Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:23, реферат

Описание

Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Работа состоит из  1 файл

Обще́ние.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

ПОНЯТИЕ. 

          Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

         Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

    Светское  общение – его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

    Формально-ролевое  общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

    Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    Духовное  межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

       Можно выделить ряд, ролевых функций общения

  1. Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).
  2. Общение есть способ самовыражения человеческого Я: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.
  3. Общение — основное средство коммуникации, что проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и, тем самым, осуществляется социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.
  4. Общение выступает основным средством управления людьми. В настоящее время эта функция используется целенаправленно как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.
  5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь.
  6. Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах: как утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых и личных результатов; как самоценность – общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные ценности.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

           Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

    Деловой этикет включает в себя две группы правил:

    - нормы, действующие  в сфере общения между равными  по статусу, членами одного  коллектива (горизонтальные);

    - наставления,  определяющие характер контакта  руководителя и подчиненного (вертикальные).

    Общим требованием  считается приветливое и предупредительное  отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

    Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив, познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.

    Общение как  взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

    Чтобы общение  как взаимодействие происходило  беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

    - Установка  контакта (знакомство). Предполагает  понимание другого человека, представление  себя другому человеку;

    - Ориентировка  в ситуации общения, осмысление  происходящего, выдержка паузы;

    - Обсуждение  интересующей проблемы;

    - Решение проблемы.

    - Завершение  контакта (выход из него).

    Служебные контакты должны строиться на партнерских  началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

2. ВИДЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

     По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

    Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются  на монологические и диалогические.

    К монологическим видам относятся:

    - Приветственная  речь;

    - Торговая  речь (реклама);

    - Информационная  речь;

    - Доклад (на  заседании, собрании).

    Диалогические виды:

    - Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно  на одну тему.

    - Деловая беседа  - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

    - Переговоры - обсуждение с целью заключения  соглашения по какому - либо вопросу.

    - Интервью - разговор  с журналистом, предназначенный  для печати, радио, телевидения.

    - Дискуссия;

    - Совещание  (собрание);

    - Пресс-конференция.

    - Контактный  деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

    - Телефонный  разговор (дистантный), исключающий  невербальную коммуникацию.

    В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

    Беседа или  передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами  коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет  без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

    Письменные  виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная  и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

    По содержанию общение может быть разделено  на:

    - Материальное - обмен предметами и продуктами  деятельности;

    - Когнитивное  - обмен знаниями;

    - Мотивационное  - обмен побуждениями, целями, интересами, мотива-ми, потребностями;

    - Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

    По средствам  общения возможно деление на такие  четыре вида:

    - Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных  органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

    - Опосредованное - связанное с использованием  специальных средств и орудий;

    - Прямое - предполагает  личные контакты и непосредственное  восприятие друг другом общающихся  людей в самом акте общения;

    - Косвенное  - осуществляется через посредников,  которыми могут выступать другие  люди. 
     
     
     

    Восприятие  и оценка партнера по общению представляет важную сторону данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом  оценивает их и делает некоторые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внешнего облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и поведения (то есть совершаемых действий и экспрессивных реакций). Это дает возможность сформировать определенное к нему отношение.  Перечисленные феномены принято относить к социальной перцепции.  
    Термин “социальная перцепция” был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда  на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.  
    Перцепция социальная – восприятие, изучение, понимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как результат восприятия, понимания, познания людьми друг друга. 
    Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова “восприятие” кажется здесь не совсем точным, так как ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению “connaissanse d’autrui”, что означает не столько “восприятие другого”, сколько “познание другого”. В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима “восприятие другого человека” употребляется выражение “познание другого человека” (А.А. Бодалев). 
    Это более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Именно это придает особенно большое значение ряду дополнительных факторов, которые не играют столь существенной роли при восприятии физических объектов. Активное участие субъекта восприятия в общении предполагает для установления согласованных действий с партнером учет его ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта и т.п.  
    Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. Иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. 
    Выделяют следующие основные функции социальной перцепции: познание себя; познание партнера по общению; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания (взаимопонимание – социально-психическое явление, ядро которого составляет  эмпатия, связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга); установление эмоциональных отношений. 
    Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия.  
    Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать: другого индивида, принадлежащего к “своей” группе;  другого индивида, принадлежащего к “чужой” группе;  свою собственную группу;  “чужую” группу. 
    Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия выступает не только отдельный индивид, но и группа. Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена; восприятие группой представителя другой группы; восприятие группой самой себя, и, наконец, восприятие группой в целом другой группы.  
    Выделяются следующие основные социально-перцептивные действия: 
    а) восприятие внешнего облика и поведения объекта (отдельный человек, группа); 
    б) реконструкция внутреннего облика, то есть социально-психологических особенностей себя и партнера по общению (через механизмы рефлексии, атрибуции, стереотипизации, идентификации).  
    Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном “Я” (“Я-концепция”), о собеседнике (“Ты-концепция”), о группе, к которой человек принадлежит или относит себя психологически (“Мы-концепция”). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению). 
    Продуктом таких действий является та или иная степень достигнутого взаимопонимания участниками общения (сходство взглядов, установок, впечатлений о предмете общения и друг о друге, принятие роли и т.п.).  
    Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т.п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т.п. Во втором – различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга (например, эффекты ореола, проекции, средней ошибки, первичности).
     

    Так как восприятие является очень сложным и неоднозначным  процессом, зависящим от влияния  многих факторов, в частности предыдущего  опыта, текущего состояния человека, воздействия внешней среды, оно  зачастую может быть ошибочным. Можно  указать на несколько распространенных способов восприятия, которые создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком.

    Стереотипизация широко распространена при восприятии человеком реальности. Путем сведения более сложного и оригинального  явления к определенному представлению об этом явлении она помогает снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить процесс познания. Но в то же время она зачастую приводит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те свойства и характеристики, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные черты явления. Стереотипы часто не соответствуют явлению уже потому, что они отражают усредненное восприятие этого явления в прошлом. Поэтому зачастую они не только отсекают индивидуальные черты, но даже не соответствуют усредненному явлению. В этом случае стереотипизированное восприятие явления приводит к неверным выводам, создает неверные ожидания и порождает не адекватные действительности реакции и поведение человека. Негативными проявлениями стереотипизированного восприятия в жизни организации являются априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесения их к определенным стереотипизированным группам. Это может приводить к дискриминации по половому, возрастному или национальному признаку, ущемляя права человека и нанося ущерб деятельности организации.

    Часто в процессе восприятия явления происходит перенос  оценок отдельных характеристик  явления на другие его характеристики или же обобщение оценки отдельной  характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом. Данное обобщение может приводить как в целом к позитивному, так и к негативному восприятию явления и, следовательно, может совершенно не соответствовать реальности. Наиболее часто это проявляется при восприятии людей, когда на основе оценки отдельных черт характера или же отдельных умений и способностей человека делается обобщенный вывод о нем как о личности в целом или же как о работнике вообще.

    Перенос и  обобщение оценки отдельных черт человека может играть сильную негативную роль во взаимодействии человека и организационного окружения. В частности, это может оказывать большое негативное влияние на выполнение работником своих ролевых обязанностей.

Информация о работе Деловое общение