Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:38, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. Так как семья и школа — два основных и равноправных субъекта воспитания и социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 4
1.1 Семья и школа как институты социализации и воспитания 4
1.2 Взаимодействие семьи и школы как социально-педагогическая проблема 9
1.3 Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы 14
Глава 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ 19
2.1 Моделирование как метод социально-педагогического исследования 19
2.2. Изучение состояния и возможностей взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка 23
2.3. Модель взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
5 Бурдуковская Е.А., Шумейко А.А., Щепкина Н.К. Личностное становление студента в социокультурной среде вуза – Благовещенск: Амурский гос. ун-т,2006-176 с
6 Воспитательное
пространство как объект
7
Воспитательный процесс:
8 Гуров В.Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2005-320 с
9
Загвязинский В.И. Методология
и методика социально-
10 Карнаух Н.В., Брагина Т.А. Как создать воспитательную систему. Учебно-методическое пособие. – Благовещенск, ИППК, 1997-187 с
11
Куликова Т.А. Семейная
12 Лебедев О.Е. Цели школьного образования// Российская школа: время перемен. – СПб., 2000 № 2 с 50-60
13
Лодкина Т.В. Социальная
14 Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей// Пед соч.: В 8 т – М, 1994 Т 4 – с 105
15
Методика воспитательной
16 Методика и технология работы социального педагога/ Ред. М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаева. – М: Академия, 2002-192 с
17
Методология, теория и
18 Мудрик А.В. Воспитание// Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. – М.: 1993. – Т. 1
19
Мудрик А.В. Социальная
20
Овчарова Р.В. Справочная
21 Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с
22
Теория и практика
23
Шакурова М.В. Методика и
24
Шептенко П.А. Методика и
25 Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры.- М:1997-77 с
26
Ясвин В.А. Образовательная
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Общее и
особенное в технологиях
Общее | Особенное (вариативное) | |
Цели | Выучить, дать образование
Образ общественного поведения – порядочный человек Образ нравственного поведения – хороший человек |
Акценты воспитываемого
ребенка
Умный Работоспособный, трудолюбивый, мастер своего дела Послушный, дисциплинированный, ответственный Хозяин (хозяйка) дома Мужчина – заботливый семьянин, женщина – любящая жена и мать Свободолюбивый,
демократичный гражданин- |
Содержание | Физическое
воспитание
Нравственное воспитание Эстетическое воспитание Развитие речи, чтение Абстрактно-логическое мышление Политехническое воспитание |
Работа по дому
Совместное проведение досуга Семейные праздники Беседы с родителями по душам Домашнее чтение Слушание музыки,
музицирование |
Методы | Поддержка, помощь
Поощрение и наказания (сочетание «кнута и пряника») Индивидуальные формы Пример взрослых Внушение |
Авторитаризм
Либерализм Гиперопека Активно-заинтересованные методы |
Средства | Семейная среда,
уклад, культурный фон семьи
Знаковые системы (книги, учебники, ноты и мультимедиа) Предметно-объектное окружение (игрушки, игры, рабочее место) Природно-этническая среда |
Специфический
вещно-предметный мир
Специфический круг общения:
|
Субъекты | Родители (лица
их заменяющие)
Семья как коллектив |
Состав семьи:
Оба родителя + прародители Оба родителя Один родитель и др. |
Объекты | Ребенок | Пол
Возрастные группы Индивидуально-психологические различия (типы) |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б
Cструктурная
схема логической взаимосвязи моделирования
ПРИЛОЖЕНИЕ
В
Методика
изучения удовлетворенности учащихся
школьной жизнью (разработана доцентом
А.А. Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
О
— совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3.
В нашем классе хороший
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6.
В классе я могу всегда
7.
Я считаю, что в нашей школе
созданы все условия для
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9.
Я считаю, что школа по-настоящему
готовит меня к
10.
На летних каникулах я скучаю
по школе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Г
Методика
изучения удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(разработана доцентом Е.Н. Степановым)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход проведения: На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
О
— совершенно не согласен.
Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
Педагога проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0
Педагоги
справедливо оценивают
4 3 2 1 0
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4 3 2 1 0
В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4
3 2 1
0
ПРИЛОЖЕНИЕ
Д
Методика
изучения удовлетворенности педагогов
жизнедеятельностью в образовательном
учреждении (разработана доцентом Е.Н.
Степановым)
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Ход проведения. Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
О — совершенно не согласен.
1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой
2. Меня устраивает составленное расписание уроков
3.
Мое рабочее время благодаря
собственным усилиям и
4.
Меня устраивает работа