Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание

Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания психологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и всех воспитательных служб учебных заведений.
Проблема выявления и профилактики девиантного поведения является актуальной, т.к. в настоящее время работа по профилактике детской преступности занимает особое место в системе воспитательных мероприятий учебных заведений.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы девиантного поведения ……………………………………………………….………………..5
1.1. Общее понятие о девиациях и типы девиаций ……………………………5
1.2. Проявление основных форм девиантного поведения ……..…………….10
1.3. Предпосылки и проявления девиации в подростковом возрасте…….....15
1.4. Профилактика девиантного поведения подростков…………………..….25
Выводы по главе 1……………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению личностных особенностей подростков………………………………………………………………….……38
2.1. Результаты диагностического исследования и интерпретация
полученных данных …………………………………………………………….38
2.2. Коррекция отклоняющегося поведения у подростков…………………...52
2.3.Программа развития временной перспективы и способности к
целеполаганию для подростков с делеквентным поведением……………….58
Выводы по главе 2………………………………………………………………..
Заключение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

девиантное поведение испр.1 февраля11.docx

— 148.81 Кб (Скачать документ)

К основным формам девиантного  поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид.

Каждая форма девиации имеет свою специфику. Рассмотрим их более подробно.

Преступность. По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Выявлено также особое значение деклассирования, т.е. разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой.(40, с. 267).

Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям  приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений(35, с. 55)

Преступность, появление «делинквентов»- отражение пороков человечества. Делинквент - (от лат. delinquens - правонарушитель) - субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия (14, с. 84).

И до сих пор искоренить преступность не удалось ни одному обществу. Среди подросткового сообщества преступные явления распространены не меньше, особенно ярким примерами  являются дети пьющих родителей, «дети  улицы», дети-сироты.

Алкоголизм. С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества.

Фактически алкоголь вошел  в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных  церемоний, праздников некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии.

При оценке алкогольной ситуации выделяют три модели потребления  алкоголя: винную, пивную и водочную. Эти модели сложились исторически  и проявляются в традициях  потребления алкоголя у разных народов.

В истории борьбы с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности  спиртных напитков, сокращение их продажи  и производства, повышение цен, ужесточение  карательных мер за нарушение  запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшения потребности  в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о  вреде алкоголя, формирование у населения  безалкогольных стереотипов поведения (8, с.233).

Все они не достигли своей  цели, потому что наличие алкоголя - не единственная и не главная причина  существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма  является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический  и медицинский аспекты. Только с  учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.

В нашей стране актуальной, неразрешенной до конца является проблема «пивного алкоголизма» среди  подростков. Многие подростки пьют пиво почти каждый день, медленно спиваясь, нужны срочные незамедлительные меры на уровне государства для решения  данной проблемы.

Наркомания. Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней.

Результаты исследований показывают, что главные мотивы потребления  наркотиков - жажда удовольствий, желание  испытать острые ощущения, эйфория. А  поскольку речь в большинстве  случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство наркоманов пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер.

Многие наркоманы принимают  наркотики в общественных местах (на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах), некоторые могут это сделать в «любом месте» (7, с. 15).

Обнаруживается, что сегодня  население гораздо лучше информировано  об опасных последствиях потребления  наркотиков. Большая часть наркоманов в какой-то степени осознает угрожающую им опасность и критически относится к своему пристрастию.

Наступающее после приема наркотиков возбуждение, приподнятое  настроение подростки по неопытности  и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние  здоровья. Но на определенной стадии физической и психической деградации большинство  наркоманов отчетливо осознают, что  ждет их дальше, хотя уже не в силах  отказаться от этой привычки(19, с. 201).

Суицид. Суицид - намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точки зрения христианской морали самоубийство считали тяжким грехом), иногда же допускали и считали в определенных ситуациях обязательным. При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, который провоцирует суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.

Мировой опыт исследования самоубийств выявляет основные закономерности суицидного поведения. Суициды в  большей степени характерны для  высокоразвитых стран, и сегодня  существует тенденция увеличения их числа(32,с. 46).

Суицидная активность имеет  определенные временные циклы. Факт весенне-летнего цикла и осенне-зимнего  спада ее был отмечен еще Э. Дюркгеймом. Количество самоубийств  возрастает во вторник и снижается  в среду - четверг. Конец недели больше «опасен» для мужчин. Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети. Часто причинами суицидальных попыток подростков или завершенных суицидов является непонимание родителей, неуспеваемость в школе, неразделенная любовь. Педагогу-психологу очень важно вовремя выявить детей, склонных к суициду, заметить все «говорящие мелочи» в поведении подростка и вовремя оказать помощь, организовать встречу со специалистами.

Проституция. Сам термин «проституция» происходит от латинского слова «выставлять публично» (prostituere). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Проституция не тождественна ни корыстным супружеским отношениям, ни внебрачным сексуальным связям, если они основаны на личных симпатиях.

Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали три основные формы политики по отношению к  проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны, репрессии в принципе малоэффективны в борьбе с проституцией. Много девушек-подростков, лишенных родительской ласки и понимания ищут «теплоту» на улице, вступая в половые связи с малознакомыми мужчинами, или становятся «сотрудницами» сомнительных фирм, предоставляющих интимные услуги для мужчин(16, с. 7). Эта проблема для педагога-психолога также актуальна, со старшеклассниками нужно проводить как можно больше бесед по половому воспитанию, сексуальной грамотности, тренингов уверенного поведения(3,с.91).

1.3. Проявления и профилактика девиации в подростковом возрасте

Переходный период, как  лакмусовая бумага, проявляет все  пороки общества. Подростковый возраст  – самый трудный и сложный  из всех детских возрастов. Его еще  называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода  происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает  все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его  деятельности(13, с. 21).

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению  новых форм взаимодействия между  сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение  в коллективе, ему начинают предъявляться  более серьезные требования со стороны  взрослых.

Анатомо-физиологические  особенности подростка характеризуются  неравномерностью его физического  развития, совершенствованием мускульного  аппарата, процессом окостенения  скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т.д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном установлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания (31, с. 46).

В подростковом возрасте у  ребенка проявляется потребность  в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные  взгляды и суждения; появляются собственные  оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление  подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.(37, с.75).

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется  чувство взрослости, которое проявляется  через стремление к независимости  и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко  выбирает для себя кумира (герой  фильма, сильный взрослый, герой  передачи, выдающийся спортсмен и  др.), которому он пытается подражать: его  внешнему облику, манере поведения(28, с.2).

Значительно изменяются интересы подростка по сравнения с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью  и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового  возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять  желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать  взрослым.

Подросток – это еще  недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это  личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и  качеств. Стадия эта пограничная  между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил(39, с.436).

Одной из особенностей подросткового  периода является завершение формирования характера с заострением некоторых  черт и с  последующим их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации  характера, представляющие собой крайние  варианты нормального характера. В  обычных условиях наличие той  или иной акцентуации не всегда заметно  окружающим, но проявляется в отклонениях  поведения и не препятствует благоприятной  социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с  акцентуациями характера могут  стать девиантными (12, с.86).

Вопросы акцентуаций характера  волновали как отечественных (П.Б. Ганнумкина, В.В. Ковалева, А.Е Личко), так и зарубежных ученых-психиатров, например, Э. Кречмера, К.Леонгарда (18,с.33).

Характерологические особенности  акцентуированных подростков лучше  всего, на наш взгляд, описаны и  объяснены в категориях концепции  характера петербургского ученого  А.Е. Личко, который дает такое определение акцентуации характера:

Акцентуации характера –  это крайние варианты нормы, при  которых отдельные черты характера  чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий («места наименьшего  сопротивления» в структуре акцентуаций, так называемые «негативные» свойства акцентуаций) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим («позитивные  свойства» акцентуаций характера) (38, с. 41).

Информация о работе Девиантное поведение