Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:08, курсовая работа
Предметом курсовой работы является бюджетный процесс. Целью является раскрытие сущности и структуры бюджетного процесса. В соответствии с этим необходимо более подробно рассмотреть следующие вопросы. В первой главе дать определение и раскрыть содержание бюджетного процесса, его основные этапы; выяснить, как в сфере бюджетных правоотношений распределяется компетенция между органами власти; назвать состав участников бюджетного процесса, перечислить полномочия участников бюджетного процесса. Во второй главе – рассмотреть преимущества и недостатки исполнения бюджета, а также проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ.
Введение …………………………………………………………………………… 1
Глава 1. Бюджетный процесс.
1.1 Общие представления о бюджетном процессе …………………………… 2
1.2 Этапы бюджетного процесса и его участники …………………………….... 3
1.3 Система органов, обладающих бюджетными полномочиями ……………… 5
Глава 2.
2.1 Этапы организации работы каждого уровня бюджетной системы РФ …… 6
2.2Преимущества и недостатки исполнения бюджета и проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ ……………………………………………………………… 20
Аналитическая часть ……………………………………………………………... 21
Заключение ……………………………………………………………………… 33
Список литературы ……………………………………………………………… 35
Государственные
и муниципальные финансы
Введение …………………………………………………………………………… 1
Глава 1. Бюджетный процесс.
1.1 Общие представления о бюджетном процессе …………………………… 2
1.2 Этапы бюджетного процесса и его участники …………………………….... 3
1.3 Система органов, обладающих бюджетными полномочиями ……………… 5
Глава 2.
2.1 Этапы организации работы каждого уровня бюджетной системы РФ …… 6
2.2Преимущества и недостатки исполнения бюджета и проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ ……………………………………………………………… 20
Аналитическая часть ……………………………………………………………... 21
Заключение ……………………………………………………………………… 33
Список литературы ……………………………………………………………… 35
Приложение
Введение.
В настоящее время много внимания уделяется вопросам о государственном бюджете, так как он представляет собой главный финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработка его показателей важна для всех уровней власти на всех этапах прохождения расчетов.
В
ходе мобилизации в бюджет средств
и их использования возникают финансовые
отношения между государством, налогоплательщиками
и получателями бюджетных ассигнований.
Эти отношения строятся в соответствии
с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой
и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная
политика включает действия исполнительных
и представительных органов власти в налоговой,
денежно-кредитной, ценовой и других областях
финансов, лежащие в основе бюджетного
процесса.
Предметом
курсовой работы является бюджетный процесс.
Целью является раскрытие сущности и структуры
бюджетного процесса. В соответствии с
этим необходимо более подробно рассмотреть
следующие вопросы. В первой главе дать
определение и раскрыть содержание бюджетного
процесса, его основные этапы; выяснить,
как в сфере бюджетных правоотношений
распределяется компетенция между органами
власти; назвать состав участников бюджетного
процесса, перечислить полномочия участников
бюджетного процесса. Во второй главе
– рассмотреть преимущества и недостатки
исполнения бюджета, а также проблемы
эффективности бюджетного процесса в
РФ.
Глава 1. Бюджетный процесс. Общие представления о бюджетном процессе.
Финансово-бюджетная политика как совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.
1В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее определение: «бюджетный процесс» — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением». 1
Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом.
Впервые в дореволюционной России бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Петра I с первого января 1700 года, что в последствии было подтверждено постановлением СНК от двадцать третьего декабря 1919 года. И лишь с 1922 года по 1930 год бюджетный год в России приравнивался к сельскохозяйственному (с первого октября по тридцатое сентября).
В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов...
Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы.
Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.
Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов - по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.
Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся ежегодном повторении его стадий.
Этапы бюджетного процесса и его участники.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент страны;
-
органы законодательной (
- органы исполнительной власти;
- органы денежно - кредитного регулирования;
-
органы государственного и
-
государственные внебюджетные
-
главные распорядители и
- иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
- бюджетные учреждения;
-
государственные и
-
кредитные организации,
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
-
Президент Российской
-
Государственная Дума и Совет
Федерации Федерального
-
Правительство Российской
-
Министерство финансов
- Федеральное казначейство;
- органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
- Банк России;
-
Счетная палата Российской
-
государственные внебюджетные
-
главные распорядители и
- иные органы.
Первой стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета, чему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Непосредственно
составление проектов бюджетов осуществляют
Министерство финансов Российской Федерации,
финансовые органы субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета.
Проект
федерального закона о федеральном
бюджете направляется в Совет
Федерации, комитеты Государственной
Думы, другим субъектам права
Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступающих из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.
Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.
Четвертой завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных учреждений.
В отличие от действующего бюджетного законодательства, Бюджетный Кодекс Российской Федерации закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июля текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную Думу. По итогам рассмотрение отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:
-
об утверждении отчета об
Система органов, обладающих бюджетными полномочиями
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями входят:
1. финансовые органы, определяемые указом Президента страны;
2. органы денежно - кредитного регулирования, то есть Банк России;
3. органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:
-
Счетная палата Российской
-
контрольные и финансовые
-
контрольные органы
Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.