Взаимосвязь школы и родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. Так как семья и школа — два основных и равноправных субъекта воспитания и социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 4
1.1 Семья и школа как институты социализации и воспитания 4
1.2 Взаимодействие семьи и школы как социально-педагогическая проблема 9
1.3 Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы 14
Глава 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ 19
2.1 Моделирование как метод социально-педагогического исследования 19
2.2. Изучение состояния и возможностей взаимодействия семьи и школы в воспитании ребенка 23
2.3. Модель взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

взаимосвязь школы и родителей.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

     5 Бурдуковская Е.А., Шумейко А.А., Щепкина Н.К. Личностное становление студента в социокультурной среде вуза – Благовещенск: Амурский гос. ун-т,2006-176 с

           6 Воспитательное  пространство как объект педагогического  исследования/ Под ред. Л.В. Селивановой  – отв. редактор, Л.И.Новиковой,  Е.И. Соколовой. – Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2000-248 с

      7 Воспитательный процесс: изучение  эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова - М.: ТЦ «Сфера», 2001-128 с 

     8 Гуров В.Н. Социальная работа  образовательного учреждения с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2005-320 с

     9 Загвязинский В.И. Методология  и методика социально-педагогического  исследования: кн. для соц. педагогов  и соц. работников. – М.: Изд-во  АСОПиР, 1995-380 с 

     10 Карнаух Н.В., Брагина Т.А. Как создать воспитательную систему. Учебно-методическое пособие. – Благовещенск, ИППК, 1997-187 с

     11 Куликова Т.А. Семейная педагогика  и домашнее воспитание: Учебник  для студентов средних педагогических  учебных заведений. – 2-е изд.  М: Академия, 2000

     12 Лебедев О.Е. Цели школьного образования// Российская школа: время перемен. – СПб., 2000 № 2 с 50-60

     13 Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Уч. пособие для студентов высших  учебных заведений. – М.: Изд.  центр «Академия», 2003-192 с 

     14 Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей// Пед соч.: В 8 т – М, 1994 Т 4 – с 105

     15 Методика воспитательной работы/ Ред. В.А. Сластенин – М: Академия, 2002-144 с 

     16 Методика и технология работы  социального педагога/ Ред. М.А.  Галагузова, Л.В. Мардахаева. – М: Академия, 2002-192 с

     17 Методология, теория и практика  воспитательных систем: поиск продолжается/ под ред., Р.Б. Вендровской, В.А.  Караковского. – М.: НИИ теории  образования и педагогики РАО, 1996-240с 

     18 Мудрик А.В. Воспитание// Российская  педагогическая энциклопедия. В 2 т. – М.: 1993. – Т. 1

     19 Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов/  Под ред В.А. Сластенина. – 3-е  изд., испр. и доп. – М.: Издательский  центр «Академия», 2002. – 200 с 

     20 Овчарова Р.В. Справочная книга  социального педагога. – М.: Сфера, 2001. – 480 с

     21 Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для  студентов высших пед. учеб. заведений.  – М.: Просвещение: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с 

      22 Теория и практика гуманистических  воспитательных систем: материалы всероссийской научной практической конференции (г. Владимир, 12-16 октября 1997 г)/ Редколлегия А.В. Гаврилен, Л.Н. Новиков – (отв. ред) и др. – Владимир: Изд. ВОИУУ, 1997-216 с

      23 Шакурова М.В. Методика и технология  работы социального педагога. –  М: Академия, 2002-266 с

     24 Шептенко П.А. Методика и технология  работы социального педагога: Под  ред. Сластенина В.А. – М:  Академия, 2001-208 с 

      25 Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый  взгляд с позиции культуры.- М:1997-77 с 

     26 Ясвин В.А. Образовательная среда:  от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 

Общее и  особенное в технологиях семейного  воспитания 

  Общее Особенное (вариативное)
Цели Выучить, дать образование

Образ общественного  поведения – порядочный человек

Образ нравственного  поведения – хороший человек

Акценты воспитываемого ребенка

Умный

Работоспособный, трудолюбивый, мастер своего дела

Послушный, дисциплинированный, ответственный

Хозяин (хозяйка) дома

Мужчина – заботливый семьянин, женщина – любящая жена и мать

Свободолюбивый, демократичный гражданин-патриот, образованный

Содержание Физическое  воспитание

Нравственное  воспитание

Эстетическое  воспитание

Развитие речи, чтение

Абстрактно-логическое мышление

Политехническое воспитание

Работа по дому

Совместное проведение досуга

Семейные праздники

Беседы с родителями по душам

Домашнее чтение

Слушание музыки, музицирование 

Методы Поддержка, помощь

Поощрение и  наказания (сочетание «кнута и пряника»)

Индивидуальные  формы

Пример взрослых

Внушение

Авторитаризм

Либерализм

Гиперопека

Активно-заинтересованные методы

Средства Семейная среда, уклад, культурный фон семьи

Знаковые системы (книги, учебники, ноты и мультимедиа)

Предметно-объектное  окружение (игрушки, игры, рабочее место)

Природно-этническая среда

Специфический вещно-предметный мир

Специфический круг общения:

  • отдельная комната – детская, кабинет;
  • домашняя библиотека;
  • спортивные принадлежности;
  • игры и игрушки;
  • компьютер
Субъекты Родители (лица их заменяющие)

Семья как коллектив

Состав семьи:

Оба родителя + прародители

Оба родителя

Один родитель

и др.

Объекты Ребенок Пол

Возрастные группы

Индивидуально-психологические  различия (типы)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 

     Cструктурная схема логической взаимосвязи моделирования 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В 

     Методика  изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А.А. Андреевым) 

     Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

     Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

     4 — совершенно согласен;

     3 — согласен;

     2 — трудно сказать;

     1 — не согласен;

     О — совершенно не согласен. 

     1. Я иду утром в школу с  радостью.

     2. В школе у меня обычно хорошее  настроение.

     3. В нашем классе хороший классный  руководитель.

     4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

     5. У меня есть любимый учитель.

     6. В классе я могу всегда свободно  высказать свое мнение.

     7. Я считаю, что в нашей школе  созданы все условия для развития  моих способностей.

     8. У меня есть любимые школьные  предметы.

     9. Я считаю, что школа по-настоящему  готовит меня к самостоятельной  жизни.

     10. На летних каникулах я скучаю  по школе.  
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г 

     Методика  изучения удовлетворенности родителей  работой образовательного учреждения (разработана доцентом Е.Н. Степановым) 

     Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

     Ход проведения: На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

     Цифры означают следующие ответы:

     4 — совершенно согласен;

     3 — согласен;

     2 — трудно сказать;

     1 — не согласен;

     О — совершенно не согласен. 

     Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

     4          3          2          1          0

     В среде своих одноклассников наш  ребенок чувствует себя комфортно.

     4          3          2          1          0

     Педагога  проявляют доброжелательное отношение  к нашему ребенку.

     4          3          2          1          0

     Мы  испытываем чувство взаимопонимания  в контактах  с администрацией и учителями нашего ребенка.

     4          3          2          1          0

     В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

     4          3          2          1          0

     Педагоги  справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

     4          3          2         1          0

     Наш ребенок не перегружен учебными занятиями  и домашними заданиями.

     4          3          2          1          0

     Учителя учитывают индивидуальные особенности  нашего ребенка.

     4          3          2          1          0

     В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

     4          3          2          1          0

     В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

     4          3          2          1          0

     Педагоги  дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

     4          3          2          1          0

     В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

     4          3          2          1           0

     Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

     4          3          2           1         0

     Администрация и учителя создают условия  для проявления и развития способностей нашего ребенка.

     4          3         2            1          0

     Школа по-настоящему готовит нашего ребенка  к самостоятельной жизни.

      4   3    2        1         0 
 
 
 
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Д 

     Методика  изучения удовлетворенности педагогов  жизнедеятельностью в образовательном  учреждении (разработана доцентом Е.Н. Степановым) 

     Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

     Ход проведения. Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы:

     4 — совершенно согласен;

     3 — согласен;

     2 — трудно сказать;

     1 — не согласен;

     О — совершенно не согласен.

     1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой

     2. Меня устраивает составленное  расписание уроков 

     3. Мое рабочее время благодаря  собственным усилиям и действиям  администрации тратится рационально 

     4. Меня устраивает работа кафедры  (методического объединения) и  мое участие в ней 

Информация о работе Взаимосвязь школы и родителей