Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание

Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания психологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и всех воспитательных служб учебных заведений.
Проблема выявления и профилактики девиантного поведения является актуальной, т.к. в настоящее время работа по профилактике детской преступности занимает особое место в системе воспитательных мероприятий учебных заведений.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы девиантного поведения ……………………………………………………….………………..5
1.1. Общее понятие о девиациях и типы девиаций ……………………………5
1.2. Проявление основных форм девиантного поведения ……..…………….10
1.3. Предпосылки и проявления девиации в подростковом возрасте…….....15
1.4. Профилактика девиантного поведения подростков…………………..….25
Выводы по главе 1……………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению личностных особенностей подростков………………………………………………………………….……38
2.1. Результаты диагностического исследования и интерпретация
полученных данных …………………………………………………………….38
2.2. Коррекция отклоняющегося поведения у подростков…………………...52
2.3.Программа развития временной перспективы и способности к
целеполаганию для подростков с делеквентным поведением……………….58
Выводы по главе 2………………………………………………………………..
Заключение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

девиантное поведение испр.1 февраля11.docx

— 148.81 Кб (Скачать документ)

Демонстративная акцентуация у  одного испытуемого. Это дает возможность  предположить, что у негом характерны потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания.

Эмотивная акцентуация отмечается у одного испытуемого. Можно предположить, что в некоторых ситуациях  таким людям свойственны проявление высокой чувствительности, мягкосердечности, доброты, эмоциональной отзывчивости.

У испытуемых с гипертимической и экзальтированной акцентуацией характеравозможно частое пребывание в приподнятом настроении, оптимистический взгляд на жизнь, бурная, экзальтированная реакция.

Обобщая все вышесказанное можно  отметить, что лицам с повышенным уровнем психопатизации в большей степени характерны дамонстративные черты поведения, потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание. Часто поведение тщеславное, присутствует самовосхваление. В некоторых ситуациях способны быть отзывчивыми, мягкосердечными, очень часто находятся в приподнятом настроении и бурно реагируют на происходящее вокруг. Такие черты характерны для демонстративного, эмотивного, гипертимического и экзальтированного типов акцентуаций.

Для испытуемых с высоким уровнем  невротизации и психопатизации в большей мере свойственны бурные, экзальтированные реакции, впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, эмпатия, задушевность, что характерно для экзальтированного и эмотивного типов акцентуаций характера.

Таким образом, проведенное  нами исследование показало, что со многими ребятами нужно усилить  индивидуальную работу, которую проводить  нужно целенаправленно и системно по разработанной индивидуальной программе. Необходим цикл встреч со специалистами как государственных, так и общественных организаций, пропагандирующих здоровой образ жизни. Педагогу – психологу нужно в данном классе проводить тренинги уверенного поведения, а также тренинги, направленные на формирование навыков общения.

 

2.2. Коррекция отклоняющегося  поведения у подростков 

Очевидно, что раннее выявление  как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных  ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

Если отклоняющееся поведение  связано с аномалиями нервной  и психической деятельности, то ребенок  должен быть осмотрен психиатром и  пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.

Педагогическая коррекция  включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей  школьника (ценность знания, учебной  деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении "идеального и реального"; помощь в выборе профессии.

Эта деятельность будет более  эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей  по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению  их заинтересованности в ребенке; осознанию  стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.

Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения подростков.

Детям с психатоподобным поведением необходимы все те формы воздействия, которые существуют - ласка, шутка, поощрение, строгий тон. Следует обучить ребенка правильной реакции на эти воздействия. При отклоняющемся поведении дети страдают от неотвратимости наказания. Ожидание неприятности вызывает у них протест, в том числе и побеги.

Рассмотрим основные методы работы по коррекции девиантного  поведения.

Педагог при работе с детьми и подростками может использовать, например следующие методы:

- метод "психотерапевтического  зеркала", формирующий способность  видеть себя, свое поведение как  бы со стороны;

- метод рассмотрения альтернатив,  или "метод Гуру", когда подростку  показывают результат его движения "не туда" и "не за тем"  и рисуют "заманчивую" перспективу;

- метод "компенсации", когда подростку, лишенному чего-то  важного, недостижимого предлагается  заманчивая альтернатива приемлемого  для него пути;

- метод внушения положительных  социальных установок, "нравственной  иммунизации", когда ребенку внушают  положительные социальные установки,  прививают "иммунитет" к  отрицательным влияниям среды.

В групповой работе достигается  способность к пониманию переживаний, интересов других детей. Приобретаются  навыки общения, способность к разрешению межличностных конфликтов, преодолеваются застенчивость, неуверенность в  собственных силах, приобретаются  лидерские и ораторские качества. В психотерапевтической группе ребенок  видит себя во взаимодействии с другими, оценивает свои поступки глазами  других детей.

Общеизвестен оздоровительный  эффект игровой терапии. Игры вызывают неожиданные ситуации, а это и есть оздоровительный эффект. Подросток раскрывается в играх и стремится реализовать свои комплексы, стремится быть самим собой. То, что увлекает, заставляет размышлять, - запоминается, доставляет чувство удовольствия. Следует подчеркнуть, что систематическое наблюдение за игрой позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка. Робость часто не позволяет ребенку самому предложить себя на главную роль, а его товарищи этого не замечают. Психотерапевт предоставляет такую возможность каждому ребенку и поощряет любую инициативу и творчество. Включившись в игру, даже самые застенчивые и робкие подростки в конце концов чувствуют себя свободно, раскованно, раскрепощенно, получая радость от общения с людьми. игра помогает ребенку преодолеть робость, стеснительность, скованность. Продолжительность игровой работы с группой составляет около полугода при двухразовых занятиях в неделю.

 

2.3. Программа развития  временной перспективы и способности  к целеполаганию для подростков  с девиантным поведением

Цель предлагаемой ниже развивающей  программы для работы со старшеклассниками  – помочь учащимся определить свои жизненные планы, прояснить временную  перспективу будущего и в итоге  на этом пути продвинуться в плане  своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности.

Общепринятое положение  о том, что обращенность в будущее  является главной чертой старшеклассника, что жизненные планы, перспективы  составляют "аффективный центр" жизни подростка, не означает, что  возрастное новообразование вызревает  само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, подростки  испытывают огромные субъективные трудности  при определении своих жизненных  целей и перспектив. Типичной для  ранней юности психопатологией является именно расстройство временной перспективы (Э. Эриксон) –тесно связанной с кризисом идентичности. Не всем дается легко формирование новой временной перспективы, нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение с представлением о том, будто время остановилось. Чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Установка (как правило, неосознанная) на продление "эпохи моратория" с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.

В основе использованной нами программы лежат психотехники, заимствованные из различных американских источников, в частности М.Мольца "Я – это Я, или как стать счастливым". Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах содержащих рецепты, которые помогут вам стать знаменитым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец. И везде в тройке самых важных – "определи свою жизненную цель":

- следуй строго поставленной цели. Учись ее находить.

- не предавайся бесплодным мечтам.

- разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т.п.

Радикальную позицию в этом вопросе предлагает М. Мольц: "Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, "направленный на заданную цель механизм", как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как "механизм успеха" или механизм удач", в зависимости от того, как ВЫ, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели". В тоже время, Мольц настаивает на прямо противоположном, на том, что в действительности достигнуть цели можно лишь расслабившись, забыв про волевые усилия, которые только вредят. Если цель ясна и сильна, она будет действовать сама.

Существенным элементом  всех излагаемых ниже психотехник является фиксация на бумаге того, что так  или иначе проигрывается в  ментальном плане, - обычно это какие-то записи, иногда рисунки, которые должны делать учащиеся.

Так как же ответить на самый  главный и самый, как ни странно, трудный вопрос – чего ты хочешь? Как научиться формулировать  свои цели? Как фиксировать это  в своем сознании? Кратко можно  ответить так: надо мечтать, но делать это очень сосредоточенно. Чтобы  ответить подробнее, полезно обратиться к нижеследующим психологическим  упражнениям и техникам. Итак:

1. Возмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там, где вы чувствуете себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких ограничений, нарисовать свою будущую жизнь – так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти.

Начните со списка того, о  чем вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем  заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь  и в течении 10-15 минут заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля, удаляете с ринга. 

Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте правилам:

1) формулируйте свои мечты  в позитивных терминах;  
2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, каково на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели;  
3) постарайтесь составить ясное представление о результате, что именно будет, когда вы достигните своей цели.  
4) важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас: не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать и тогда все будет хорошо.

5) спроецировав в будущее  последствия ваших сегодняшних  целей, подумайте, не нанесут  ли они ущерба другим людям,  ваши результаты должны приносить  пользу и вам и другим, они  должны быть "экологически чисты".

2. На следующем этапе  следует просмотреть составленный  ранее список и определить, в  какой временной сетке вы работаете.  Хотите ли вы все то, что  написали, иметь уже завтра или,  напротив, ваши цели относятся  к весьма отдаленному будущему. Важно иметь ясное представление  и о первом шаге, и о последнем.

3. Теперь из всего того, о чем вы написали, выберете  четыре самых важных на этот  год цели. Выберете то, что в  случае реализации, достижения цели  доставит вам самое большое  удовольствие, то, что вас больше  всего волнует. Выпишите эти  4 цели.

А затем напишите, почему вы точно уверены, что это для  вас так важно. Дело в том, что  вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные  внутренние основания, уверенность  в необходимости достижения определенной цели, результата. Эти основания  отличает просто интерес от субъективной необходимости, обязательности этого  достичь.

4. Теперь, когда составлен  список из четырех главных,  ключевых целей, необходимо вновь  просмотреть их через призму  сформулированных выше правил. Если  появится необходимость что-то  исправить, надо эти изменения  внести.

5. Теперь составьте список  тех необходимых для достижения  целей ресурсов, которыми вы уже  обладаете.

6. Когда вы это сделали,  попробуйте припомнить те случаи  из своей жизни, когда вы  чувствовали, что достигли успеха, это обязательно должно быть  какое-то очень важное событие. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали наиболее максимально эффективно?

7. После этого опишите,  каким человеком вы должны  были бы быть, чтобы достигнуть  своих целей.

Информация о работе Девиантное поведение