Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:10, курсовая работа
Целью нашей работы является выявление взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты задачи:
1.Раскрыть теоретические основы развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
2.Организовать и провести практическое исследование по взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей;
1.4. Краткие выводы по главе I
Теоретический обзор литературы по проблеме развития речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста позволяет нам сделать некоторые выводы.
1) В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности:
- формируется устойчивая структура мотивов,
- зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым",
-появляется потребность
в признании сверстников: у
старших дошкольников активно
проявляется интерес к
- появляется потребность
поступать в соответствии с
установленными правилами и
- возникает новый (
- ребенок усваивает
2) Особенности развития речи у старших дошкольников состоят в следующем:
- звуковая культура
речи отличается тем, что
дети становятся способны
произносить шипящие,
- грамматический строй
речи отличается тем, что дети
совершают первые попытки
- лексическая сторона речи характеризуется тем, что появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений;
- связная речь отражает
способность детей к
3) Особенности проявления и развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:
- старший дошкольник может
- различные формы мышления
- с учётом развития к этому
возрасту поисковой и
- старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация. Результаты исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.З. Зака, Н.Н. Поддьякова и др. установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым;
- мышление ребёнка связано с
его знаниями. В современных образовательных
технологиях знания не
- включение старшего
Глава II. Практическое исследование по выявлению взаимосвязи
уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста и
логического мышления
2.1. Организация и проведение диагностических процедур
Определение взаимосвязи уровня развития речи и развития логического мышления старших дошкольников проходило на базе МБДОУ № 8 «Журавленок» г. Южно-Сахалинска в старшей группе. В группе 23 дошкольника: 11 мальчиков и 12 девочек.
В группе создана атмосфера доброжелательности и внимания детей друг к другу, интереса к общению. Дети на занятиях стремятся к познанию, любознательны, активны. В самостоятельной деятельности много рисуют, на прогулках играют в подвижные игры.
Воспитатели, работающие с детьми, непосредственно отвечают за жизнь и здоровье вверенных им детей. Они планируют и проводят занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создают условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и сами ее реализуют. Готовят праздники, развлекательные и спортивные занятия.
Воспитатели также ведут работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом.
В диагностической работе с детьми были использованы психолого-педагогические методы: методика «Словарная мобильность», экспертная оценка, методика «Домино», разработанная Е. Г. Самсоновой и усовершенствованная Т. Н. Овчинниковой, методика «Недостающие детали» (А. К. Болотовой) и методика «Найди такую же», разработанная Г.М. Угаровой.
Диагностика развития речи детей проводилась с помощью методики «Словарная мобильность».
Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4 – 7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивалось баллами и интерпретировалось в зависимости от полученного результата.
Задание А.
Придумай как можно больше слов на букву С.
Время 1 мин.
Оценка.
6 – 7 слов – высокий уровень;
4 – 5 слов – средний,
2 – 3 слова – низкий.
Задание Б.
Оканчивание слов.
Ход работы.
Ребенка спрашивают: «Отгадай, что я хочу сказать? По...». Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: «А теперь, что я хочу сказать? Пона...» и т. д.
Всего ребенку дается 10 слогов,
неодинаково часто
Дополнил все предложенные слоги до целого слова – высокий уровень.
Справился с половиной предложенных слогов – средний уровень.
Смог дополнить только 2 слога – низкий уровень.
Задание В.
Образование предложений с данными словами.
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие
слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.
Оценивается правильность составления фразы.
Высокий уровень – самостоятельно и правильно составил фразу.
Средний уровень – составил фразу с помощью воспитателя.
Низкий уровень – не сумел составить фразу.
Задание Г.
Подбор рифмы.
Инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма – это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет «день»».
Если ребенок не понял, как это сделать, то надо ему показать на примере со словом «день», прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой.
Время работы с одним словом – одна минута.
Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.
Задание Д.
Словообразование.
Как будет называться маленький предмет?
мяч – мячик;
рука – ...;
солнце – ...;
трава – ...;
плечо – ...;
ухо - ...;
таз - ...
Оценка.
6 – 7 баллов – высокий уровень,
4 – 5 баллов – средний,
2 – 3 балла – низкий.
Задание Е.
Словообразование.
Если предмет сделан из железа, то какой он?
железо – ...;
дерево – ...;
снег – ...;
пух – ...;
бумага – ....
Оценка.
4 – 5 баллов – высокий уровень,
2 – 3 балла – средний,
0 – 1 балл – низкий.
Задание Ж.
Общий словарный запас.
Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Оценка.
6 – 7 баллов – высокий уровень,
4 – 5 баллов – средний,
2 – 3 балла – низкий.
Задание З.
Исследование особенностей звукового анализа слова.
Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву «д», сразу хлопнешь в ладоши».
Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.
Безошибочное выполнение – высокий уровень,
1 – 2 ошибки – средний,
3 и более ошибок – низкий.
Метод экспертной оценки позволил определить уровень развития речи детей. Была собрана группа экспертов в составе 3-х человек:
1. Заведующая МБДОУ № 8 «Журавленок» Янаева Галина Васильевна, руководитель высшей квалификационной категории. Стаж работы 25 лет.
2. Кохан Ольга Николаевна – заместитель заведующей по воспитательно-методической работе МБДОУ № 8 г. Южно-Сахалинска, руководитель высшей квалификационной категории. Стаж работы 14 лет.
3. Мишанина Ольга Михайловна – воспитатель МБДОУ № 8 г. Южно-Сахалинска. Стаж работы 8 лет.
Группой экспертов были разработаны критерии оценки речевого развития детей. Оценка осуществлялась по пятибалльной системе.
5 баллов – ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.