Выявление особенности развития разговорной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить особенности развития разговорной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Гипотеза исследования: разговорная речь детей младшего школьного возраста с интеллектуальными недоразвитиями имеет следующие особенности:
- отсутствие мотивации к устному высказыванию по собственному намерению, только по требованию учителя;
- построение правильного предложения становится более важной задачей, чем выражение собственной мысли;
- отсутствие значимого речевого опыта.
Задачи исследования:
1. психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования;
2. выявить уровень развития разговорной речи у детей с нарушениями интеллекта и детей нормального развития;
3. Сделать сравнительный анализ уровня развития разговорной речи.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа разговорная речь.doc

— 430.00 Кб (Скачать документ)

О практическом и образовательном значении развития разговорной речи у умственно отсталых школьников говорили Г.Ф. Гнездилов, Н.Н. Бебешина, В.Г. Свириденков и др. В экспериментальную программу для младших классов СКОШ VIII вида Э.В. Якубовской включен курс «Устная (разговорная) речь», который нацелен на коррекцию качественных характеристик устной речи детей. Однако мы не встретили научных работ, в которых давалось бы, с одной стороны, психологическое обоснование, а с другой — предлагались конкретные методические рекомендации по использованию разговорной речи в учебно-воспитательном процессе СКОШ VIII вида. Все вышеизложенное послужило обоснованием актуальности предпринятого нами исследования.

Понятие «разговорная речь» рассматривается не только в лингвистических работах, интерес к ней проявляют психологи и психолингвисты. С точки зрения условий функционирования речи в разных ситуациях общения С.Л. Рубинштейн различал ситуативную и контекстную речь, которые находятся, по его мнению, во внутренней взаимосвязи. Для обозначения ситуативной речи лингвисты используют термин «разговорная речь» и понимают под ним функциональную разновидность литературного языка, противопоставляемую его кодифицированной разновидности[13;29]. Деятельностный подход к разговорной речи позволяет психолингвистам рассматривать ее как особый вид речевой деятельности. Разговорная речь определяется, с этой точки зрения, как непосредственный и активный процесс создания и восприятия спонтанных и неподготовленных высказываний в ситуации неофициального общения[20;25;29].

 Именно в  этом значении мы и будем  далее использовать термин «разговорная речь».

Разговорная речь всегда мотивирована благодаря присутствию значимого собеседника. Непосредственное участие говорящих в речевом акте является обязательным психологическим условием использования разговорной речи. Другой не менее важной особенностью разговорной речи выступает ее неподготовленность и сильная зависимость от экстралингвистических факторов, что, в свою очередь, проявляется в ее внешнем оформлении. В разговорной речи на равных правах выступают языковые и неязыковые средства выражения мысли. Имея разные формы (монолог, диалог, полилог), разговорная речь всегда диалогична, для нее обязательно присутствие живой реакции заинтересованного слушателя, который может перебить рассказчика, задать ему вопросы, согласиться или возразить. Разговорная речь отличается большей степенью включенности межличностных отношений, наличием собственного взгляда на предмет разговора, что обеспечивает психологический комфорт и создает между собеседниками определенный характер взаимоотношений [20].

Н.И. Жинкин отмечал  серьезную роль разговорной речи в развитии самостоятельности мышления школьника, в превращении ученика в увлекательного рассказчика, в создании «вкуса к рассказыванию», в организации ситуации «реального и нужного каждому живого общения». Известный психолог обращал внимание на то, что развитие речи не может быть сведено к развитию «ученической» устной речи. Он убедительно доказывал, что в школе необходимо вести работу по развитию спонтанной речи детей, объясняя это тем, что все виды речи тесно связаны, и продвижения в одном направлении немедленно скажутся на другом[12].

Таким образом, разговорная речь играет серьезную роль в развитии самостоятельного мышления школьника, и важной задачей у детей с нарушениями интеллекта бывает построение правильного предложения, чем выражение собственной мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Коррекционно-развивающие игры, и упражнения для развития разговорной речи

Для развития разговорной речи мы использовали игру для развития разговорной речи под названием « интервью».  Эта игра развивает у детей умение формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям [35]. Для начала брать интервью у ребенка может учитель, в дальнейшем инициатива переходит к детям. Эмоциональным стимулятором в игре может служить микрофон или нечто, имитирующее его, — гимнастическая булава, цилиндр из детского строительного набора и т. п.

Брать интервью у ребенка можно не только как  у определенного реального человека, но и как у артиста, музыканта, строителя, сказочного персонажа..., то есть, задавая ему какую-либо роль, по которой он и будет отвечать. Выбор роли осуществляется каждым ребенком по желанию. Чтобы облегчить детям задачу выбора, можно подготовить специальные картинки с изображением объектов.  Характер задаваемых вопросов может быть самым разнообразным, но желательно, чтобы ход игры был импровизированным, тогда деятельность детей будет «живой», непосредственной, эмоционально насыщенной и веселой. Герои могут поведать о своем прошлом и будущем, о своих впечатлениях и настроениях, о любимых занятиях и играх.

Для первых диалогов можно использовать игровые стихи, читая их по ролям или разыгрывая в действии. Поэзия для детей является уникальной сокровищницей нравственных представлений, резервы, повышения, действенности которых лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений, лаконично, но точно, емко и образно представленных в поэтическом произведении.

Поэтический слог развивает у ребенка особую слуховую чувствительность — он становится восприимчивым, отзывчивым на красоту  и богатство русской речи. Игровая  поэзия интересна, близка и понятна ребенку своей событийной динамикой, упорядоченностью, ритмичностью и музыкальностью. Она богата оттенками словесного обозначения чувств.

Участвуя в  игровом действии, ребенок, вслед  за автором, называет эмоции, совместно  с героем проживает их, что усиливает эффект тренажа, совмещающего вербальную коммуникацию с различными видами неречевого общения. Чувственный опыт ребенка значительно обогащает, а его лексика пополняется разнообразием слов, отражающих характеристики и оценки личностных свойств, оценки-предвосхищения, оценки-состояния и т. п., без которых невозможно формирование самоосознания и становление личности. Следовательно, детскую игровую поэзию с полным основанием можно считать универсальной школой психогимнастики и самопознания. Ведь персонажи литературных произведений — это обобщенные нравственные эталоны, освоение которых происходит благодаря действию механизма идентификации и осуществляется в привлекательной, значимой для ребенка деятельности — игре, где у него появляется возможность пополнить субъективный запасник идеального «Я» новыми (для него) объективными смыслами.

Методические  приёмы обучения детей диалогической  речи

Разнообразие  видов деятельности детей по формирование диалогической речи.

а) Беседа, как  вид формирование диалогической  речи.

Беседа - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

В беседе педагог:

1) уточняет и  упорядочивает опыт детей, т.  е. те представления и знания  о жизни людей и природы,  которые дети приобрели во  время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает  у детей правильное отношение  к окружающему;

3) приучает детей  целеустремленно и последовательно  мыслить, не отвлекаясь от темы  беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

б) Игры-драматизации, как  вид формирование диалогической  речи.

Чтобы беседа проходила  живо и доставляла радость, детям  читают веселые стихи сказки , рассматривают  с ними картинки. Итак, целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.

В совместном с взрослым рассказывании используется следующий  прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр.

Мотивы педагога и детей часто не совпадают, нет побудительного мотива. Но вот вы перестроили педагогический процесс и предложили детям поиграть в сказку. Демонстрируем детям элементы сказочных костюмов, «волшебную палочку» и моментально смысл коммуникативной ситуации изменяется. Это уже не  пересказывание, а интересное для детей дело: драматизация, игра. Детям неинтересно описывать игрушку, которую все видят. Чтобы описание стало интересным, можно использовать такой прием: звери хвалятся, кто из них красивее, у кого наряднее шкура.

Высокой побудительной силой обладает прием драматизации, который можно использовать и при рисовании, и при рассказывании сказки, и при сочинении по картине.

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые  строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были - мы не скажем, а что дела-ли - покажем», «Садовник» и др.

Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

 Ориентировка  на партнера, необходимость слушать  и слышать его голос, речь, смотреть  в глаза. Это игры типа «Угадай  по голосу» (угадать по голосу, кто позвал); «Что изменилось?»  (внимательно рассмотреть и запомнить  внешность партнера и угадать, какие изменения в своем внешнем облике он произвел).

Цели создания ориентировки на партнера служат разнообразные  хороводные игры, в которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держась за руки (тактильный и слуховой контакты).

 Установка  на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера и готовность вовремя быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме...» партнер должен откликнуться до окончания счета «раз, два, три».

 Поддержание диалога  через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в которых заложены ритуалы (формулы) приветствия, прощания, обхождения: «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - с.93.

в) Театрализованные игры, как  вид формирование диалогической  речи.

Театрализованные  игры условно можно разделить  на две подгруппы: игры в театр  и различные элементы театра в  самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя и установка на эстетическую ценность действия. Игры второй подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагают зрителя и не стремятся к эстетической выразительности.

Для развития общения  со сверстниками и развития диалогической речи,  важное значение имеют обе подгруппы игр.

При подготовке спектакля большое внимание уделяется  выразительности речи и движений детей. Отрабатываются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции.

Опыт участия  в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые  диалоги по мотивам сказок, используя  куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.

По моим наблюдениям, в играх с куклами дети проявляют  больше самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре. В играх с ряжением дети больше любуются собой и говорят  для себя. Однако при вмешательстве, активно включаются в импровизированные ролевые диалоги, проявляют фантазию в поиске средств выразительности образа.

 г) Игра, как вид формирование диалогической речи.

Развитие умения отвечать на вопросы.

Сначала необходимо развивать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделять формированию умения слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры.

«НЕВПОПАД» 

Нужно заметить ответ на заданный вопрос ответом  на другую тему. Если ребёнок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.

«ПРОДОЛЖИ РАЗГОВОР» 

Прочитать разговор в двух лицах, продолжить его: - Рита, что ты делаешь? - Я рисую. – Что  ты рисуешь? -…… -….и т.д.

«РАСПРОСТРАНЕНИЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

По сюжетной картинке первый ученик составляет простое  нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.

«СНЕЖНЫЙ КОМ»

Требуется составить  рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу  с повторения конца фразы предыдущего.

«ВОЛШЕБНЫЙ  МЕШОК»

1. Дети по  очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверит себя.

2. Один ребенок  выбирает предмет и старается  догадаться, что это. Остальные  задают вопросы, которые помогают  определить, какая вещь выбрана.

Информация о работе Выявление особенности развития разговорной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта