Взаимосвязь школы и родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. Так как семья и школа — два основных и равноправных субъекта воспитания и социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 4
1.1 Семья и школа как институты социализации и воспитания 4
1.2 Взаимодействие семьи и школы как социально-педагогическая проблема 9
1.3 Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы 14
Глава 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ 19
2.1 Моделирование как метод социально-педагогического исследования 19
2.2. Изучение состояния и возможностей взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка 23
2.3. Модель взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

взаимосвязь школы и родителей.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

           Высказывания, образующие первый фактор, несут эмоциональный  заряд, связаны с эмоциональным состоянием учеников, поэтому этот фактор условно можно назвать «установка на эмоциональное оценивание школы». Высказывания, вошедшие во второй фактор, связаны с возможностью удовлетворять потребности в самореализации, самостоятельности, защите. Учащиеся здесь демонстрируют восприятие школьной среды как средства для личностного становления, то есть все высказывания объединяет установка на инструментальное оценивание школы.

           Результаты по данной методике показали, что первый фактор, то есть эмоциональное состояние учеников менее выражен чем второй, то есть возможность удовлетворять потребности в самореализации, самостоятельности, защите. У большинства опрошенных школьников – 60%, высокий уровень влияния второго фактора. Установка на эмоциональное оценивание школы на среднем уровне у 53,3% учеников. Низкий уровень влияния этого фактора показали результаты 16,7% диагностируемых детей. Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью у большинства опрошенных 57% на среднем уровне, у 12 человек из 30, что составило 40% высокий показатель удовлетворенности. Анализируя результаты по данной методики нужно отметить, что у учащихся данной школы хороший уровень самостоятельности и желания самореализации своих способностей и возможностей, это свидетельствует о возможной включенности учеников в моделирование взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе. Также можно сделать вывод, что показатель влияния первого фактора свидетельствует о том, что лишь половина учащихся оценивают эмоциональный климат своей школьной жизни благоприятно. Это говорит о низкой заинтересованности субъектов педагогического и воспитательного процессов в контексте этого вопроса. А ведь от эмоционального климата среды во многом зависит мотивация школьников к процессам обучения и воспитания.

           Результаты изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения показали, что низкий уровень удовлетворенности  опрошенных родителей преобладает  над высоким. 23% респондентов на утверждения: «Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка», «Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка», отмечали несоответствие данных высказываний. Практически полностью удовлетворены взаимодействием школьного коллектива и семенным социумом 19% родителей. У остальных анкетируемых уровень удовлетворенности работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива отмечен как средний. Показатель составил – 56%.

           Приведенные выше факты  свидетельствуют об актуальности данного исследования работы и о необходимости создания модели взаимодействия семьи и школы.

           У педагогов удовлетворенность  жизнедеятельностью в школьном сообществе выше, чем у предыдущих респондентов. Анализируя результаты важно отметить, что разница между показателями высокого и среднего уровня удовлетворенности педагогического коллектива школы не большая. Высокий показатель у 53% опрошенных учителей, а средний – 47%.

     Наряду  с общей удовлетворенностью целесообразно  определение, удовлетворенности педагогов различными аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения.

     Таблица 1 - Уровень удовлетворенности педагогов  различными аспектами жизнедеятельности  образовательного учреждения 

            Высокий уровень удовлетворенности (%)      Средний уровень удовлетворенности (%)      Низкий  уровень удовлетворенности (%)
организация труда      53      26      8
возможность проявления и реализации проф. и  др. личностных качеств педагога,      26      26      -
отношения с учителями и администрацией уч. заведения,      61      34      4
отношения с учащимися и их родителями      65      35      -
обеспечение деятельности педагога      34      57      8
 

     С помощью факторного анализа полученных данных удалось выявить, что показатели удовлетворенности субъектов социализации, касающиеся именно их взаимодействия в процессе воспитания, не совпадают друг с другом: у родителей школьников уровень удовлетворенности взаимодействия семьи и школьного социума ниже, чем уровень удовлетворенности этого же фактора педагогов; учащиеся в этом контексте отмечают низкую выраженность эмоционального климата в жизни школы.

     Анализируя  данную ситуацию важно отметить, что  актуальность данного исследования подтверждается и соответствует  поставленной цели.

     На  основе изучения состояния и возможностей взаимодействия семьи и школы  в воспитании ребенка и определения степени удовлетворенности педагогов, учащихся, родителей жизнедеятельностью и работой образовательного учреждения, принимается решение создать социально-педагогическую модель взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания ребенка.

2.3. Модель взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания

 

     На  основе анализа проблемы взаимодействия семьи и школы, изучения состояния  и возможностей этой проблемы, а  также теоретического обоснования  научного аппарата моделирования –  как социально-педагогического явления принимается решение разработать модель воспитательной системы школы по интересам (клуба), в процессе организации которой будут взаимодействовать педагоги, учащиеся, родители.

     Для реализации этой идее во главе школы  должен быть директор, его заместители. Подбирается инициативная группа педагогов имеющих опыт организации творческой деятельности школьников. Могут быть приглашены специалисты по организации клубной работы. Что позволит с первых дней работы такой школы организовать активный педагогический процесс

     Реализация  поставленной цели требует соответствующего материального и финансового  обеспечения. (Наличие спортивных залов, столярной и слесарной мастерской, актового зала, класса хореографии, компьютерного  класса, оборудованных предметных кабинетов  и др.).

     А также и подбора соответствующих  педагогических технологий. Одной из них является, хорошо известная и  апробированная многими педагогами, методика организации коллективной творческой деятельности. Ее использование  позволяет активизировать детей, развить их инициативу, помогает самоопределиться в новом коллективе.

     В первый год работы создаются условия  для дальнейшей целенаправленной деятельности учителей, детей и родителей по созданию воспитательной системы. Прежде всего, требуется уточнить и конкретизировать цель совместной деятельности участников педагогического процесса, «сконструировать» модель личности, выпускника школы, определить основные идеи, реализуя которые, может быть создана воспитательная система школы по интересам.

     На  этом этапе осуществляется диагностическое обследование состояния учебно-воспитательного процесса в школе. С этой целью проводится анкетирование учащихся, их родителей, всех педагогов; берется интервью, проводятся уточняющие беседы администрацией школы, учителями, детьми и их родителями. Изучается документация школы.

     На  основе исследования производится анализ ситуации в школе, вычленяются проблемы, решению которых должен быть отдан  приоритет.

     На  этом этапе необходима организация  соответствующей работы с педагогическим коллективом.

     Основным  методом конструирования основ  будущей концепции воспитательной системы может стать – деловая  игра. Необходимо проведение ее в несколько  этапов: с педагогами, родителями, старшеклассниками.

     В результате ее определяется обобщенный «образ» выпускника школы.

     Например, по мнению учителей, родителей, старшеклассников, выпускник должен органично сочетать в себе качества гражданина, труженика  и будущего семьянина. У него должно быть сформировано мировоззрение, основанное на общечеловеческих ценностях. Это человек-гуманист, социально активная личность, достаточно независимая в своих суждениях и взглядах, умеющая ориентироваться в социальной обстановке, обладающая социальной ответственностью за свои действия и поступки. Выпускник – патриот своей страны и города, в котором родился и вырос, он уважает национальные традиции и чувства других людей, дорожит мнением взглядами живущих и работающих рядом с ним. Это человек образованный, обладающий разнообразными знаниями и потребностью в их расширении. Он владеет универсальными способностями деятельности (умеет сформулировать цели, спланировать свою работу, организовать ее, осуществить самоконтроль и самоанализ). Выпускник школы - творческая личность, активная в своих намерениях, умеющая коллективно работать и созидать новое. Он коммуникабелен, деловит, предприимчив, честен в контактах с другими людьми, реально смотрит на самостоятельную жизнь в условиях конкуренции рынка. Выпускник психологически подготовлен к будущей семейной жизни, знаком с обязанностями отца и матери, умеет вести домашнее хозяйство. Это человек, физически развитый, ведущий здоровый образ жизни.

     Очерченная  модель личности выпускника - стратегический ориентир для педагогов, детей и  их родителей. В то же  время, это  и те критерии, по которым они  могут "сверять" свою работу по формированию личности подрастающего поколения.

     Таким образом, цель создания модели становится диагностичной. А в связи с  тем, что в ее формулировке участвовали  все субъекты воспитательного процесса. Цель становится "присвоенной" ими.

     В ходе деловой игры должны быть сформулированы те важнейшие идеи, которыми следует  руководствоваться при создании модели. Это идеи гуманизма, демократизации и сотрудничества, творчества, эмоциональности  воспитательных воздействий, интеграции всех сторон педагогического процесса. По сути, эти идеи являются кредо учительского и ученического коллективов, родителей.

     (Реализация  идей гуманизации и демократизации  создает условия для развития  отношений сотрудничества в педагогическом  и ученическом коллективах между учителями и детьми, школой и семьей. Идея творчества реализуется в развитии креативных способностей детей. Это происходит в повседневной жизни (на уроках, во внеклассной работе), только педагогам надо специально ставить задачи развития творчества. Однако полезно организовывать и специальные занятия по развитию творчества (работу клубных объединений и т.д.).

     Важной  идеей создания модели школы по интересам  является идея эмоциональности воспитательных воздействий. Ее реализация способствует развитию чувственной сферы ребенка, гуманизирует отношения людей. Главным образом это осуществляется через дела, проводимые в школе, яркие, запоминавшиеся, интересные для детей.

     Идея  интеграции предполагает, во-первых, целевое  деятельностное, эмоциональное единство субъектов жизнедеятельности школы, сплочение их в коллектив единомышленников. Во-вторых, гармонизацию учебной и внеучебной деятельности в целостной воспитательном процессе. И, наконец, в-третьих, интеграцию всех воспитательных сил: школы, семьи, в единый педагогический процесс. /187 c 67/

     Педагогами  определяются приоритетные виды деятельности, которые должны впоследствии стать  системообразующими. В данном случае ими являются познавательная и клубная, в наибольшей степени способствующее развитию ребенка, создающее ему возможности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания.

     Формулировка  цели (создание условий для формирования гуманистического типа личности, ориентированной  на творческое преобразование действительности и саморазвитие) и определение  важнейших подходов к ее реализации составляют основу концепции воспитательной системы школы по интересам (школы-клуба). Далее необходимо определить практические пути ее создания.

Информация о работе Взаимосвязь школы и родителей