Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:08, курсовая работа

Описание

Предметом курсовой работы является бюджетный процесс. Целью является раскрытие сущности и структуры бюджетного процесса. В соответствии с этим необходимо более подробно рассмотреть следующие вопросы. В первой главе дать определение и раскрыть содержание бюджетного процесса, его основные этапы; выяснить, как в сфере бюджетных правоотношений распределяется компетенция между органами власти; назвать состав участников бюджетного процесса, перечислить полномочия участников бюджетного процесса. Во второй главе – рассмотреть преимущества и недостатки исполнения бюджета, а также проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 1

Глава 1. Бюджетный процесс.

1.1 Общие представления о бюджетном процессе …………………………… 2

1.2 Этапы бюджетного процесса и его участники …………………………….... 3

1.3 Система органов, обладающих бюджетными полномочиями ……………… 5

Глава 2.

2.1 Этапы организации работы каждого уровня бюджетной системы РФ …… 6

2.2Преимущества и недостатки исполнения бюджета и проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ ……………………………………………………………… 20

Аналитическая часть ……………………………………………………………... 21

Заключение ……………………………………………………………………… 33

Список литературы ……………………………………………………………… 35

Работа состоит из  1 файл

гос и муниципальные финансы.doc

— 1.81 Мб (Скачать документ)

     Государственные и муниципальные финансы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               План курсовой работы

     Введение  ……………………………………………………………………………  1

     Глава 1. Бюджетный процесс.

     1.1 Общие представления о бюджетном процессе ……………………………      2

     1.2 Этапы бюджетного процесса и его участники  …………………………….... 3

     1.3 Система органов, обладающих бюджетными полномочиями ……………… 5

     Глава 2.  

     2.1 Этапы организации работы каждого уровня  бюджетной системы РФ ……  6

     2.2Преимущества и недостатки исполнения бюджета  и проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ ………………………………………………………………  20

     Аналитическая часть ……………………………………………………………... 21

     Заключение  ………………………………………………………………………    33

     Список литературы ………………………………………………………………   35

     Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     В настоящее время много внимания уделяется вопросам о государственном бюджете, так как он представляет собой главный финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную  перспективу. Поэтому  разработка его  показателей важна для всех уровней власти на всех этапах прохождения расчетов.

     В ходе мобилизации в бюджет средств и их использования возникают финансовые 
отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия исполнительных и представительных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов, лежащие в основе бюджетного процесса.

     Предметом курсовой работы является бюджетный процесс. Целью является раскрытие сущности и структуры бюджетного процесса. В соответствии с этим необходимо более подробно рассмотреть следующие вопросы. В первой главе дать определение и раскрыть содержание бюджетного процесса, его основные этапы; выяснить, как в сфере бюджетных правоотношений распределяется компетенция между органами власти; назвать состав участников бюджетного процесса, перечислить полномочия участников бюджетного процесса. Во второй главе – рассмотреть преимущества и недостатки исполнения бюджета,  а также проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Бюджетный процесс. Общие представления о бюджетном процессе.

     Финансово-бюджетная  политика как совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.

     1В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее определение: «бюджетный процесс» —  регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением». 1

     Срок  действия утвержденного бюджета  называется бюджетным годом; в нашей  стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом.

     Впервые в дореволюционной России бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Петра I с первого января 1700 года, что в последствии было подтверждено постановлением СНК от двадцать третьего декабря 1919 года. И лишь с 1922 года по 1930 год бюджетный год в России приравнивался к сельскохозяйственному (с первого октября по тридцатое сентября).

     В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов...

     Вместе  с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы.

     Так, распределение полномочий в бюджетном  процессе основано на принципе разграничения  компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.

     Всем  без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов - по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.

     Для бюджетного процесса характерен и принцип  ежегодности, выражающийся ежегодном повторении его стадий.

     Этапы бюджетного процесса и его участники.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами  права деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

     Участниками бюджетного процесса являются:

     - Президент страны;

     - органы законодательной (представительной) власти;

     - органы исполнительной власти;

     - органы денежно - кредитного регулирования;

     - органы государственного и муниципального  финансового контроля;

     - государственные внебюджетные фонды;

     - главные распорядители и распорядители  бюджетных средств;

     - иные органы, на которые возложены  бюджетные, налоговые и иные  полномочия;

     - бюджетные учреждения;

     - государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

     - кредитные организации, осуществляющие  отдельные операции со средствами  бюджетов.

     Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

     - Президент Российской Федерации;

     - Государственная Дума и Совет  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации;

     - Правительство Российской Федерации,

     - Министерство финансов Российской  Федерации;

     - Федеральное казначейство;

     - органы, осуществляющие сбор доходов  бюджета;

     - Банк России;

     - Счетная палата Российской Федерации;

     - государственные внебюджетные фонды;

     - главные распорядители и распорядители  бюджетных средств;

     - иные органы.

     Первой  стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета, чему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

     Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     Второй  стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета.

     Проект  федерального закона о федеральном  бюджете направляется в Совет  Федерации, комитеты Государственной  Думы, другим субъектам права законодательной  инициативы для внесения замечаний  и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

     Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступающих из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

     Исполнение  федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

     Четвертой завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

     В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных учреждений.

     В отличие от действующего бюджетного законодательства, Бюджетный Кодекс Российской Федерации закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июля текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную Думу. По итогам рассмотрение отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

     - об утверждении отчета об исполнении  федерального бюджета или об  отклонении отчета об исполнении  федерального бюджета.

     Система органов, обладающих бюджетными полномочиями

     В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями входят:

     1. финансовые органы, определяемые  указом Президента страны;

     2. органы денежно - кредитного регулирования,  то есть Банк России;

     3. органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым  относятся:

     - Счетная палата Российской Федерации;

     - контрольные и финансовые органы  исполнительной власти;

     - контрольные органы законодательных  органов субъектов Российской  Федерации и представительных  органов местного самоуправления.

     Бюджетные полномочия законодательных органов  включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.

Информация о работе Бюджетный процесс