Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности развития разговорной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Гипотеза исследования: разговорная речь детей младшего школьного возраста с интеллектуальными недоразвитиями имеет следующие особенности:
- отсутствие мотивации к устному высказыванию по собственному намерению, только по требованию учителя;
- построение правильного предложения становится более важной задачей, чем выражение собственной мысли;
- отсутствие значимого речевого опыта.
Задачи исследования:
1. психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования;
2. выявить уровень развития разговорной речи у детей с нарушениями интеллекта и детей нормального развития;
3. Сделать сравнительный анализ уровня развития разговорной речи.
Обобщение.
Здесь на первый
план выходит общение детей друг
с другом. Для этого создаются
различные коммуникативные
«ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ»
Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.
«УВИДЕЛ-ПОКАЗАЛ-НАЗВАЛ, НАЗВАЛ-УВИДЕЛ-ПОКАЗАЛ»
С помощью наводящих
вопросов детям дают неверную динамическую
характеристику изображаемых предметов
(самолет пашет?, магнитофон прыгает?, утюг
поет? и т д.). Это направляет мышление детей
на выделение главного функционального
признака понятия-образа, помогает сформировать
динамическую психолингвистическую модель
“подлежащее-сказуемое”. В результате
дети приходят к выводу о том, что показать
предмет можно только через его функцию
– действие. Затем вводится модель “подлежащее-сказуемое-
д) Совершенствование усвоенных навыков.
На этом этапе
используются диалоги, сюжетно-ролевые
игры, диалоги с незнакомыми
Разнообразие
видов деятельности детей по
формирование диалогической
Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества.
Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.
Особенно важными для развития диалогической речи имеет деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем (прежде всего о социальных отношениях), через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
Таким образом, для совершенствование разговорной речи детей с нарушениями интеллекта больше подходят театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.
ГЛАВА II. Опытно экспериментальная работа.
2.1. Описание методик исследования разговорной речи.
В исследовании принимали участие учащихся 3-х классов Специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №4 г. Якутска в количестве 10 детей. Для сравнения использовалось контрольная группа, которую составили 10 учащихся 3-х классов Тохтюрской средней общеобразовательной школы Хангаласского улуса.
Для решения задачи определения уровня речевого развития и уровня развития разговорной речи младших школьников были использованы диагностические задания по методике В.П. Глухова, методики составления рассказа на заданную тему и рассказа по картине [9].
1. Составление рассказа на тему « Мой день рождения».
Учащимся предлагаем составить рассказ на заданную тему «Мой день рождения». Детям даем установку на соблюдение всех требований к рассказу, принятых в школе: «Постарайся рассказать так, как ты рассказывал бы учителю на оценку». Учитель не высказывает какого-либо личностного отношения к рассказчику и выступает только в роли спрашивающего учителя. Структура порождения речевого высказывания максимально развернута в задании. По заданной теме ребенок должен самостоятельно определить замысел, перевести общую мысль в схему будущего высказывания. На этапе внутреннего программирования ребенку необходимо сформировать смысловые единицы, составляющие смысловой «скелет» высказывания.
Критерии оценки:
Высокий уровень. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий события. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка( с учетом возраста детей).
Средний уровень. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы), достаточно полно отражено содержание события, в целом не нарушающие смыслового соответствия событию. Отмечается отдельные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз.
Низкий уровень.
Рассказ составлен и
Цель второго
этапа констатирующего
Результаты исследования оценивались по показателем как содержательной, так и собственно речевой стороны составленных рассказов. Большое значение придавалось анализу фразовой речи, используемой испытуемыми детьми. Рассказы детей анализировались по следующим показателем:
Высокий уровень
– 3 балла: ребенок правильно формулирует
основную мысль, умеет последовательно
и точно строить рассказ; полнота
использования лексики, замена авторских
выразительных средств
Средний уровень – 2 балла: ребенок умеет пользоваться формами рассказа неустойчиво, не всегда правильно формулирует основную мысль, умеет последовательно строить рассказ; полнота использования лексики текста недостаточная, умеет использовать сложные предложения.
Низкий уровень – 1 балл: ребенок малоактивен и малоразговорчив, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание; нуждается в подсказках педагога.
( картинки - действия).
Детям предлагалось составить предложение на вопрос: «Скажите, что здесь нарисовано?» по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков). Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определенной семантико-синтаксической задачи.
Критерии оценки:
Высокий уровень.
Ответ на вопрос задания в виде
грамматически правильно
Средний уровень. Адекватная по смыслу фраза имеет один из перечисленных недостатков: а) недостаточно информативна; б) отмечаются ошибки в употреблении слово форм (в выборе нужной грамматической форме слова), нарушающей связь слов в предложении; в) нарушение нормативного порядка слов в словосочетания; г) длительные паузы с поиском нужного слова.
Низкий уровень. Адекватная фраза высказывания составлено с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполняемое субъектом действие. Не все варианты задания выполнены.
Для выявления причины отсутствие опыта, нами было проведено беседа с родителями и ознакомление с документациями личных дел детей, чтобы узнать о родителях, где они учились, кем работают, и наличие образовании.
Мы, просмотрев документации, пришли к выводу что, большинство учащиеся СКОШ VIII вида из неблагополучных семей, некоторые родители бывшие выпускники данной школы, и образование у некоторых отсутствует или же среднее специальное. Беседа с родителями показало что, родители не занимаются с детьми, мало разговаривают на какие либо определенные темы, мало уделяют внимание на развитие речи своих детей.
2.2. Сравнительный анализ результатов опытно экспериментальной работы
Цель констатирующего эксперимента: изучить речевые особенности детей младшего школьного возраста.
задачи исследования:
На основании результатов изучения разговорной речи учащихся по методикам выявлялся уровень развития разговорной речи.
В таблицу 1 помещены результаты выполнения первого задания детьми экспериментальной группы.
Таблица 1
Уровень выполнения задания на составление рассказа на заданную тему в экспериментальной группе
Уровень |
Индивидуальные показатели |
|||||||||||||
001 |
002 |
003 |
004 |
005 |
006 |
007 |
008 |
009 |
010 | |||||
Высокий |
||||||||||||||
Средний |
+ |
+ |
||||||||||||
Низкий |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таблица 2
Уровень выполнения задания на составление рассказа на заданную тему в контрольной группе
Уровень |
Индивидуальные показатели |
|||||||||||||
011 |
012 |
013 |
014 |
015 |
016 |
017 |
018 |
019 |
020 | |||||
Высокий |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Средний |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
Низкий |
+ |
+ |
В экспериментальной группе обнаружено, что по 1 заданию большинство детей из 10 не смогли выполнить задание, даже помощью экспериментатора – 80%. Большинство детей затруднялись показать логическую последовательность в рассказе событий. Контрольной группе не справились с составлением рассказа на заданную тему 20%, высокий уровень показали 4 ребенка.
Уровень выполнение задания на составление рассказа на заданную тему в экспериментальной и в контрольной группе в процентах (%).
Таблицы 3 и 4 показывают
результаты выполнения второго задания
детьми экспериментальной и
Таблица 3
Уровень выполнения задания на составление рассказа по картинкам в экспериментальной группе
Уровень |
Индивидуальные показатели |
|||||||||||||
001 |
002 |
003 |
004 |
005 |
006 |
007 |
008 |
009 |
010 | |||||
Высокий |
||||||||||||||
Средний |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Низкий |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |