Актуальные проблемы возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:55, реферат

Описание

Цель работы – изучить актуальные проблемы возрастной психологии в науке. В данной работе рассмотрим - периодизацию психического развития в возрастной психологии.
Целью исследования может стать анализ литературы по проблеме-периодизации психического развития

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2
Глава 1 Актуальные проблемы психологии развития. …………………….
Глава 2 Возрастная периодизация психического развития. ……………….
2.1 Проблема периодизации психического развития ………………………
2.2 Подходы к возрастной периодизации психического развития.
Концепции психического развития человека. ………………… ………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………
Приложение …………………………...……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

А.курс' раdoc.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа.

Две последние  системы на настоящий момент следует  признать наиболее удачными и применимыми для решения вопросов возрастной антропологии, педиатрии и педагогики - они наилучшим образом описывают основные закономерности развития человека и соответствуют им.

          Практическое применение находят системы А.В. Нагорного, И.А. Аршавского, В.В. Бунака, А.Ф. Тура, Д. Гайера и другие. В них выделяется от 3 до 15 стадий и периодов. [16]

В 60-х  гг. XX в. в работах А.В. Нагорного  и учеников его школы была предложена общая фундаментальная схема, по которой полный цикл индивидуального развития млекопитающих и человека разделяется на два крупных этапа: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный). [13]

     Детальная схема онтогенеза человека представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё  развитие человека разделено на три крупные стадии:

  • прогрессивная - включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;
  • стабильная - идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;
  • регрессивная - происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.

Схема периодизации индивидуального развития человека, предложенная В.В. Бунаком в 1965 г.  Чтецова, Б.А.Никитюка (см. в приложение 9)

     Наконец, пожалуй, наиболее широкое применение в отечественной науке нашла  схема, принятая на VII Всесоюзной конференции  по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965 г.): [13]

(cм. приложение 10 )

     Две последние системы на настоящий  момент следует признать наиболее удачными и применимыми для решения  вопросов возрастной антропологии, педиатрии  и педагогики - они наилучшим образом  описывают основные закономерности развития человека и соответствуют им.

     (см. приложение 9; приложение 10)

     Большинство схем похожи в общих чертах. Часто  в них используются одинаковые названия периодов, возрастные пределы которых  также часто совпадают. Отличия  же связаны с тем, какому аспекту развития человека автор уделяет большее внимание и насколько удачно удается отразить в дробной схеме комплексность проблемы. [13]

     Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его  развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а так же от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои ведущие психические функции (Л.С.Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Уровень развития теории определяет стратегию  исследования в науке. Это полностью  относится и к детской психологии, где уровень теории формирует  цели и задачи этой науки. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Конечно, уже тогда исследователи пытались понять движущие силы развития, и каждый психолог об этом мечтал. Но для решения этой задачи не было объективных возможностей.[4]

     Стратегия наблюдения реального хода детского развития в тех условиях, в которых  оно стихийно складывается, привела  к накоплению разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие закономерности самого процесса развития и в конце концов понять его причину.[16]

     Периодизация  развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Об этом свидетельствуют различные подходы к периодизации развития, существующие в этих науках. Трудности в значительной степени связаны с отсутствием общепризнанного критерия, который был бы равно принят представителями разных наук. [13]

     Для решения этих задач психологи  использовали стратегию естественно-научного констатирующего эксперимента, который  позволяет установить наличие или  отсутствие изучаемого явления при  определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание. Обе стратегии - наблюдение и констатирующий эксперимент - широко распространены в детской психологии. Но их ограниченность становится все более очевидной по мере того, как выясняется, что они не приводят к пониманию движущих причин психического развития человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно.

     В настоящее время интенсивно разрабатывается  новая стратегия исследования - стратегия  формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.

     Каждая  из названных стратегий имеет  свою историю развития. Как уже  говорилось, детская психология начиналась с простого наблюдения. Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями, известными психологами в результате длительных наблюдений развития собственных детей (В Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н.А. Рыбников, Н.[21]

     Онтогенез представляет собой целостную и  динамичную картину смены этапов, характеризующихся различными темпами  роста. Каждый такой этап имеет свою возрастную норму реакции, обычно приближающуюся к среднегрупповой (популяционной) характеристике. Обсуждается понятие биологического возраста - фундаментального и многостороннего показателя темпов развития, отражающего уровень морфофункционального состояния организма на фоне популяционного стандарта; понятия об акселерированности, ретардированности и нормальности хода индивидуального развития. Раскрывается процесс эпохальной акселерации (секулярный тренд), затрагивающий большинство параметров и систем организма на протяжении всего жизненного цикла. [21] Эпохальные колебания темпов роста и развития человека представлюет собой одно из проявлений микроэволюционного процесса, действующего в популяциях и их системах. Во многом благодаря этим изменениям определяется уровень межпопуляционной изменчивости биологических признаков человека.

     Исследование  онтогенеза предоставляет своеобразный ключ к пониманию явления биологической  изменчивости человека. Эти знания существенны для понимания индивидуальных различий формы и функций организма, поскольку многие из этих особенностей определены различиями в относительной скорости роста отдельных частей тела. [21]

     Изучение  процесса развития важно для выяснения  механизмов эволюции человека, так  как эволюция морфологических признаков  во многом сводится именно к изменению  генетически обусловленного роста  и развития.

     Последние десятилетия характеризуются становлением системы человекознания как в  отечественной науке, так и за рубежом. Изучение субъекта труда, познания и общения потребовало объединения  столь широкого диапазона характеристик  человека как индивида, личности, индивидуальности, что с новой остротой встал вопрос об их систематизации.

     В работе выделяются три группы признаков, на основании которых можно построить  возрастную периодизацию онтогенеза: биологические, психологические, социальные. Однако выделения только этих групп признаков недостаточно; необходим более полный учет имеющихся данных для системного описания онтогенеза человека.[13]

     Полные  периодизации развития охватывают всю  человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные) – только ту ее часть, которая интересует определенную научную область. В основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека. Вся психическая деятельность человека была рассмотрена ученым как процесс непрерывной смены деятельности, в которой выделяются ведущая деятельность, новообразования и кризисы данного возраста. [16]

     Таким образом, каждому возрасту соответствует  свой уровень физического, психического и социального развития.

     Вопрос  о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно различны,

с учетом современных исследований, можно  представить себе следующую систему  попыток построения возрастных периодизаций. [16]

     Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

  • Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека.

     Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» ит.д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии. Первую группу составляют периодизации, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития. Таковой, в частности, является периодизация С. Холла. Исследуя психическое развитие ребёнка, Холл пришёл к выводу, что  в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем. Однако Э.Геккель говорил о том, что зародыши в своём эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на психику человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребёнка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека (теория рекапитуляции).[13]

     Ученик  С.Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых небыли жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей. .[2]

     Данные  учёные строят свои периодизации на основе выделения какого-нибудь одного признака.

     Согласно  З.Фрейду либидозная энергия, которая  связана с инстинктом жизни, является основой развития личности человека. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом З.Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделил три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий. .[2]

  • Ко второй группе можно отнести периодизации, основанные на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития.

     Вторая  группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор  критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в  рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, генитальный этапы

     Такие варианты периодизаций Выготский Л.С. называл моносимптоматическими, т.к. в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития. Примером периодизации такого типа является периодизация Блонского. П. П.  В основу периодизации Блонского П.П.лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.[2]

  • Третья группа периодизаций основывается на нескольких

 существенных  особенностях развития и может  учитывать изменение важности  критериев со временем. Примером  таких периодизаций являются  системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Информация о работе Актуальные проблемы возрастной психологии