Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития разговорной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Гипотеза исследования: разговорная речь детей младшего школьного возраста с интеллектуальными недоразвитиями имеет следующие особенности:
- отсутствие мотивации к устному высказыванию по собственному намерению, только по требованию учителя;
- построение правильного предложения становится более важной задачей, чем выражение собственной мысли;
- отсутствие значимого речевого опыта.
Задачи исследования:
1. психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования;
2. выявить уровень развития разговорной речи у детей с нарушениями интеллекта и детей нормального развития;
3. Сделать сравнительный анализ уровня развития разговорной речи.
Таблица 4
Уровень выполнения задания на составление рассказа по
картинкам в контрольной группе
Уровень |
Индивидуальные показатели |
|||||||||||||
011 |
012 |
013 |
014 |
015 |
016 |
017 |
018 |
019 |
020 | |||||
Высокий |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Средний |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Низкий |
+ |
+ |
По таблицам 3 и 4 видно, что общие показатели по обеим группам при выполнении задания на составление рассказа по картине разные:
в экспериментальной группе на низком уровне справились – 7 детей
в контрольной группе - 2 детей
Причем 3 ребенка в контрольной группе на высоком уровне справились с данным заданием.
Уровень выполнения задания на составление рассказа по
картинкам
в экспериментальной и в
Таблицы 5 и 6 показывают
результаты выполнения третьего задания
детьми экспериментальной и
Таблица 5
Уровень выполнения задания на составление предложений в экспериментальной группе
Уровень |
Индивидуальные показатели |
|||||||||||||
001 |
002 |
003 |
004 |
005 |
006 |
007 |
008 |
009 |
010 | |||||
Высокий |
||||||||||||||
Средний |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Низкий |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таблица 6
Уровень выполнения задания на составление предложений
в контрольной группе
Уровень |
Индивидуальные показатели |
|||||||||||||
011 |
012 |
013 |
014 |
015 |
016 |
017 |
018 |
019 |
020 | |||||
Высокий |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Средний |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
Низкий |
+ |
+ |
По таблицам 5 и 6 видно, что у 7 испытуемых экспериментальной группы из 10, у 2 испытуемых контрольной группы из 10 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.
Уровень выполнения задания на составление предложений
в экспериментальной и в контрольной группе в процентах(%).
Сравнительные исследования выказывания младших школьников с нарушениями интеллекта показали, что рассказы детей мало различались как по объему (количество слов), так и по уровню их информативности. Средний объем рассказов у детей был равен 13-15 словам.
Рассказы детей не были развернутыми, не содержали пояснение, уточнения, имели минимум языковых средств, в основном, это были существительные и глаголы.
Сравнение результатов изучения разговорной речи учащихся с нарушением интеллекта с аналогичными навыками у детей с нормальным речевым развитием показало, что есть большие различия.
Результаты изучения общего уровня разговорной речи у младших школьников в процентах(%).
По итогам сравнения показателей общего уровня развития разговорной речи, у детей обеих групп позволило нам сделать общие выводы.
1. Для младших школьников с нарушениями интеллекта свойственно бедность словарного запаса;
2. У младших школьников с нарушением интеллекта отсутствует речевой опыт;
3. У младших
школьников с нарушением
4. Построение правильного предложения становится более важной задачей, чем выражение собственной мысли;
5. Необходимо
провести развивающую работу
с младшими школьниками с
2.3. Методические
рекомендации по развитию
Для развития
разговорной речи мы
И мы, рекомендуем игры для развития разговорной речи. Например «Интервью». Эта игра развивает у детей умение формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям. Для начала брать интервью у ребенка может учитель, в дальнейшем инициатива переходит к детям. Эмоциональным стимулятором в игре может служить микрофон или нечто, имитирующее его, — гимнастическая булава, цилиндр из детского строительного набора и т. п.
Брать интервью
у ребенка можно не только как
у определенного реального
Для первых диалогов можно использовать игровые стихи, читая их по ролям или разыгрывая в действии. Поэзия для детей является уникальной сокровищницей нравственных представлений, резервы, повышения, действенности которых лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений, лаконично, но точно, емко и образно представленных в поэтическом произведении.
Поэтический слог развивает у ребенка особую слуховую чувствительность — он становится восприимчивым, отзывчивым на красоту и богатство русской речи. Игровая поэзия интересна, близка и понятна ребенку своей событийной динамикой, упорядоченностью, ритмичностью и музыкальностью. Она богата оттенками словесного обозначения чувств.
Участвуя в игровом действии, ребенок, вслед за автором, называет эмоции, совместно с героем проживает их, что усиливает эффект тренажа, совмещающего вербальную коммуникацию с различными видами неречевого общения. Чувственный опыт ребенка значительно обогащает, а его лексика пополняется разнообразием слов, отражающих характеристики и оценки личностных свойств, оценки-предвосхищения, оценки-состояния и т. п., без которых невозможно формирование самоосознания и становление личности. Следовательно, детскую игровую поэзию с полным основанием можно считать универсальной школой психогимнастики и самопознания. Ведь персонажи литературных произведений — это обобщенные нравственные эталоны, освоение которых происходит благодаря действию механизма идентификации и осуществляется в привлекательной, значимой для ребенка деятельности — игре, где у него появляется возможность пополнить субъективный запасник идеального «Я» новыми (для него) объективными смыслами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В разговорной речи у младших школьников, с нарушением интеллекта помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц. Рассказ – описание для детей малодоступен. Они ограничиваются перечислениями отдельных предметов и их частей.
Анализ результатов изучения общего уровня речевого развития и особенностей разговорной речи младших школьников с нарушением интеллекта показал, что их речь характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия, неразличением смысла и тонких оттенков отдельных слов. Рассказы детей не были развернутыми, не содержали пояснения, уточнения, имели минимум языковых средств, в основном, это были существительные и глаголы.
Эффективность коррекционной работы педагога зависит от того, насколько соблюдены следующие условия: систематичность проведения; распределение их в порядке нарастающей сложности; подчиненность заданий выбранной цели; чередование и вариативность упражнений; воспитание внимания к речи. Работа по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей обогащает лексическую сторону речи ребенка, уточняет применение грамматических категорий и форм, распространяет бытовую фразу.
Введение в занятия по обучению рассказу-описанию различных заданий творческого характера значительно способствует развитию разговорной речи и творческих возможностей детей, если использовать опорный материал. такой материал можно использовать в виде наглядной схемы, рисунка самого ребенка, последовательного набора картинок.
По результатам экспериментального изучения разговорной речи младших школьников с нарушениями интеллекта можно сделать такой вывод:
1. Для младших школьников с нарушениями интеллекта свойственно бедность словарного запаса;
2. У младших школьников с нарушением интеллекта отсутствует речевой опыт;
3. У младших
школьников с нарушением
4. Построение правильного предложения становится более важной задачей, чем выражение собственной мысли;
5. Необходимо провести развивающую работу с младшими школьниками с нарушением интеллекта, направленную на обучение навыкам и умений разговорной речи.
Подводя итоги экспериментальной работы можно отметить, что, используя системный подход в обучении, планирование индивидуальной работы по развитию разговорной речи, использование наглядности разнообразных, дополняющих друг друга приёмом, видов и форм обучения рассказу-описанию с учетом особенностей речевого развития детей с нарушениями интеллекта, можно получить хороший результат.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ