Важным условием
формирования самосознания является
умственное развитие ребенка.
Это прежде всего способность осознавать
факты своей внутренней и внешней жизни,
обобщать свои переживания. В старшем
дошкольном возрасте наблюдение становится
целенаправленным и осознанным. У дошкольника
достаточно хорошо развита память. Тот
факт, что ребенок начинает помнить последовательность
событий, в психологии называют "единством
и тождеством "Я"". Следовательно,
уже в этом возрасте можно говорить о некоторой
целостности и единстве самосознания.
В старшем дошкольном
возрасте возникает осмысленная
ориентировка в собственных переживаниях,
когда ребенок начинает осознавать
свои переживания и понимать,
что значит "Я радуюсь", "Я
огорчен", "Я сердит", "Мне
стыдно" и т.п. Более того, старший
дошкольник не только осознает
свои эмоциональные состояния
в конкретной ситуации (это может
быть доступно и детям 4-5 лет),
но способен обобщать переживания,
хотя зачастую и аффективно. Это
значит, что если несколько раз подряд
он испытывает неудачу в какой-то ситуации
(например, неправильно ответил на занятии,
был не принят в игру и т.п.), то у него возникает
негативная оценка своих возможностей
в этом виде деятельности ("Я это не
умею", "У меня так не получится",
"Со мной никто не хочет играть").
В старшем дошкольном возрасте формируются
предпосылки рефлексии - способности анализировать
себя и свою деятельность.
В старшем дошкольном
возрасте ребенок имеет относительно
богатый собственный опыт, обладает
способностью наблюдать и анализировать
действия и поступки других
людей и свои собственные. В
привычных ситуациях и знакомых
видах деятельности оценки окружающих
(детей и взрослых) принимаются
старшим дошкольником только
в том случае, если они не
противоречат его личному опыту.
Такое сочетание факторов развития
самосознания характерно не для
всех детей, фактически достигших
старшего дошкольного возраста,
а только для тех, общий уровень
психического развития которых
соответствует переходному периоду
- кризису семи лет.
Таким образом,
задача взрослых развивать внимание
и память детей, формировать
у них элементарный самоконтроль,
способность к саморегуляции своих
действий. Условием полноценного развития
старших дошкольников является содержательное
общение со сверстниками и взрослыми.
1.2. Особенности речевого
развития детей старшего дошкольного
возраста.
Понятие развития
речи выступает как в философско-психологическом,
так и в научно-методическом значениях.
Оно представляет собой постоянно протекающий
в течение всей жизни человека процесс
овладения речью и ее механизмами в непосредственной
взаимосвязи с духовным становлением
личности, обогащением ее внутреннего
мира.
Как известно,
речь - это процесс отражения объективной
реальности в виде языковых
или иных символов, используемых
в мышлении, и их последующего
звукового или письменного воспроизведения
[14, с.134]. Следовательно, речь, как психический
процесс, выполняет две основные функции
- обозначения (в мышлении) и общения (при
обмене информацией с другими людьми посредством
использования языка). Она является достоянием
только человека.
Физиологической
основой речи является связь
соответствующих участков коры
головного мозга, с одной стороны,
с мыслительными процессами, а
с другой - с нервно-физиологической
деятельностью звукового аппарата
[17, с. 340]. Более подробное рассмотрение
физиологических основ речи требует
понимания сложнейшей системы
условных рефлексов. Ее основу
составляет вторая сигнальная
система, условными раздражителями
которой выступают слова в
их звуковой или образной форме.
Будучи вначале нейтральными
раздражителями, они становятся
условно-речевыми в процессе их
повторного сочетания с первосигнальными,
формирующими в сознании образы конкретных
предметов и явлений. В результате они
приобретают смысловое значение, становятся
сигналами непосредственных раздражителей,
с которыми ранее сочетались. Таким образом,
речевой акт – это проявление высшей нервной
деятельности человека.
Известно, что
человек выбирает подходящие
для выражения мысли слова,
комбинирует и связывает их
в соответствии с правилами
грамматики и произносит с
помощью речевого аппарата. Важно
также знать, что речь напрямую
связана с процессом мышления.
В мышлении, как психическом познавательном
процессе, реализуются два вида речи: знаковая
(образная), использующая знаки и образы
предметов и явлений объективного мира,
и словесно-логическая, реализующая в
мыслительных операциях логические рассуждения
с использованием слов, обозначающих те
или иные предметы и явления. При этом
считается, что продуктивность знаковой
речи в мышлении во много раз превосходит
словесно-логическую [14, с.245].
Различают две
формы речи: внешнюю и внутреннюю.
В общении виды речи значительно
разнообразнее. Здесь выделяются
внешняя и внутренняя речь, письменная
и устная, диалогическая и монологическая,
контекстуальная и ситуативная
и др. [14, с.247].
Внешняя речь
может быть диалогической и
монологической. Диалогическая речь
формируется, когда в разговоре
принимают участие два и более
собеседника. Они обмениваются
репликами между собой. Реплика
– это ответная реакция на
слова собеседника в форме
вопроса или утверждения. Речь
в диалоге эмоционально окрашена
и сопровождается мимикой, жестами,
изменением тембра голоса. Диалог,
имеющий в основе определенную
цель, называют беседой. Беседующие
обсуждают конкретную тему. Монолог –
это речь, произносимая одним человеком.
Монологическая речь должна иметь четкую
последовательность мысли, подкрепляться
доказательствами, обеспечивающими смысловое
понимание.
Внутренняя речь
(«разговор с самим собой»). Эта
форма появляется, когда человек
мысленно как бы проговаривает
фразы. Возникает внутренняя речь
в возрасте 3–4 лет. С помощью
внутренней речи формируется
фраза, а затем произносится
вслух.
Речь, активно
участвуя в процессе мышления
человека, одновременно как бы
выступает внешним выразителем
качества функционирования психических
познавательных процессов в целом.
Однако на ее характеристики,
как, впрочем, и характеристики
других познавательных процессов,
существенное влияние оказывает
относительно самостоятельная группа
психических процессов, относящихся
к эмоционально-волевой сфере
психической деятельности человека,
формируемой на основе психических эмоционально-волевых
процессов.
Известно, что
неотъемлемым условием нормального
речевого развития детей является
хорошо развитая речевая функция
[16, с. 28]. Для обеспечения речевой деятельности
необходима анатомическая целостность
и нормальная функциональная активность
головного мозга. В формировании речи
должны участвовать мышцы дыхательного,
голосового и артикулярного аппаратов.
Качество речевой функции зависит от совместной
одновременной работы зон в коре головного
мозга. Важную роль играют речеслуховая
и речедвигательная зоны. Они расположены
в левом полушарии головного мозга у правшей
и в правом полушарии у левшей. Для нормальной
речевой деятельности необходимо много
условий, в том числе нормальное состояние
нервной системы, зрения, слуха и как можно
больше речевого общения.
Таким образом,
о качестве речи, как средства
мышления, принято судить по ее
основным характеристикам: содержанию
(направленностью выражаемых в
ней мыслей) и последовательности
(логичности использования в ней
словесных и образных обозначений
предметов и явлений объективного и субъективного
мира).
Проблемой изучения
психологических особенностей восприятия
речи в разное время занимались
такие отечественные психологи,
как Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев,
Л.С. Выготский и методисты О.С. Ушакова,
О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич,
М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др. [9,с.25]. Все
они солидарны в выделении следующих психологических
особенностей развития речи у старших
дошкольников. Назовем их [17,с.10].
1. Звуковая культура
речи.
Дети этого
возраста способны четко произносить
трудные звуки: шипящие, свистящие,
сонорные. Дифференцируя их в
речи, они закрепляют их в произношении.
Отчетливая речь
становится нормой для пятилетнего
дошкольника в повседневной жизни,
а не только во время специальных
занятий с ним.
У детей совершенствуется
слуховое восприятие и развивается
фонематический слух.
Дети свободно
используют в своей речи средства
интонационной выразительности:
могут читать стихи грустно,
весело, торжественно. Кроме того, дети
в этом возрасте уже легко
владеют повествовательной, вопросительной
и восклицательной интонациями.
Старшие дошкольники
способны регулировать громкость
голоса в различных жизненных
ситуациях: громко отвечать на
занятиях, тихо разговаривать в
общественных местах, дружеских
беседах и т.д. Они умеют
уже пользоваться темпом речи:
говорить медленно, быстро и умеренно
при соответствующих обстоятельствах.
У детей пяти
лет хорошо развито речевое
дыхание: они могут протяжно
произносить не только гласные
звуки, но и некоторые согласные
(сонорные, шипящие, свистящие).
Дети пяти лет
могут сравнивать речь сверстников
и свою с речью взрослых, обнаруживать
несоответствия: неправильное произношение
звуков, слов, неточное употребление
ударений в словах.
2. Грамматический
строй речи.
Речь детей пяти
лет насыщается словами, обозначающими
все части речи. В этом возрасте
они активно занимаются словотворчеством,
словоизменением и словообразованием,
создавая множество неологизмов.
В старшем дошкольном
возрасте дети совершают первые
попытки произвольного использования
грамматических средств и анализа
грамматических фактов.
Пятилетние дети
начинают овладевать и синтаксической
стороной речи. Правда, это трудно
дается, и поэтому взрослый как
бы ведет за собой ребенка,
помогая ему устанавливать причинно-следственные
и временные связи при рассматривании
объектов.
Дети этого возраста
умеют самостоятельно образовывать
слова, подбирая нужный суффикс.
У детей пяти лет
появляется критическое отношение
к грамматическим ошибкам, умение
контролировать свою речь.
В этом возрасте возрастает
удельный вес простых распространенных
предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений.
3. Лексическая
сторона речи.
К пяти годам
прием сравнения и сопоставления
сходных и различных предметов
(по форме, цвету, величине) прочно
входит в жизнь детей и помогает
им обобщать признаки, и выделять
из них существенные. Дети свободно
пользуются обобщающими словами,
группируют предметы в категории
по родовому признаку.
Развивается смысловая
сторона речи: появляются обобщающие
слова, синонимы, антонимы, оттенки
значений слов, происходит выбор
точных, подходящих выражений, употребление
слов в разных значениях, использование
прилагательных, антонимов.
4. Связная речь (является показателем речевого
развития ребенка).
Дети хорошо понимают
прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию
и способны пересказать сказку, короткие
рассказы.
Дети способны выстроить
рассказ по серии картин, изложив
завязку, кульминацию и развязку.
Кроме того, они могут вообразить
события, предшествовавшие изображенному
на картине, а также и последующие, то есть
выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети
учатся составлять рассказ самостоятельно.
Дети пяти лет уже
способны не только увидеть
в картине главное и существенное,
но и заметить частности, детали,
передать тон, пейзаж, состояние
погоды и т.п.
Дети также могут
дать описание игрушки, составить
сюжетный рассказ об одной
или нескольких игрушках, показать
рассказ - инсценировку по набору
игрушек.
В диалогической
речи дети пользуются, в зависимости
от контекста, краткой или развернутой
формой высказывания.
Наиболее яркой
характеристикой речи детей шестого
года является активное освоение
разных типов текстов (описание,
повествование, рассуждение).
В процессе развития
связной речи дети начинают
активно пользоваться различными
типами связи слов внутри предложения,
между предложениями и между
частями высказывания, соблюдая
при этом его структуру.
Таким образом,
в отечественной дошкольной педагогике
накопился богатый опыт теоретических
и практических исследований, раскрывающих
особенности развития речи дошкольниками.
Мы полагаем, что прежде, чем приступить
к описанию практических методов
речевого развития, необходимо раскрыть
основные психологические особенности
детей в старшем дошкольном
возрасте.