Актуальные проблемы возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:55, реферат

Описание

Цель работы – изучить актуальные проблемы возрастной психологии в науке. В данной работе рассмотрим - периодизацию психического развития в возрастной психологии.
Целью исследования может стать анализ литературы по проблеме-периодизации психического развития

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2
Глава 1 Актуальные проблемы психологии развития. …………………….
Глава 2 Возрастная периодизация психического развития. ……………….
2.1 Проблема периодизации психического развития ………………………
2.2 Подходы к возрастной периодизации психического развития.
Концепции психического развития человека. ………………… ………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………
Приложение …………………………...……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

А.курс' раdoc.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

 Рассмотрим  некоторые из них.

     Древнейшие  периодизации онтогенеза восходят к  античности:

• Пифагор (VI в. до Р.Х.) выделял четыре периода человеческой жизни: весну (от рождения до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет). Эти периоды соответствуют становлению, молодости, расцвету сил и их угасанию.

• Гиппократ (V-IV вв. до Р.Х.) разделил весь жизненный путь человека с момента рождения на десять равных семилетних цикла-этапа.

Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П. Рославский- Петровский выделил следующие категории

• подрастающее поколение - малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);

• цветущее поколение - молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);

• увядающее поколение - старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше).

Близкая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером (1854-1932 гг.).

Постнатальный онтогенез подразделен им также  на семь этапов:

• младенчество (от рождения до 9 месяцев);

• раннее детство (от 10 месяцев до 7 летнего возраста);

• позднее детство (от 8 до 13-14 лет);

• юношеский возраст (от 14-15 до 19-21 лет);

• зрелость (до 41-50 лет);

• старость (50-70 лет);

• почетная старость (старше 70 лет).

В ряде интересных схем начала XX в. особое внимание уделяется периодизации детского возраста. Среди них:

• схема Н.П. Гундобина (основана на данных анатомии и физиологии);

• схема С. Штраца (в основе - данные по интенсивность роста тела и созревание половых желез);

• схема Г. Гримма (в основе - данные по развитию психических функций и собственно ауксологии);[2]

     Весьма  успешно применяются в практике палеоантропологических исследований схемы, основанные на данных о развитии зубной системы, костей черепа и посткраниального скелета (периодизации по типу "Infantilis-Sinilis"). Впервые такая схема была представлена в фундаментальных трудах Р. Мартина (Martin R., 1928; Martin R., Saller K., 1956 и др.). Пять основных периодов развития были определены удачно, и в дальнейших модификациях уточнению подлежали только возрастные лимиты для отдельных этапов (см. например: Алексеев В.П., Дебец Г.Ф., 1964; Уайнер Дж., 1968). В исследовательской практике, как правило, особо оговаривается еще и период новорожденности (nb, условно - от рождения до 10 дней жизни

(См.Приложение 1). [12]

     Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П. Рославский-Петровский выделил  следующие категории: [12]

подрастающее  поколение - малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет); цветущее поколение - молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);

увядающее поколение - старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше). [12]

Близкая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером (1854-1932 гг.). Постнатальный  онтогенез подразделен им также на семь этапов:

младенчество (от рождения до 9 месяцев);

раннее  детство (от 10 месяцев до 7 летнего  возраста);

позднее детство (от 8 до 13-14 лет);

юношеский возраст (от 14-15 до 19-21 лет);

зрелость (до 41-50 лет);

старость (50-70 лет);

почетная старость (старше 70 лет).

     Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно различны. Опираясь на данные, приведенные Л. С. Выготским в работе «Проблема возраста» (1984), а также с учетом современных исследований, можно представить себе следующую систему попыток построения возрастных периодизаций. [12]

     Первую  группу составляют периодизации, созданные  не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития. Таковой, в частности, является периодизация С. Холла, созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0—5 лет), стадию охоты и захвата (5—11 лет), пастушескую стадию (8—12 лет), земледельческую стадию (11—15 лет), стадию промышленности и торговли (15—20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п. Очевидно, что подобные аналогии хотя и заманчивы, но поверхностны. [12]

     Ко  второй группе можно отнести периодизации, основанные на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. Такие варианты периодизаций Л. С. Выготский называл моносимптоматическими, т.к. в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития. [12]

     Примером  периодизации такого типа является периодизация Блонского П. П., в который в качестве основания используется дентиция. Так, Блонский выделяет беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство. Блонский полагал, что процесс развития определяется нарастанием энергетических ресурсов организма, которые и задают время кальцинации — окостенения скелета, смену зубов. Такой прямой параллелизм, однако, ничем не подтвержден, а, кроме того, выделенные периоды не равнозначны: если время прорезывания зубов весьма важно для ребенка, то переход к постоянно зубовому детству в психическом плане ничем не примечателен.

     Основанием  периодизации В. Штерна является собственная активность человека. В. Штерн выделяет период игры, период сознательного учения с разделением игры и труда, период юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой деятельности. Штерну принадлежит также периодизация, в основе которой лежит развитие речи с выделением фаз: первого слова, однословных и двухсловных предложений, грамматизации и т.д. [12]

     Согласно  З.Фрейду либидозная энергия, которая  связана с инстинктом жизни, является основой развития личности человека. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом З.Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделил три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий. Основанием периодизации 3. Фрейда является изменение зон, в которых находит удовлетворение либидо. Соответственно, выделяются следующие стадии развития личности: 1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны — в области рта; формы поведения — захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание; 2) анальная фаза (2—3-й годы жизни): эрогенные зоны — в области заднего прохода; формы поведения — интерес к функциям отправления; 3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны — в области первичных половых органов; формы поведения — исследование своих гениталий; 4) латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения нет; 5) генитальная фаза (фаза зрелости): во главе с гениталиями активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

(cм. Приложение 2 )

     Для Ж. Пиаже критерием деления детства  на периоды служил переход от одного вида мышления к другому. Процесс развития интеллекта, согласно  ему состоит из трёх больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление трёх основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т. е. системы обратных действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций. [2] Это период становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения. В основе периодизации Ж. Пиаже лежит развитие интеллектуальных структур которые он считает фактором достижения равновесия с окружающей средой. Пиаже описывает: 1) предоперациональную стадию мышления (сенсомоторный интеллект) с его рефлексами и приспособительными реакциями; 2) стадию предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3) стадию конкретных операций и 4) стадию формальных операций. [2]

     Л. Колберг положил в основу построения периодизации становление морали. Он выделяет доморальный уровень (связанный  с ориентацией на избегание наказания  и получение поощрения), уровень  конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет), а также уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).

     Одной из первых научно обоснованных периодизаций этапов роста и развития человека, основанных на морфо-физиологических критериях, была периодизация Н. П. Гундобина (1906), однако она соответствует уровню развития анатомии и физиологии рубежа 19-го и 20-го веков, и представляет лишь исторический интерес.

     Наиболее  полная возрастная периодизация, основанная на морфологических и антропологических признаках, была предложена В. В. Бунаком, 1965 (см. Приложение 3).

     В этой системе в изменениях размеров тела и связанных с ними структурно-функциональных признаках отражаются преобразования метаболизма организма с возрастом. В схеме, однако, отсутствует период внутриутробного развития человека, а границы некоторых периодов определены социальными причинами (например, достижение законного пенсионного возраста и т. д.). [11]

     Близкой к этой схеме является периодизация А. Ф. Тура (1938, 1954) и М. С. Маслова (1952), принятая в педиатрической практике. Наряду с морфологическими, она учитывает и социальные факторы. Младенческому возрасту здесь соответствует младший ясельный или грудной возраст; период первого детства объединяет старший ясельный или преддошкольный возраст и дошкольный; период второго детства соответствует младшему школьному и подростковому возрастам. Однако, и эту классификацию возрастных периодов, отражающую существующую систему воспитания и обучения, также нельзя считать полностью приемлемой: а) вопрос о начале систематического обучения до сих пор не решен; б) граница между дошкольным и школьным возрастами требует уточнения; в) достаточно аморфны понятия младшего и старшего школьного возраста. [11]

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. [14]

(см.Приложение 2)

     Существующая  в настоящее время, и принятая большинством авторов возрастная периодизация И. А. Маркосяна (см. Приложение 4)

Схема возрастной периодизации онтогенеза человека по А. А. Маркосян

несколько отличается от предложенной В. В. Бунаком  [14]

(см. Приложение 3)

Tем, что в ней выделяется период раннего детства и несколько смещены границы второго детства и подросткового периода. А. А. Маркосян считал возможным принять за основу периодизации индивидуального развития человека «надежность биологической системы», характерную для каждого периода развития, так как «это понятие является более обобщенным, лишено односторонности, присущей большинству предложенных теорий, которые рассматривали тот или другой отрезок жизненного цикла, исходя из какого-либо одного жизненного отправления». [14]

     Следует подчеркнуть, что проблема возрастной периодизации, построенной по физиологическому критерию, окончательно не решена, прежде всего, потому, что все существующие периодизации недостаточно физиологически обоснованы.

Третью  группу, составляют периодизации, связанные  с выделением существенных особенностей самого развития. Именно они позволяют  понять: что, как, почему, в каком  направлении изменяется. Близко к построению периодизации такого типа подошел А. Гезелл, обнаруживший, что с взрослением уменьшается «плотность развития». [14]

     Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развитияи показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития.[1]

     Традиционно принято разделять начало жизненного цикла на следующие периоды: внутриутробный период, детство, отрочество, юность.

Внутриутробный  период делят на 3 стадии:

1) предзародышевую  стадию – составляет две недели;

2) зародышевую  стадию – до двух месяцев  развития. На этой стадии происходит формирование и развитие различных органов;

3) стадию  плода – длится до появления  младенца на свет.

Детство также делится на несколько периодов:

1) младенчество (от 0 до 12–14 месяцев);

2) ранний  возраст (от 1 до 3 лет);

3) дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);

Информация о работе Актуальные проблемы возрастной психологии