Анализ исследования восприятия в гештальтпсихологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание

Задачи курсовой работы:
• дать определение понятия гештальтпсихологии;
• дать определение понятия восприятия;
• раскрыть специфику восприятия в гештальтпсихологии (на основе экспериментальных исследований);
• обозначить роль восприятия в гештальтпсихологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие гештальтпсихологии.
1.1 Общая характеристика гештальтпсихологии……………………………5
1.2 Свойства гештальта……………………………………………………......7
1.3 Проблема целостности в гештальтпсихологии ………………………..13
2.Специфика восприятия в гештальтпсихологии.
2.1 Общее определение понятия восприятия………………………………19
2.2 Экспериментальные исследования восприятия …………………….....25
2.3 Гештальт-принципы организации восприятия…………………………30
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………..………………….........36

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 573.00 Кб (Скачать документ)

Волгоградский Государственный Университет

Факультет философии, истории, международных  отношений и социальных технологий

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 

                                      Курсовая работа на тему:

«Анализ исследования  восприятия в гештальтпсихологии». 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр.ПСЗ-071

                                                                                          Гудошникова Ю.С.

                                                     Проверила: ассистент

                                                                                 Безрукова А.Н. 

Волгоград 2009

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие гештальтпсихологии.

    1.1 Общая  характеристика гештальтпсихологии……………………………5

    1.2 Свойства гештальта……………………………………………………......7

    1.3 Проблема целостности в гештальтпсихологии  ………………………..13

2.Специфика восприятия  в гештальтпсихологии.

    2.1 Общее  определение понятия восприятия………………………………19

    2.2 Экспериментальные  исследования восприятия …………………….....25

    2.3 Гештальт-принципы  организации восприятия…………………………30

Заключение………………………………………………………………………34

Список литературы……………………………………..………………….........36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       Актуальность  исследования восприятия обусловлена  тем, что восприятие играет важную роль в жизни человека, в его трудовой и познавательной деятельности. Основой любого познавательного процесса, его отправной точкой всегда является восприятие. Из экспериментальной психологии восприятия хорошо известно, что процесс формирования образа начинается с различения и далее идет через опознание к полному и адекватному восприятию данного объекта.

       Объект  исследования — анализ исследования восприятия в гештальтпсихологии.

       Предмет исследования - восприятие.

       Цель  курсовой работы - проанализировать исследование восприятия в гештальтпсихологии.

       Задачи  курсовой работы:

  • дать определение понятия гештальтпсихологии;
  • дать определение понятия восприятия;
  • раскрыть специфику восприятия в гештальтпсихологии (на основе экспериментальных исследований);
  • обозначить роль восприятия в гештальтпсихологии.

       Представленный  в данной работе подход основывается  на предпосылках, которые нельзя называть ни смутными, ни безосновательными. Напротив, это преимущественно предложения  здравого смысла, легко подтверждаемые опытом. К сожалению, психологи, как правило, принимают их как само собой  разумеющиеся и оставляют на заднем плане, а между тем их теории все дальше уходят от реального и наблюдаемого. В данной работе сделана попытка выразить эти предпосылки явно и просто, для того, чтобы получить возможность использовать их в качестве меры основательности и полезности наших представлений, что позволит нам предпринимать исследования с удовольствием и пользой.

       Эти предпосылки  первоначально разрабатывались  группой немецких психологов, работавших в области восприятия. Они показали, что человек не воспринимает отдельные, несвязные  между собой элементы, а организует  их в процессе восприятия в значимое целое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общее определение  понятия гештальтпсихологии.

 

1.1 Понятие гештальтпсихологии.

       Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. Ее создание связано с именами  М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886-1941) и К. Левина (1890-1947), заложивших методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии – “Экспериментальные исследования видимого движения” была опубликована в 1912 году, однако окончательное оформление нового направления произошло уже после первой мировой войны.

       Гештальтпсихология, как уже отмечалось, исследовала  целостные структуры, из которых  состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности. 

       Однако, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформирует прежнее  понимание структуры сознания и  когнитивных процессов.

       Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалось новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательства правильности своих постулатов.

       Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном  исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа является одной из первых, которая существенное внимание обращала на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

       Методологический  подход гештальтпсихологии базировался  на нескольких основаниях – понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поля было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма, позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

       Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. То есть процессы, которые происходят к коре, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно однозначные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить, в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

       Субъект может осознать свои переживания, процесс  решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и расхождение в результатах их исследования бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», то есть влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.  

       Подводя итог выше изложенному, в исследованиях  ученых школы гештальтпсихологии были открыты почти все, известные  в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. 

1.2 Свойства гештальта.

       Гештальт  часто называют словом «фигура» - целостная  группа, которая естественно и  непроизвольно бросается в глаза на листе  бумаги или выступает из окружающего трехмерного пространства; она имеет свои границы. Окружающие пространство  принято называть фоном. Данный гештальт существует только в отношение данного фона. Соотношение фигуры и фона и до гештальпсихологов было предметом интереса, но являлось прерогативой рисующей братии и интересовало их в основном в связи с изменением оттенков красок на холсте в зависимости от фоновой тональности. Обратите внимание на нюансы цвета на полотнах импрессионистов. В зависимости от фона изменяться не только  зрительное, но и эмоциональное, а также  смысловое восприятие: луна воспримется совсем по-разному на фоне дневного и ночного неба. Один и тот же текст, записанный на пергаменте, может восприниматься как сакральная истина, а на мятой салфетке-как  шутка.

       При неизменности фона гештальт довольно устойчив и его восприятие зависит  от индивидуальных особенностей наблюдателя. Потенциально в фоне может содержаться  несколько гештальтов, значимых целостностей. Гештальт-это значимое множество, обладающее полисемией. Вместе с тем его значение существует не само по себе, а имеет личностную окраску. В этом смысле он уникален и единственен в своем роде. Каждому наверняка приходилось созерцать на ночном небе огоньки, которые называются звездами. Мы с детства знаем, что если глядеть на небольшой участок, то увидишь только сверкающую россыпь. Для того чтобы прорисовать красивые картинки – созвездия, про которые нам кто-нибудь рассказывает, надо глядеть гораздо шире, обнимая взглядом не только горящие небесные костры, но и черные провалы между ними. Люди предавались таким забавам, наверное, столько же лет, сколько существует Адамов род, и один и те же вечные светила сочетали в разные группы- созвездия. Раз научившись их различать, назвав их и определив образ их земных подобий, человек очень редко сомневаться, какая из звезд принадлежит Небесному охотнику. Как устойчива небесная твердь, так стабильна и выбираемая нами группа. А мы выберем, конечно же ту, рол которую нам говорили в детстве; ту, которую привыкли видеть в нашей культуре, потому что она обладает важным, хотя подчас и позабытым значение; и, конечно, она самая красивая. Больше того, если мы не досчитаемся донной звезды в созвездие, например закрытой облаком, то станем с нетерпением ждать, пока она появится на небосклоне.

       Нельзя  сказать, чтобы гештальт был чем-то принципиально неразложимым, как  атом древних греков. Можно разложить. Но если разложить его на составляющие, то он исчезнет без следа. Например, можно видеть в зеркале свое лицо, уникальное и узнаваемое. Но если начать рассматривать по отдельности темные брови, нос с горбинкой, тяжеловатый рот-то собственный образ стирается,  становится неузнаваемым, чужим. Если гештальт разложить на составляющие, он без следа исчезает. Другой пример: вот гоголь-моголь, известный всем напиток, состоящий из желтка, молока и сахара. Он взбит и представляет собой продукт, который по вкусу довольно трудно с чем-нибудь спутать. При этом гоголь-моголь, который, готовили наши бабушки, был незабываем. Но мы прекрасно понимаем, что если разложить этот продукт на молоко, яйца и сахар или,  еще пуще, на белки, жиры и углеводы - будет это гоголь-моголь? Будет это месиво гештальтом с тем же вкусом? Да никогда! Как, с большой вероятностью, ни в одном ресторанчике в мире нам уже не доведется попробовать бабушкин гоголь-моголь: ведь ни бабушка, ни ее кухни, ни семилетних девочек уже нет на свете- только воспоминания. Гештальт довольно устойчив к изменениям параметров. Он  может сохраняться при изменении всех отдельных частей, но при сохранен общей структуры взаимосвязей.

Информация о работе Анализ исследования восприятия в гештальтпсихологии