Взаимосвязь школы и родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. Так как семья и школа — два основных и равноправных субъекта воспитания и социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 4
1.1 Семья и школа как институты социализации и воспитания 4
1.2 Взаимодействие семьи и школы как социально-педагогическая проблема 9
1.3 Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы 14
Глава 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ 19
2.1 Моделирование как метод социально-педагогического исследования 19
2.2. Изучение состояния и возможностей взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка 23
2.3. Модель взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

взаимосвязь школы и родителей.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

     В организации познавательной деятельности основной упор должен быть сделан на раннее выявление склонностей и способностей детей с последующей дифференциацией и индивидуализацией обучения.

     Клубная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие способностей и склонностей детей, удовлетворение их потребностей в общении, предоставление им поля деятельности для самовыражения и самоутверждения. Школа, создающая воспитательную систему, базирующуюся на деятельности детей по интересам должна иметь самый широкий набор (по содержанию и формам организации) клубных объединений, организовывать разнообразные формы фронтальной клубной работы.

     Организация разнообразных объединений по интересам  определяется, по крайней мере, двумя  обстоятельствами:

  • интересами самих детей;
  • возможностями педколлектива организовать объединения того или иного профиля (используя возможности и внешкольной среды).

     В первую очередь необходимо выявить  интересы и потребности детей, узнать в каких клубных объединениях они хотели бы заниматься (через  анкетирование, беседы, наблюдение и  т.д.). Затем - изыскать  кадровые, материальные и финансовые ресурсы для создания разнообразных кружков и клубов.

     Руководить  клубами, кружками, секциями, студиями могут педагоги, работники внешкольных  учреждений, родители, старшеклассники. Возможно создание объединений педагогов, объединений, в которых дети и учителя занимались бы вместе; семейных клубов, в работе которых участвовали родители вместе с детьми. В школе могут быть созданы как разновозрастные кружки и клубы, так и на базе одного класса, по параллелям. Набор разнообразных объединений по интересам может быть велик, но их деятельность надо систематизировать.  
          В условиях школы по интересам кружки и клубы целесообразно объединить  по содержанию их деятельности в крупные блоки. Набор таких блоков (клубных центров) может быть следующим:  
          - познавательный центр (предметные кружки, научное общество школьников, клубы «почемучек», интересных встреч, экономический, политологов, культурологов, дискуссионные клубы и др.);

  • художественно-эстетический (центр хоры, хореографическая, театральная, художественная студии, агитбригада, дискотека, литературный клуб, клуб самодеятельной песни и др.); 
  • спортивно-туристический центр (объединения общефизической подготовки, спортивные специализированные секции, туристический клуб);
  • экологический центр (кружки юннатов, огородников, экологов, кинологов и другие); 
  • центр клубных объединений прикладного характера;
  • технический центр (кружки технического творчества);
  • коммерческий центр (клубы коммерсантов, менеджеров, различные коопераивы школьников родителей и педагогов);
  • центр семейных кружков и клубов;
  • центр клубной работы в начальных классах.

     Руководит работой каждого центра совет (правление). В его функции входит планирование работы центра, изучение опыта деятельности отдельных кружков и клубов, оказание им помощи в работе. В целом клубной работой в школе руководит совет клубов, в который входят руководители наиболее авторитетных объединений. Совет клубов - центр координации всей клубной работы в школе. Он отслеживает работу объединений, помогает им установить внешние связи, организует совместные заседания клубов и кружков, выпускает газету, бюллетень, готовит радиопередачи и т.д.

     Таким образом, клубные центры выступают  также в роли педагогического (воспитательного) центра в воспитательной системе школы по интересам.

     Клубные центры (отдельные объединения) включаются в общешкольную жизнь, организуя  дела для всех учащихся, способствуя  взаимодействию старших и младших, педагогов и учащихся, педагогов  и родителей.

     Каждый  центр курирует педагог. Целесообразно такие введение в школе должности заместителя директора по клубной работе (организатора клубной работы).

     Для организации методической службы создается  методическое объединение руководителей клубов и кружков.

     Общешкольные  ключевые дела должны занимать важное место в складывающейся модели взаимодействия. Некоторые из них приобретают традиционный характер. Воспитательная эффективность общешкольных ключевых дел повышается, если:

     - они охватывают различные сферы  и виды деятельности школьников, воздействуют на сознание, чувства, поведение детей, предусматривают и учитывают многообразие интересов и потребностей детей, способствуют формированию различных качеств и отношений;

  • создается возможность для одновременного и добровольного участия в деле всех членов школьного коллектива (учащихся, педагогов, родителей);
  • возрастает познавательный уровень, общественная направленность деятельности школьников;
  • старшие и младшие, взрослые и дети строят свои отношения на основе сотрудничества, совместного планирования и анализа проводимых дел;
  • соблюдаются идеи творчества, коллективности, добровольности, свободного выбора видов и форм деятельности на всех этапах организации дела;
  • при проведении традиционных дел раздаются новые идеи, способы и Формы организации деятельности детей;

     - используются элементы сюрпризности, неожиданности и эффективности,  что создает атмосферу эмоционального  единения участников дела.

     Таким образом, данная модель подтверждает актуальность проблемы возникающей в настоящее  время, ее практическую значимость. 
 
 

 

Заключение

 
 

     Как отмечалось, одной из существенных сторон совместной деятельности семьи  и школы является единый подход к  реализации целевых установок и  повышения содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Очевидно, что только при партнерском, заинтересованном и ответственном взаимодействии возможны преодоление всех возникающих проблем и объединение усилий семьи и образования в интересах личностного развития ребенка.

     Воспитание  предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.

     Это еще раз подтверждает актуальность данной проблемы и предполагает обобщение, анализ и моделирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

     В результате изучения проблемы были решены поставленные перед нами задачи.

     1 Определили теоретические основы  взаимодействия семьи и школы  в процессе воспитания и социализации ребенка: охарактеризовали семью и школу как институты воспитания и социализации, обосновали взаимодействие этих институтов как социально-педагогическую проблему, а также рассмотрели научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.

     На  сегодняшний день социальная педагогика рассматривает семью, как  первостепенную социальную среду, осуществляющую базисную социализацию детей благодаря усилению всех ее функций - воспитательной, рекреативной, коммуникативной, регулятивной, фелицитологической (ощущение счастья в семье), которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства.

     Современная школа представляет собой сложную  социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений  к социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования и социализации детей на начальных этапах.

     Организуя в школе совместную работу семьи  и классных руководителей, нужно  стремиться к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

     В научной практике мы выделили идею А.С. Макаренко о влиянии на семью  через учащихся, подход С.П. Шевырева: «Учение есть воспитание, доведенное до сознания, укрепленное разумом», разработку В.А. Караковского о циклической  структуре воспитательных мероприятий, в которых участвуют и ученики, и родители, и учителя.

    1. Изучили состояние и возможности взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка

     Было  проведено исследование на базе Березовской  МСПОШ Ивановского района, с целью  выявить уровень удовлетворенности педагогов, родителей, учащихся жизнедеятельностью образовательного учреждения. С помощью факторного анализа полученных данных удалось выявить, что показатели удовлетворенности субъектов социализации, касающиеся именно их взаимодействия в процессе воспитания, не совпадают друг с другом: у родителей школьников уровень удовлетворенности взаимодействия семьи и школьного социума ниже, чем уровень удовлетворенности этого же фактора педагогов; учащиеся в этом контексте отмечают низкую выраженность эмоционального климата в жизни школы. На основе полученных данных принимается решение создать социально-педагогическую модель взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания ребенка.

      3 Разработали социально-педагогическую  модель взаимодействия семьи  и школы в процессе воспитания ребенка

     Главная идея данной работы создание модели школы  по интересам (клуба) в которой и  будет осуществляться взаимодействие главных институтов воспитания ребенка.

     Основной  метод конструирования основ  будущей модели – деловая игра. Необходимо проведение ее в несколько этапов: с педагогами, родителями, старшеклассниками.

     В результате ее определяется обобщенный «образ» выпускника школы, который  выступает стратегическим ориентиром для педагогов, детей и их родителей

     В ходе деловой игры будут сформулированы те важнейшие идеи, которыми следует руководствоваться. Это идеи гуманизма, демократизации и сотрудничества, творчества, эмоциональности воспитательных воздействий, интеграции всех сторон педагогического процесса – учительского, ученического коллективов, родителей.

     Важной  идеей создания модели школы по интересам  является идея эмоциональности воспитательных воздействий. Ее реализация способствует развитию чувственной сферы ребенка, гуманизирует отношения людей. Главным  образом это осуществляется через дела, проводимые в школе, яркие, запоминавшиеся, интересные для детей.

     Из  всего выше сказанного в курсовой работе можно сделать вывод, что  для развития ребенка необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе, основываясь  на принципы взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности

     Идея  интеграции предполагает, во-первых, целевое  деятельностное, эмоциональное единство субъектов жизнедеятельности школы, сплочение их в коллектив единомышленников. Во-вторых, гармонизацию учебной и внеучебной  деятельности в целостной воспитательном процессе. И, наконец, в-третьих, интеграцию всех воспитательных сил: школы, семьи, в единый педагогический процесс.

     Взаимодействие  этих двух институтов социализации в  воспитательном процессе - главная задача развития ребенка сегодня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
 

     1 Азаров Ю.П. Педагогика семейных  отношений. – М., 1996-202 с 

     2 Амоношвили Ш.А. Личностно-гуманная  основа педагогического процесса. Минск, 1990. – 560 с 

     3 Божович Л.И. Линость и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 464 с

     4 Бригидина Л.А. Школа для родителей  «Спасем наших детей» - Благовещенск: Издательство государственного  педагогического университета, 2000-72 с 

Информация о работе Взаимосвязь школы и родителей