Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:55, реферат
Цель работы – изучить актуальные проблемы возрастной психологии в науке. В данной работе рассмотрим - периодизацию психического развития в возрастной психологии.
Целью исследования может стать анализ литературы по проблеме-периодизации психического развития
Введение ………………………………………………………………………2
Глава 1 Актуальные проблемы психологии развития. …………………….
Глава 2 Возрастная периодизация психического развития. ……………….
2.1 Проблема периодизации психического развития ………………………
2.2 Подходы к возрастной периодизации психического развития.
Концепции психического развития человека. ………………… ………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………
Приложение …………………………...……………………………………….
Л.С.Выготский ввёл в науку категориальный анализ проблемы возраста, его структуры и динамики. Основанием для возрастной периодизации явилась внутренняя логика детского развития – процесса самодвижения, возникновения и образования в психике нового. Новый тип строения личности и её деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и определяют сознание ребёнка и его отношение к среде, называется новообразованием возраста. На каждом возрастном этапе существует центральное новообразование, к нему примыкают частичные новообразования, которые относятся к сторонам личности ребёнка, к новообразованиям предыдущих возрастов. Структура возраста включает в себя центральные и побочные линии развития. К центральным линиям развития относятся те процессы, которые связаны с основным новообразованием возраста, к побочным – другие частичные процессы. К примеру, развитие речи в раннем детстве связано с центральной линией развития, а в подростковом – с побочными. К началу каждого возраста складывается специфическое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, называемое социальной ситуацией развития. Основным законом динамики возраста является признание того, что силы, которые движут развитие ребёнка, приводят к отрицанию самой основы развития возраста и распаду существующей социальной ситуации развития. На каждом возрастном этапе существует зона интеллектуального подражания, которая связана с реальным уровнем развития ребёнка и называется зоной ближайшего развития. То, что сегодня ребёнок делает при помощи взрослого, завтра он сумеет воспроизвести самостоятельно. Для каждого ребёнка существует его собственная, индивидуальная зона ближайшего развития. Деятельность, связанная с центральным новообразованием возраста называется ведущей деятельностью. Это не та деятельность, на которую тратится больше всего времени, а та, в которой ребёнок максимально проявляется как человек. Возрастные изменения могут происходить резко, критически и могут происходить постепенно, литически.[10]
Эпохи,
или стадии развития завершаются
кризисами развития. Кризисом является
расчленение ранее бывшего
Периоды детской жизни, отделённые друг от друга литически, составляют фазы развития.[7]
Л.С.Выготский проанализировал процессы психического развития ребёнка в разные возрастные периоды и разработал общую схему, которая позволяет наблюдать причины смены возрастов. Согласно этой схеме каждый возраст открывается кризисом. Кризис обуславливает становление новой социальной ситуации развития. В ней имеются внутренние противоречия, которые и развивают в психике ребёнка новообразование. Возникшее новообразование несёт в себе предпосылки разрушения данной социальной ситуации развития и назревания нового кризиса.
Л.С.Выготский обосновал возрастную периодизацию детского развития, которая завершается рассмотрением кризиса 17 лет
Л. С. Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь моделью диалектического развития и идеей скачкообразных переходов к новому качеству.
(см. Приложение 5)
В развитии он выделял стабильные и критические периоды. В стабильных периодах происходит медленное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. При этом стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис 3-х лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис 7 лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д.[4]
Л.С.Выготский ввёл в науку категориальный анализ проблемы возраста, его структуры и динамики. Основанием для возрастной периодизации явилась внутренняя логика детского развития – процесса самодвижения, возникновения и образования в психике нового. Новый тип строения личности и её деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и определяют сознание ребёнка и его отношение к среде, называется новообразованием возраста. На каждом возрастном этапе существует центральное новообразование, к нему примыкают частичные новообразования, которые относятся к сторонам личности ребёнка, к новообразованиям предыдущих возрастов. [4]
Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющие значение он придавал периоду кризиса – времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребёнка. В эти периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребёнка. Согласно Л.С.Выготскому, переход т одного возраста к другому происходит революционным путём. [3]
Одной из немногих концепций возрастной периодизации всей жизни человека, а не только детства, является эпигенетическая концепция Эрика Эриксона. В мировой психологии широко известна периодизация Э. Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: а) соматическое развитие, б) социальное развитие, в) развитие сознательного Я. Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях: 1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная динамика.[8]
В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. Создал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение человеком восьми стадий развития.[8]
Э.
Эриксон рассмотрел развитие человека
в связи с его отношениями
с близкими людьми. Исследуя стили
материнского поведения, учёный показал,
что они определяются тем, что
именно ожидает от ребёнка в будущем
та социальная группа, к которой
он принадлежит. По мнению Эриксона, на
каждой стадии возрастного развития общество
выдвигает определённые ожидания в отношении
человека. Таким образом, каждому возрасту
свойственна определённая задача. Однако
успешность решения этой задачи зависит
как от уровня развития личности, так и
от духовной атмосферы общества и условий
жизни этого человека (отсюда и название
– психосоциальная модель развития личности).
Рассматривая развитие личности как динамический
процесс, продолжающийся от рождения до
смерти, Эриксон считал, что важнейшее
значение для психики человека имеет упорядочивание
и интегрирование собственного жизненного
опыта – синтез эго. Сквозная задача, «пронизывающая»
всю жизнь человека – обретение идентичности.
Идентичность
– это, прежде всего показатель зрелой
(взрослой) личности, истоки и тайны организации
которой связаны с предшествующими стадиями
развития. Приобретение идентичности,
как целостности своего «Я» происходит
между двумя полюсами развития – позитивным
и негативным. Развитие личности – борьба
этих крайних возможностей. В каждом возрасте
человек должен делать выбор между двумя
альтернативными фазами решения возрастных
и ситуативных задач своего развития.
Если побеждает продуктивное направление,
тогда у человека развиваются его сильные
качества или основная способность самотождественности.
Если человек развивается в деструктивном
направлении, то возникает патология данного
возраста, ослабляющая чувство самоидентичности,
человек становится всё менее адекватен
самому себе.[11]
В периодизации
Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития
и представил свойственные каждой стадии
«полюса», между которыми формируется
личность.
1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению;
2)
вторая фаза (раннее детство: 2—3-й
годы жизни) характеризуется
3)
третья фаза (дошкольный возраст:
4-5-и годы жизни)
4)
четвертая фаза (школьный возраст:
с 6 до 11—12 лет, т.е. до половозрелости)
характеризуется чувством
5) пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;
6)
шестая фаза (молодость: 20—30 лет)
характеризуется близостью,
7)
седьмая фаза (зрелость: 30—40 лет)
характеризуется творческим
8) восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость), от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием.[7]
Предложенная
Э.Эриксоном схема периодизации
названа эпигенетическим
Описывая развитие человеческой психики, Э.Эриксон признаёт неисчерпаемость научными методами этой реальности и потому не придаёт своей концепции характера жёсткого каркаса. Так, он пишет, что последовательность возрастов и порядок их смены не есть непреложный закон развития каждого человека. Во-первых, в каждой точке развития существует возможность возрастного регресса или «растительного» существования (недаром мы говорим о вечных юношах и седовласых младенцах). Во-вторых, личная биография, заведомо не совпадающая с нормативным представлением о развитии, открывает возможности не только для остановки и регресса развития, но и для трансцендирования собственного возраста, выхода за рамки жизненных представлений о возрасте (поэтому мы говорим иногда о взрослой ответственности иных отроков или поседевших в один миг юношах). Каждому возрасту свойственны не какие-то определённые нормы, а указываются высшие естественные возможности достижения для данного возраста.[7]
Периодизация
детского развития в современной
отечественной психологии эту линию
продолжили А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин.
Их позиция в вопросе о
(cм. Приложение 6)
а)
несостоятельность многих
б) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой; личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;
в) при рассмотрении источников развития психики каждый его период необходимо связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью);
г)
целостная деятельность
Согласно А. Н. Леонтьеву и Д. Б. Эльконину, основой психического развития является смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований. В то же время, достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития. Критерием возрастной периодизации А.Н.Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития.
Новый тип деятельности, лежащий в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, получил название ведущего (понятие, по своему смыслу близкое к понятию социальной ситуации развития у Л. С. Выготского).[19]
Ведущая деятельность — это 1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре — воображение, в учении — логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.
Информация о работе Актуальные проблемы возрастной психологии