Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:38, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. Так как семья и школа — два основных и равноправных субъекта воспитания и социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 4
1.1 Семья и школа как институты социализации и воспитания 4
1.2 Взаимодействие семьи и школы как социально-педагогическая проблема 9
1.3 Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы 14
Глава 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ 19
2.1 Моделирование как метод социально-педагогического исследования 19
2.2. Изучение состояния и возможностей взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка 23
2.3. Модель взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Идея А.С. Макаренко о влиянии на семью через учащихся заслуживает серьезного внимания. Автор настоящих строк, работая в школе, не раз лично убеждался в ее плодотворности. /14 с 105/.
С.П. Шевырев, в своей статье «0б отношении семейного воспитания к государственному», говорит о пользе «государственного воспитания», то есть школьного: во первых, «характер из идеальной сферы семейной переходит в живую сферу общественных отношений», вторая польза, которую «оно приносит, состоит в приведении к единству разного образа мыслей, характеров, обычаев, привычек, предрассудков, из семей приносимых. Особенный дух семьи бывает весьма полезен для образования личного характера в человеке». ... Главная задача воспитания, по мнению С.П. Шевырева состоит в том, чтобы «предлагать питомцу надлежащую почву, пищу, свет и окружение, дабы при этих условиях развивался он сам. Учение, ограничиваясь только умственными способностями, составляет окончательную часть воспитания и представляет в образованном разумное сознание того, что приобретено самим воспитанником для жизни, - другими словами: учение есть воспитание, доведенное до сознания, укрепленное разумом.»/25 с 43/
В.А.
Караковский говорил о
Тематический период включает в себя разнообразные по содержанию и объёму мероприятия (соревнования, игры, конкурсы, фестивали и т.п.), объединённые общей тематикой и заканчивающиеся общешкольным, коллективным, творческим «делом» - КТД. Через КТД осуществляется целостное, комплексное воздействие на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферу. В этих комплексных делах участвуют все ученики с I по XI класс, все учителя, классные руководители, родители, выпускники школы. Рамки общешкольного комплексного воспитательного дела достаточно свободны, они не только позволяют проявлять, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариативность самовыражения класса и отдельного ученика./17 с 318/
Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия
Таким
образом, на основе изучения данной проблемы
можно сделать вывод, что, для
развития ребенка необходимо воспитывать
его как в семье, так и в
школе, основываясь на принципы взаимосвязи,
взаимопреемственности и взаимодополнения
в воспитательной деятельности.
Термин «модель» происходит от латинского «modulus» — мера. Одно из первых определений понятия «модель» принадлежит Г.Клаусу: «... под моделью понимается отображение фактов, вещей и отношений определенной области знания в виде более простой, более наглядной материальной структуры этой области или другой области». /26 с 31/.
Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Построить модель – значит провести материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы ее организации и функционирования. /5 с 85/.
Смысл моделирования заключается в возможности получить информацию о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели. Этот метод основан на способности человеческого мышления к абстрактному сопоставлению свойств различных объектов, то есть к установлению аналогий.
Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. /23 с 146/
Основные
положения педагогического
Этапы педагогического моделирования
Моделирование рассматривается как технология построения и изучения моделей как реально существующих предметов и явлений, так и конструируемых объектов для определения (познания) или улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими (преобразования) и т.п. Как правило, по характеру той стороны объекта, которая подвергается моделированию, различают моделирование его структуры или поведения, функционирования, протекающих в нем процессов и др. /24 с 134/
Сущность
социально-педагогического
Второй этап (этап преобразования модели) связан с изменением выделенных свойств социально-педагогической модели применительно к конкретным, отобранным, фиксированным социально-педагогическим условиям. Социальный педагог, исследуя, перебирая различные условия, изучает и фиксирует изменения, возникающие в его модели; выявляет взаимосвязь социально-педагогических условий и результатов; анализирует тенденции, появляющиеся в результате этой работы; определяет наиболее оптимальные соотношения между результатами и методами воздействия на модель и др. Здесь же осуществляется перебор наиболее оптимальных вариантов полученных результатов. Условие терминологической точности, единообразия является важнейшим условием перехода с первого этапа на второй, а с него - на третий. Кроме того, важным является факт следования тем единицам анализа, которые были выделены на предыдущем этапе (структура, функции, процессы, свойства).
Совокупность результатов, полученных на втором этапе в процессе изучения и изменения модели, составляет комплекс рекомендаций по изменению социально-педагогического объекта на третьем этапе (этап переноса результатов на объект). Несмотря на то, что на первых двух этапах исследованию и вариативному преобразованию подвергались лишь основные единицы анализа (ведущие характеристики модели), отношения изоморфизма и гомоморфизма, существующие между объектом и его моделью, позволяют обеспечить перенос полученных на социально-педагогической модели результатов ее изменения на сам объект. Тот комплекс рекомендаций по изменению этого объекта, который был выработан на основе модели, практически реализуется по отношению к объекту социально-педагогической практики. При этом учитываются, безусловно, те упрощения, которые были сформулированы на первом этапе при формировании модели.
Не исключается, что перенос рекомендаций, полученных на втором этапе, на сам объект приведет к возникновению противоречивых тенденций в его развитии на практике. В этом нет ничего необычного: во-первых, моделированию подвергались только основные единицы социально-педагогического объекта и они вполне могут войти в противоречие с второстепенными его свойствами. В этом случае эти свойства должны изменяться вслед за изменением основных свойств. Во-вторых, противоречие может быть вызвано также различиями между исходным (старым) и текущим (новым) состоянием объекта. В этом случае дело исследователя определять целесообразность перехода от одного состояния объекта к другому./8 с 138/
В настоящее время ряд научных разработок в области изучения закономерностей процессов моделирования, формирования его технологии и методов применительно к различным объектам позволяет сделать вывод о возможности и необходимости формировании новой области научного знания, которая может быть названа социально-педагогической моделистикой.
В первой главе были выделены и обоснованны теоретические основы моделирования взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания ребенка. А также был рассмотрен научный аппарат моделирования как метода социально-педагогического исследования. Анализируя ситуацию, принимается решение разработать модель взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания, но перед этим необходимо изучить состояние и возможности такого взаимодействия. Для этого была проведена диагностика педагогов, учащихся и родителей.
Цель исследования: Изучение состояния и возможностей взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка на основе определения степени удовлетворенности педагогов, учащихся, родителей жизнедеятельностью и работой образовательного учреждения.
Из цели вытекают следующие задачи:
Исследование было проведено на базе Березовской муниципальной средней полной общеобразовательной школы Ивановского района Амурской области.
Количество
В качестве использованных методик были выбраны:
1) методика изучения
удовлетворенности учащимися
2) методика изучения
удовлетворенности родителей
3) методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и их положения в нем, разработанная доцентом Е.Н. Степановым. (Приложение Д) /7 с 76/.
Данные методики
просты в проведении, не требуют
много времени, довольно точно показывают
степень удовлетворенности
С помощью факторного анализа полученных данных удалось выявить два латентных фактора, влияющих на степень удовлетворенности учащихся. В первый вошли следующие переменные: «Я хожу в школу с радостью», «В школе у меня обычно хорошее настроение», «В классе я всегда могу высказать свое мнение», «На летних каникулах я скучаю по школе». Во второй фактор вошли такие утверждения: «К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации», «У меня есть любимый учитель», «Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей», «Я считаю, что школьная среда готовит меня к самостоятельной жизни».