Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:10, курсовая работа
Целью нашей работы является выявление взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты задачи:
1.Раскрыть теоретические основы развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
2.Организовать и провести практическое исследование по взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей;
6) Рассчитать коэффициент ранговой корреляции rS по формуле:
а) при отсутствии одинаковых рангов:
б) при наличии одинаковых рангов:
где N – количество испытуемых.
Таблица 1
Вспомогательная таблица для расчета «суммы d-квадрат»
1-й ряд |
2-й ряд |
1 р. – р. |
2 р. – р. |
d |
d² | ||
1. |
А. А. |
4 |
4 |
16,5 |
17,5 |
-1 |
1 |
2. |
О.Б. |
4 |
5 |
16,5 |
6 |
10,5 |
110,25 |
3. |
Р.В. |
4 |
4 |
16,5 |
17,5 |
-1 |
1 |
4. |
А.Г. |
5 |
5 |
5 |
6 |
-1 |
1 |
5. |
М.К. |
4 |
5 |
16,5 |
6 |
10,5 |
110,25 |
6. |
Т.Л. |
5 |
4 |
5 |
17,5 |
-12,5 |
156,25 |
7. |
Л.М. |
5 |
5 |
5 |
6 |
-1 |
1 |
8. |
Л.Т. |
4 |
4 |
16,5 |
17,5 |
1 |
1 |
9. |
Ю.Ф. |
4 |
5 |
16,5 |
6 |
10,5 |
110,25 |
10. |
И.Х. |
4 |
4 |
16,5 |
17,5 |
-1 |
1 |
11. |
С.Ч. |
4 |
5 |
16,5 |
6 |
10,5 |
110,25 |
12. |
Ж.Щ. |
5 |
5 |
5 |
6 |
-1 |
1 |
13. |
С.Э. |
4 |
4 |
16,5 |
17,5 |
-1 |
1 |
14. |
А.Ю. |
5 |
4 |
5 |
17,5 |
-12,5 |
156,25 |
15. |
Б.Я. |
5 |
5 |
5 |
6 |
-1 |
1 |
16. |
К.И. |
4 |
5 |
16,5 |
6 |
10,5 |
110,25 |
17. |
Ж.М. |
5 |
5 |
5 |
6 |
-1 |
1 |
18. |
Е.Н. |
4 |
5 |
16,5 |
6 |
10,5 |
110,25 |
19. |
В.О. |
4 |
4 |
16,5 |
17,5 |
-1 |
1 |
20. |
Я.П. |
5 |
4 |
5 |
17,5 |
-12,5 |
156,25 |
21. |
Г.Р. |
5 |
4 |
5 |
17,5 |
-12,5 |
156,25 |
22. |
Е.С. |
4 |
4 |
16,5 |
17,5 |
-1 |
1 |
23. |
М.В. |
4 |
4 |
16,5 |
17,5 |
-1 |
1 |
Итого |
276 |
276 |
0 |
1299,5 |
Σd² = 1299,5
Выполним поправку на одинаковые ранги:
Та = (2³ - 2) + (2³ - 2) / 12 = 1
Тb = (2³ - 2) + (2³ - 2) / 12 = 1
Подставим полученные данные в формулу:
Табличные значения для n = 23 rs 0,05 = 0,42; rs 0,01 = 0,53.
Сравним эмпирическое значение критерия с табличными значениями.
Представим данные на числовой прямой (в соответствии с алгоритмом
Спирмена на оси откладывается абсолютное значение критерия rs эмп. = |-0,5| = 0,5).
Зона незначимости
rs 0,05
rs эмп.
rs 0,01
__________________.___________
Ответ: Н0 отклоняется, принимается Н1; корреляция между показателем развития речи и показателем логического мышления отличается от 0 на статистически значимом уровне (р ≤ 0,05).
С учетом положительного значения rs эмп. доказано, что между исследуемыми психолого-педагогическими явлениями существует связь, выраженная прямой пропорциональной зависимостью.
Вывод: по данной выборке испытуемых показатель развития речи связан с показателем логического мышления.
Заключение
В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи. Тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые посредством проб и ошибок приводили бы к их продуцированию. Движения, продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта дает речь. Подбор самих движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Мы иногда ищем и не находим слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли; мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем; мы отбрасываем подвернувшееся нам слово, как неадекватное нашей мысли: идейное содержание нашей мысли регулирует ее словесное выражение. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она – интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.
Характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности являются у 6 – 7-летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников ещё преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
Речь оказывает огромное влияние на развитие мышления. До тех пор, пока уровень речевого развития не будет соответствовать возрастной норме, процессы мышления будут замедлены. Только ребенок, имеющий высокий уровень речевого развития, умеет логически рассуждать.
Практическое исследование взаимосвязи развития речи дошкольников и логического мышления показало корреляцию между показателем развития речи и показателем логического мышления. Мы доказали, что между исследуемыми психолого-педагогическими явлениями существует связь, выраженная прямой пропорциональной зависимостью.
Список литературы
1.Алексеева М.М. Методика
развития речи и обучения
2.Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 2004. 159с.
3.Алябьева Е.А. Развитие логического мышление и речи детей 5-8 лет. М.:ТЦ Сфера, 2005. 112с.
4.Болотова А. К., Макарова И. В., Угарова Г.М. Прикладная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001. 44 – 47с.
5.Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2005. 255с.
6. Брушлинский А.В. Мышление и общение. – Минск, 1990.
7. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления / Под ред. И.С. Якиманской. – М.: Педагогика, 1989.-224с.
8.Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 351 с.
9. Гурова Л.Л. Психология мышления. – М.: ПЕР СЭ,2005. -135с.
10.Диагностика развития речи
у дошкольников и младших школьников (от
3 до 10 лет) [Электронный ресурс] // Разумейка:
[сайт]. [2010]. URL: http://razumeika.ucoz.ru/blog/
11. Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. – 1999. - №4. –с.28.
12. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти // Вопросы психологии. – 1995. -№1.
13.Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. СПб.: Каро, 2004. 89 – 95с.
14. Лосский Н.О. О детском мышлении // Вопросы психологии. – 19996. -№5. – с.135.
15.Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001.
16. Методика исследования особенностей мышления. – М.,1988.
17.Общая характеристика развития
детей старшего дошкольного возраста
[Электронный ресурс] // Bestreferat.ru: [сайт].
[2007]. URL: http://www.bestreferat.ru/
18.Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический проект, 2004. – 189с.
19.Особенности развития детей
старшего дошкольного возраста [Электронный
ресурс] //Kartaly.ru: [сайт]. [2007]. URL: http://kartaly.ru/index.php?
20.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб., 1997. – 256с.
21.Психические познавательные
процессы [Электронный ресурс] // Библиотека
психолога: [сайт]. [2007]. URL: http://www.libpsyx.ru/?
22.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
23.Севастьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера 2006. 80с.
24. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М., 1998.
25.Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М.: Просвещение, 2006. 176с.
26.Ушакова О.С. Методика выявления уровня речевого развития старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 1989г. № 9. 10с.
Результаты диагностики речевого развития детей старшей группы
№ |
Код имени |
Задания | |||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З | ||
1. |
А. А. |
С |
С |
С |
+ |
С |
С |
С |
С |
2. |
О.Б. |
С |
С |
В |
+ |
С |
С |
С |
В |
3. |
Р.В. |
С |
С |
С |
+ |
С |
С |
С |
С |
4. |
А.Г. |
С |
В |
С |
+ |
В |
С |
В |
В |
5. |
М.К. |
С |
С |
С |
+ |
С |
С |
С |
С |
6. |
Т.Л. |
В |
В |
В |
+ |
В |
В |
В |
В |
7. |
Л.М. |
В |
В |
В |
+ |
В |
В |
В |
С |
8. |
Л.Т. |
С |
С |
С |
+ |
С |
С |
В |
С |
9. |
Ю.Ф. |
С |
С |
В |
+ |
С |
С |
С |
С |
10. |
И.Х. |
В |
С |
С |
+ |
С |
С |
С |
С |
11. |
С.Ч. |
С |
С |
С |
+ |
С |
С |
С |
С |
12. |
Ж.Щ. |
В |
С |
В |
+ |
В |
В |
В |
В |
13. |
С.Э. |
С |
С |
С |
+ |
С |
С |
С |
С |
14. |
А.Ю. |
В |
В |
В |
+ |
В |
В |
С |
В |
15. |
Б.Я. |
В |
В |
В |
+ |
В |
В |
С |
В |
16. |
К.И. |
С |
С |
С |
+ |
С |
Н |
С |
С |
17. |
Ж.М. |
В |
В |
С |
+ |
С |
В |
В |
В |
18. |
Е.Н. |
С |
С |
С |
+ |
С |
С |
С |
С |
19. |
В.О. |
С |
С |
С |
+ |
С |
С |
С |
С |
20. |
Я.П. |
В |
В |
В |
+ |
В |
В |
В |
В |
21. |
Г.Р. |
С |
В |
В |
+ |
В |
С |
В |
В |
22. |
Е.С. |
С |
С |
С |
+ |
С |
Н |
С |
С |
23. |
М.В. |
С |
С |
С |
+ |
С |
Н |
С |
С |
В – 8 (34,8%) С – 15 (65,2%) |
В – 8 (34,8%) С – 15 (65,2%)
|
В – 9 (39,1%) С – 14 (60,9%)
|
Выполнили верно – 23 (100%)
|
В – 8 (34,8%) С – 15 (65,2%)
|
В – 7 (30,4%) С – 13 (56,5%) Н – 3 (13,0%) |
В – 8 (34,8%) С – 15 (65,2%)
|
В – 9 (39,1%) С – 14 (60,9%)
|
Уровни речевого развития детей старшей группы
№ |
Код имени |
Уровни речевого развития |
Баллы | ||
В |
С |
Н | |||
1. |
А. А. |
● |
4 | ||
2. |
О.Б. |
● |
4 | ||
3. |
Р.В. |
● |
4 | ||
4. |
А.Г. |
● |
5 | ||
5. |
М.К. |
● |
4 | ||
6. |
Т.Л. |
● |
5 | ||
7. |
Л.М. |
● |
5 | ||
8. |
Л.Т. |
● |
4 | ||
9. |
Ю.Ф. |
● |
4 | ||
10. |
И.Х. |
● |
4 | ||
11. |
С.Ч. |
● |
4 | ||
12. |
Ж.Щ. |
● |
5 | ||
13. |
С.Э. |
● |
4 | ||
14. |
А.Ю. |
● |
5 | ||
15. |
Б.Я. |
● |
5 | ||
16. |
К.И. |
● |
4 | ||
17. |
Ж.М. |
● |
5 | ||
18. |
Е.Н. |
● |
4 | ||
19. |
В.О. |
● |
4 | ||
20. |
Я.П. |
● |
5 | ||
21. |
Г.Р. |
● |
5 | ||
22. |
Е.С. |
● |
4 | ||
23. |
М.В. |
● |
4 | ||
Всего: |
9 |
14 |
- |
||
Всего в %: |
39,1 |
60,9 |
- |