Анализ исследования восприятия в гештальтпсихологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание

Задачи курсовой работы:
• дать определение понятия гештальтпсихологии;
• дать определение понятия восприятия;
• раскрыть специфику восприятия в гештальтпсихологии (на основе экспериментальных исследований);
• обозначить роль восприятия в гештальтпсихологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие гештальтпсихологии.
1.1 Общая характеристика гештальтпсихологии……………………………5
1.2 Свойства гештальта……………………………………………………......7
1.3 Проблема целостности в гештальтпсихологии ………………………..13
2.Специфика восприятия в гештальтпсихологии.
2.1 Общее определение понятия восприятия………………………………19
2.2 Экспериментальные исследования восприятия …………………….....25
2.3 Гештальт-принципы организации восприятия…………………………30
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………..………………….........36

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 573.00 Кб (Скачать документ)

       Таким образом, школа гештальтпсихологии оставила большой вклад и дала толчок для более широкого изучения понятия восприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Специфика восприятия  в гештальтпсихологии. 

 2.1 Общее определение понятия восприятия.

       Восприятие  – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

       Восприятие  связано с ощущением. Ощущение –  чувственное отображение объективной  реальности. Понятие «ощущение и восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное прикоснулось ко мне, что-то скользкое проползло по ноге, что-то яркое блеснуло впереди), то восприятие дает целостный образ предмета или явления (светлый, просторный класс, играющий малыш).

       Опираясь  на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений. Например, воспринимая апельсин, мы объединяем зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные ощущения, присоединяя к ним и наши знания об этом предмете.

Лишь  в результате такого синтеза изолированные  ощущения преобразуются в целостное  восприятие.

       Процесс восприятия протекает в связи  с другими, более сложными, психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится),  речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся  к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).  

       Как правило, мы опознаем внешние явления  и процессы легко и быстро; поэтому  может показаться, что связанные  с восприятием операции просты и  непосредственны. На самом деле это  не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды, в большинстве случаев оканчиваются неудачей.  Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям намного опережают подобные механизмы.

       Исследования  психофизиологов показывают, что  восприятие является очень сложным  процессом. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах  и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимаемых органов. В процесс восприятия включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии песен или речи).  Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как психическую деятельность субъекта,  результатом которой является целостное представление об объектах, с которыми мы сталкиваемся в реальном мире.

Свойства  восприятия.

       Уяснив  суть понятия «восприятие», мы приступаем к рассмотрению основных свойств  этого познавательного процесса. К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция,  избирательность.

     В результате воздействия определенных  объектов окружающего мира на  наши органы чувств формируется  предметность восприятия – способность  отражать объекты и явления  действительности не в виде  набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Наглядный образ относится к определенному предмету или явлению внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности.  Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза,  начиная с первого года жизни ребенка.

       Практика, являясь источником знаний и навыков  человека, в то же время вносит свои поправки в приобретаемые знания.  Приведем простой пример. Если в  стакан с водой опустить палочку, то на стыке двух сред возникает искаженное восприятие её: палочка нам кажется смещенной в другой среде. Это связано с преломлением света. Простая практическая проверка снимает эту иллюзию. Возникший образ восприятия приводится в соответствие со свойствами предмета.

       Образ предмета складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Или, говоря другими словами, целостность восприятия заключается в том, что даже при неполном отображении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

       С целостностью восприятия связана и  его структурность. Данное свойство выражается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически отвлеченную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные раньше ноты еще продолжают звучать в сознании, когда поступают сведения о новой ноте. Обычно слушающий понимает мелодию, т.е. воспринимает её структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может служить основой такого понимания, в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия  с разнообразными взаимосвязями  входящих в нее элементов.

       Следующим свойством  восприятия является его  константность. Под константностью понимается относительное постоянство  воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.  Висящая на стене картина воспринимается нами одинаковой по величине при нашем передвижении по комнате. Воспринимаемые нами форма и величина предмета остаются постоянными в соответствии с объективной формой и величиной самих предметов.

       Константность  восприятия величины имеет свои пределы. При значительной удаленности объектов это свойство нарушается. Если вы стоите на мосту и смотрите на уезжающие  вдаль машины и удаляющихся людей, то воспринимаемые образы с течением времени будут изменяться по величине.

       Это свойство обнаруживается также при  зрительном восприятии формы и цвета  предметов. Явление константности  цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля, а также представлениями о реальном цвете предметов в условиях их нормальной освещенности. При очень ярком цветном ощущении константность цвета нарушается. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство зрительного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в этом многообразном и изменчивом мире.

       Следует отметить, что восприятие зависит  не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. В восприятии всегда сказываются особенности  личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

       Огромную  роль в апперцепции играют знания человека, его прошлые опыт и практика. Если Вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первом этапе восприятия вы постараетесь обнаружить какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким, образом, при восприятии активизируется прошлый личный опыт. Поэтому

один  и тот же предмет может неодинаково  восприниматься различными людьми.

       Содержание  восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия между автомобилями разных конструкций и не замечает многих других особенностей машин.

       Существенное  место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко и безошибочно находит брак не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски. Так, мать спящего ребенка может не слышать то, что делается на улице, но мгновенно реагирует на любой звук со стороны ребенка.

       Следующим важным свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражающих факторов на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют  определенное смысловое значение. Как уже было сказано, восприятие тесно связано с мышлением. Связь этих психических процессов, прежде всего, выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, то есть отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить его сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на наши органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшей интерпретации имеющейся информации.

       Предметы  и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий  лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление отражательной деятельности личности.

Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности. Восприятие спектакля будет различным в зависимости от различных установок личности: смотреть и слушать спектакль или смотреть и слушать какого-либо знаменитого артиста в одной из ролей этого спектакля. Отношение человека к воспринимаемому определяет организацию и протекание процесса восприятия.  

       Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что  в данный момент воздействует на нас. К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция,  избирательность. 

            2.2 Экспериментальные  исследования восприятия .

       Первые  работы Вертгеймера посвящены экспериментальному исследованию зрительного восприятия. С помощью тахистоскопа он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (линии или кривые). Когда интервал между предъявлениями был относительно большой, испытуемые воспринимали раздражители последовательно, а при очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно. При экспонировании с оптимальным интервалом (около 60 миллисекунд) у испытуемых возникало восприятие движения, то есть им казалось, что один объект перемещается из одной точки в другую, в то время как им предъявлялось два объекта, размещенных в разных точках. В определенный момент испытуемые начинали воспринимать чистое движение, то есть осознавали, что движение происходит, но без перемещения объекта. Это явление было названо фи-феноменом. Это специальный термин был введен для того, чтобы выделить уникальность этого явления, его несводимость к сумме ощущений, так как физиологической основой этого феномена Вертгеймер признал “короткое замыкание”, которое возникает при соответствующем временном интервале между двумя зонами мозга. Результаты этой работы были изложены в статье “Экспериментальные исследования видимого движения”, которая была опубликована в 1912 году. Эти законы объясняли содержание психических процессов всем “полем” действующих на организм раздражителей, структурой всей ситуации в целом, которая и дает возможность соотнести и структурировать между собой отдельные образы, сохраняя их базовую форму. При этом соотношения образов предметов в сознании не являлось статичным, неподвижным, но определялось динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются в процессе познания.

Информация о работе Анализ исследования восприятия в гештальтпсихологии