Периоды |
Возраст
и пол |
Некоторые
характерные возрастные
события |
Мужской |
Женский |
Новорожденные |
от
рождения до
10 дней |
Период
вскармливания ребенка молозивом.
Начало ускорения роста в длину. Часто
падение веса тела. |
Грудной
возраст |
от
10 дней
до 1 года |
Начало
питания "зрелым" молоком. Прорезавание
первых молочных зубов (с 6 месяцев); период
макисмальной интенсивности ростового
процесса, начало выпрямления тела
(формирования изгибов позвоночника),
сидение, стояние и первые шаги. Начало
познавательного развития (осматривание
и узнавание), подражание, призывающие
жесты. "Детская" речь. |
Раннее
детство |
1-3
года |
Завершение
прорезавания первой генерации зубов.
Падение интенсивности роста. Узнавание
картинок, фантазирование, одушевление
предметов, выбор объекта привязанности
и выделение "Я". Взрослая речь. |
Первое
детство |
4-7
лет |
Часто
фиксируется первый ростовой скачек.
С 6 лет начало прорезывания постоянных
зубов. В самом конце периода
первые проявления полового диморфизма
и начало половой идентификации (осознание
пола). Наглядно символическое мышление,
освоение пространства и понятия последовательности
времени. Основы этики и группового поведения.
Осознанное упорство. Ведущая деятельность
- сюжетно-ролевая игра. |
Второе
детство |
8-12 лет |
8-11 лет |
Прорезывание
постоянных зубов (кроме третьих
маляров - "зубов мудрости"). Начало
развития вторичных половых признаков
(половое созревание) и активизация
ростового процесса. Переход от наглядно-образного
к логически-оперативному мышлению, истинные
волевые акты и социальная адаптация.
Развитие внимания и произвольной памяти.
Избирательное рисование и перспектива. |
Подростковый
возраст |
13-16 лет |
12-15 лет |
Пубертатный
спурт - второй (истинный) ростовой скачек.
Половое созревание и усиленный рост тела
в длину. Все это определяет крупнейшие
морфо-функциональные сдвиги, затрагивающие
все системы организма. В самом начале
- словесное выражение абстрактного мышления.
Интенсивное интеллектуальное развитие
(самоанализ, самовоспитание), высокая
половая идентификация, личностная и эмоциональная
нестабильность. |
Юношеский
возраст |
17-21 лет |
16-20 лет |
Окончание
интенсивного роста и формирования
организма (дифинитивное состояние). Начало
периода стабилизации личности, самоопределения
и формирования мировоззрения. При этом
часто социальная активность выражается
в деструктивных проявлениях. |
Первый
зрелый возраст |
22-35 лет |
21-35 лет |
Собственно
зрелость - относительная стабильность
дифинитивных параметров организма, окончание
формирования "типично женских" и
"типично мужских" черт строения
и психики. Ведущее значение приобретает
циркадная, бициркадная, недельная, сезонная
и др. ритмичность физиологических функций.
В конце периода - окончание женского репродуктивного
цикла - менопауза и комплекс психо-физиологических
изменений (климакс). |
Второй
зрелый возраст |
36-60 лет |
36-55 лет |
Пожилой
возраст |
61-74 лет |
56-74 лет |
Продолжение
периода оптимальной социальной
активности. Начало и развитие инволютивных
изменений организма в том числе
истинный отрицательный рост. Падение
адаптационных возможностей. Дезинтеграция
функций организма на всех уровнях организации.
Обычно, окончание мужского репродуктивного
периода. Структурные и функциональные
изменения центральной нервной системы,
а в конце этапа, обычны яркие признаки
"психического старения". |
Старческий
возраст |
75-90
лет |
Долгожители |
старше
90 лет |
Доживших
до этого периода характеризует
относительная стабильности всех параметров
на достигнутом качественном и количественном
уровне, в том числе за счет компенсаторных
(компенсаторно-старческих) процессов. |
Нейтральное
детство - время от рождения до 7 лет,
когда мальчики и девочки мало
отличаются друг о друга по темпам
роста. |