Анализ исследования восприятия в гештальтпсихологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание

Задачи курсовой работы:
• дать определение понятия гештальтпсихологии;
• дать определение понятия восприятия;
• раскрыть специфику восприятия в гештальтпсихологии (на основе экспериментальных исследований);
• обозначить роль восприятия в гештальтпсихологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие гештальтпсихологии.
1.1 Общая характеристика гештальтпсихологии……………………………5
1.2 Свойства гештальта……………………………………………………......7
1.3 Проблема целостности в гештальтпсихологии ………………………..13
2.Специфика восприятия в гештальтпсихологии.
2.1 Общее определение понятия восприятия………………………………19
2.2 Экспериментальные исследования восприятия …………………….....25
2.3 Гештальт-принципы организации восприятия…………………………30
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………..………………….........36

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 573.00 Кб (Скачать документ)

       А благополучно забытый нами достаточно подросший малыш? Что произошло  с ним, пока мы пытались разобраться  в таких сложных хитросплетениях  гештальтпсихологии? Вначале он научился различать образы и выражать свои чувства, получать ощущения приятные и неприятные. Он рос и развивался, теперь уже в русле гештальтпсихологии. 

       Он  быстрее и лучше запоминал  образы не в результате ассоциаций, а в результате своих пока еще  маленьких мыслительных способностей, "озарений", т.е. инсайт. Но пока ему  было еще далеко до совершенства, много времени пройдет прежде, чем он научится творческому мышлению. На все нужно время и осознанная необходимость.

       Работы  гештальтпсихологов заложили новые  подходы к разнообразным проблемам  – от творческого мышления до активности личности. Многообразные исследования психики дали возможность понять закономерности развития восприятия, мышления и личности, сформировать принципиально отличные от прежних экспериментальные методики. В то же время надо отметить, что не все, описанные в трудах гештальтпсихологов результаты, одинаково значимы для современной науки, иногда более интересны их эксперименты и открытые ими факты, чем их интерпретация, особенно при изучении проблемы изоморфизма или роли феноменологической редукции.

       Анализируя  научную деятельность гештальтпсихологического направления, необходимо подчеркнуть, что творческий потенциал этой школы не был полностью исчерпан, что доказывается последними работами и Левина, и Вертгеймера. Однако это единственная школа, которая распалась в 30-е годы, не сохранившись, хотя и в модифицированном виде до настоящего времени, как психоанализ и бихевиоризм. Но процесс распада гештальтпсихологии не был естественным, связанным с исчерпанностью ее программы, это был результат тех социальных изменений, которые произошли в Европе, в Германии в те годы и вынудили ученых уехать из страны.

       Хотя  история, в том числе и история  науки, не знает сослагательного  наклонения, можно предположить, что  если бы развитие гештальтпсихологии шло естественным путем, ее становление и модификация продолжались бы и до настоящего времени, обогатив психологию новыми значительными открытиями.  
 

Список  литературы

1. Адам, Дьердь: Восприятие, сознание, память.  Размышления биолога / Пер.с англ. Н.Ю.Алексеенко под ред.Е.Н.Соколова. - М : Мир, 1983. 

2. Общая психология / под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1981.

3. Вертгеймер  М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

4. Гальперин,  П. Я. История психологии. XX век : хрестоматия для высшей школы. - 4-е изд. - М. ; Екатеринбург : Академ. Проект ; Деловая книга, 2002.

5. Хрестоматия  по истории психологии /Под ред.  П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980.

6. Гамезо  М.В., Домашенко И.А.Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18   «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004.

7. Хрестоматия  по общей психологии: Психология  памяти/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1979.

8. Психофизические  исследования восприятия и памяти / Отв. ред. Ю.М.Забродин. - М. : Наука, 1981.

9. Коффка  К. Основы психического развития /Гештальтпсихология; В.Келер. Исследование  интеллекта человекоподобных обезьян;  К.Коффка Основы психического  развития. – М., 1998.

10. Наталья  Лебедева, Елена Иванова «Путешествие в Гештальт. Теория и практика» /Речь. С-П 2004.

11. Лукацкий  М.А. Психология: учебник / М.А.  Лукацкий, М.Е. Остренкова. – М.: Эксмо, 2007.

12. Марцинковская  Т.Д.: История психологии: Учебное  пособие для студентов высших  учебных заведений/ Издательский центр "Академия", 2001.

13. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

14. Гештальт-подход. Свидетель терапии Перлз Ф.  Золотой фонд психотерапии. Психотерапия. 2007 г.

15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г (ред.) Краткий психологический словарь, Политиздат, Москва, 1985.

16. Хрестоматия  по общей психологии, Выпуск III, Субъект  познания. Ответственный редактор  В.В.Петухов Редакторы-составители  Ю.Б.Дормашев, С.А.Капустин . М., 2001 .

17. Рубинштейн  С. Л. Основы общей психологи.  М.: Издательство «ПРИОР», 2006.

18. Исследования по психологии восприятия / Отв.ред.С.Л.Рубинштейн. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

19. Соловьева  В. Тринадцать диалогов о психологии.–  М.:Деловая книга, 1999.

20. Шульц Д, Шульц С.Э. История современной психологии. СПб,, 1998.

21. М.Г.Ярошевский. Гештальт-психология. – М.: БЕК, 1997.

22. Ярошевский  М.Г. История психологии. М., 1996.

Информация о работе Анализ исследования восприятия в гештальтпсихологии