деятельности взрослых. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка с взрослыми». Речь ребенка в этот период состоит из ответов на вопросы взрослого, вопросов к взрослому в связи с трудностями, возникающими в ходе деятельности, а также требований об удовлетворении своих потребностей. Овладение речевым общением начинается с использования ребенком отдельных предложений разных типов, в основной побудительных, которыми он овладевает по подражанию. Позже в его речи появляются вопросительные и повествовательные предложения.
Обучение умственно отсталых учащихся языку в начальных классах также начинается с развития диалогической речи – как наиболее им доступной и естественной для организации непосредственного словесного общения учителя с классом и детей между собой.
Особенности диалогической речи широко освещены в психологической и лингвистической литературе (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.К. Маркова, О.Б. Сиротина, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский и др.).
Проблема формирования речи умственно отсталых учащихся занимает значительное место в исследованиях и психологов и педагогов, решающих вопросы воспитания и обучения детей в условиях СКОШ VIII вида. Речь, выполняя когнитивную, регулирующую и коммуникативную функции, является «каналом развития интеллекта» ребенка, создает условия для коррекции его познавательной деятельности и обеспечивает средствами для благополучного социального взаимодействия с окружающими людьми.
В процессе коррекционного обучения и воспитания особое значение имеет формирование у умственно отсталых детей умений создавать устные речевые высказывания. Основное внимание в специальном обучении уделяется развитию речевых умений, позволяющих, школьникам создавать высказывания, построенные по правилам литературного языка. К высказываниям умственно отсталых учащихся предъявляются требования смысловой развернутости и правильного лексико-грамматического оформления.
Успешность самостоятельного формирования и оформления содержания высказываний умственно отсталыми детьми во многом определяется особенностями их познавательной деятельности. Недостатки познавательной деятельности, характерные для учащихся СКОШ VIII вида, в большей или меньшей степени отражаются в их речи. О том, что устная речь умственно отсталых учащихся развивается своеобразно и имеет ряд особенностей, которые отрицательно влияют на успешность обучения, известно благодаря исследованиям М.Ф. Гнездилова, ВТ. Петровой, Е.И. Разуван, Р.И. Лалаевой, Ю.А. Кругловой и др.
В то же время ряд исследователей отмечают тот факт, что успешность создания умственно отсталыми учащимися устных речевых высказываний во многом зависит от мотивации речепорождения, которая, в свою очередь, определяется особенностями коммуникативной ситуации (Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Р.И. Лалаева, Л.Ю. Долгих). В ситуациях эмоционально значимого общения создается благоприятная внутренняя мотивация, что положительно сказывается на разворачивании смысловых планов устного высказывания. При таких условиях этапы речевой деятельности протекают более естественно и непринужденно (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ, Е.И. Негневицкая).
В СКОШ VIII вида толчком к созданию детьми устных высказываний часто является требование учителя, реже — намерение самих учащихся. Нередко построение правильного предложения становится для умственно отсталого ученика более важной задачей, чем выражение собственной мысли. Привыкая к личностно немотивированным требованиям к высказыванию, ребенок либо научается автоматически выдавать то, что от него хотят либо может двинуться с места, беспокоясь о соблюдении всех правил оформления речи. Такая ситуация лишает умственно отсталых детей возможности отработать образцы непринужденной спонтанной речи, поскольку общение с учителями и воспитателями скорее относится к официально-деловой сфере. Выпускникам же СКОШ VIII вида едва ли приходится в будущем часто использовать деловую речь, наиболее значимы для них навыки устной разговорной речи (А.П. Чудинов). Совершенствование разговорной речи умственно отсталых детей не всегда представляется возможным в связи с тем, что многие из них воспитываются в неблагополучных семьях и чаще всего наблюдают далеко не лучшие речевые образцы. Следовательно, среди причин недостатков самостоятельной устной речи умственно отсталых учащихся можно назвать отсутствие значимого речевого опыта как в школе, так и в семье.