Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа
Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания психологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и всех воспитательных служб учебных заведений.
Проблема выявления и профилактики девиантного поведения является актуальной, т.к. в настоящее время работа по профилактике детской преступности занимает особое место в системе воспитательных мероприятий учебных заведений.
Введение…………………………………………….……………………………3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы девиантного поведения ……………………………………………………….………………..5
1.1. Общее понятие о девиациях и типы девиаций ……………………………5
1.2. Проявление основных форм девиантного поведения ……..…………….10
1.3. Предпосылки и проявления девиации в подростковом возрасте…….....15
1.4. Профилактика девиантного поведения подростков…………………..….25
Выводы по главе 1……………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению личностных особенностей подростков………………………………………………………………….……38
2.1. Результаты диагностического исследования и интерпретация
полученных данных …………………………………………………………….38
2.2. Коррекция отклоняющегося поведения у подростков…………………...52
2.3.Программа развития временной перспективы и способности к
целеполаганию для подростков с делеквентным поведением……………….58
Выводы по главе 2………………………………………………………………..
Заключение……………………………………
Наибольшие трудности
в приспособлении к требованиям
современной сложной
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению личностных особенностей подростков
2.1. Результаты
диагностического исследования
и интерпретация полученных
Цель исследования: изучить личностные особенности подростков.
Экспериментальная база исследования: МОУ "Яровинская средняя школа" Половинского района Курганской области.
Использованы методы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности.
В исследовании были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирований «Развитие» в 1992 году);
2. Тест на определение склонности к наркомании и асоциальному поведению (Автор: В.П. Прядеин)
3) Характерологический опросник Леонгарда
Диагностика проводилась в течение двух недель среди подростков 8-9 класса. Количество испытуемых – 15 человек.
Рассмотрим используемые методики подробнее.
1) Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
(разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирований «Развитие» в 1992 году)
Для ответов на предложенные в методике вопросы используется два варианта: «Да», «Нет». Полная версия методики представлена в Приложении 1. Процедура подведения итогов по результатам тестирования проводится следующим образом: каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл; подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с тестовыми нормами; при отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной.
Затем результаты оцениваются в соответствии со следующими шкалами:
- Шкала установки на социально-желательные ответы.
- Шкала склонности к преодолению норм и правил.
- Шкала склонности к аддитивному поведению.
- Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
- Шкала склонности к агрессии и насилию.
- Шкала волевого контроля эмоциональных состояний.
- Шкала склонности к делинквентному поведению.
Тестовые нормы также представлены в Приложении 1.
2) Тест на определение
склонности к наркомании и
асоциальному поведению (Автор:
Цель: определение склонностей к наркомании и асоциальному поведению
Испытуемым дается следующая инструкция: «В протоколе, после соответствующих номеров утверждений поставьте знак плюс «+», если вы с этим утверждением согласны, и знак минус «-» при несогласии».
Текст опросника и бланк для ответов представлены в Приложении 2.
Обработка и интерпретация результатов проводится в соответствии со следующими критериями.
Ответственность.
Находится общая сумма отрицательных ответов в первой и второй колонках и положительных ответов в третьей.
Если набралось более 24 баллов, то это свидетельствует об ответственности, умении самостоятельно принимать решения и гарантировать достижение результата, благоприятного и полезного для социального окружения, общества.
Если набралось 12 или менее баллов, то это говорит об эгоцентризме, стремлении во всем искать выгоду. Нравственные границы размыты. Имеется склонность нарушать правила и нормы и недостаточная дисциплинированность. Можно говорить о безответственности, склонности откладывать со дня на день осуществление обещанного. Вероятно асоциальное поведение.
Замещение.
Если набралось более 8 положительных ответов в четвертом столбике, то можно говорить об импульсивности, раздражительности, требовательности к окружающим, грубости, вспыльчивости, протесте на критику, отсутствии чувства вины. Имеется склонность к увлечению «боевыми» видами спорта (боксом, борьбой, хоккеем и т.п.), а также предпочтение смотреть фильмы со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.)
Возможны: агрессивность, неуправляемость, склонность к насильственным действиям, жестокости, аморальности, бродяжничеству, промискуитету (неупорядоченным половым связям), алкоголизму, самоповреждению и суицидам.
Регрессия.
Если набралось более 9 положительных ответов в пятом столбике, то можно говорить о слабохарактерности, отсутствии глубоких интересов, податливости влиянию окружающих, внушаемости, неумении доводить начатое дело до конца, легкой смене настроения, плаксивости.
После ответственных
встреч наблюдается сонливость
и неумеренный аппетит.
Возможны: отклоняющееся поведение, инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотиков.
3) Характерологический опросник Леонгарда
Этот тест мы использовал для
выявления типа акцентуации характера,
т.е. определенного направления
Перед проведением опроса была дана инструкция, также представленная в Приложении. Время ответов не ограничивается.
При интерпретации результатов мы руководствовались следующим описанием акцентуаций.
1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстра-тивности поведения.
2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
3. Застревающий тип. Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.
4. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.
5. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
6. Дистимический тип. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной затормо-женностью.
7. Тревожно-боязливый тип. Основная черта–склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
8. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимичес-ких фаз.
9. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.
10. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.
Мы применяли опросник в группе, при этом каждый испытуемый имел перед собой текст опросника и лист для ответов.
Представим результаты исследования и проанализируем полученные данные. В диагностике принимали участие учащиеся 8-9 класса. Общее количество диагностируемых – 15 человек. Вначале была проведена входная диагностика.
1) Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
(разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирований «Развитие» в 1992 году)
Результаты входной
Диаграмма 1
Вывод: более половины опрошенных (53%) показали склонность к преодолению норм и правил; 46% - склонность к делинквентному поведению, а у 40 % отмечается волевой контроль эмоциональных состояний.
Особое внимание представляют те ребята, у которых диагностируется склонность к делинквентному поведению – им в первую очередь необходима помощь психолога, родителей и классного руководителя. У двух человек выражена склонность к аддитивному поведению,
2) Результаты диагностики
склонности к наркомании и
асоциальному поведению (Автор:
Диаграмма 2
Выводы:
Ответственность. Ответственность, умение самостоятельно принимать решения и гарантировать достижение результата, благоприятного и полезного для социального окружения выявились лишь у 40 % опрошенных.
У 33 % менее 12 баллов, это говорит об эгоцентризме, стремлении во всем искать выгоду. У них нравственные границы размыты. Имеется склонность нарушать правила и нормы, недостаточная дисциплинированность. Вероятно асоциальное поведение.
Замещение.
У 46% отмечена импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, протест на критику, отсутствие чувства вины. Имеется склонность к увлечению «боевыми» видами спорта (боксом, борьбой, хоккеем и т.п.), а также предпочтение смотреть фильмы со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.)
Регрессия.
60% набрали более
9 положительных ответов в пятом
столбике, можно сделать вывод
о слабохарактерности, отсутствии
глубоких интересов,
Сравним результаты диагностики
учащихся после проведенной
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
Диаграмма 3
Сравнительные результаты диагностики склонности к наркомании и асоциальному поведению (Автор: В.П. Прядеин).
Диаграмма 4
Рассмотрим результаты диагностики акцентуаций характера (Леонгард-Шмишек)
Диаграмма 5
Проанализируем данные тестирования. В группе испытуемых с повышенным уровнем невротизации гипертимная акцентуация отмечается у 2 испытуемых, педантичная - у 2 испытуемых, дистимическая - у 1 испытуемого. Что позволяет говорить об отсутствии у данных испытуемых следующих черт характера: постоянное пребывание в приподнятом настроении, высокая активность, повышенная аккуратность, осторожность, сконцентрированность на мрачных, печальных сторонах жизни.
Наиболее часто встречается циклотимический тип акцентуаций (у 3 испытуемых). Эмотивная акцентуация обнаружена у одного испытуемого. Экзальтированный и возбудимый типы акцентуаций – по 1. Исходя из этого, можно предположить, что лицам с повышенным уровнем невротизации характерны частые смены настроения от радости до огорчения и подавленности, повышенная тревожность, беспокойство, неуверенность в собственных силах. Они мягкосердечны, добры, эмоционально отзывчивы. В некоторых ситуациях характерно проявление бурных, экзальтированных реакций, импульсивное поведение.
Подводя итог, можно сделать вывод, что для людей с невротической тенденцией характерны частые смены настроения, тревожное беспокойное состояние, чрезмерная чувствительность, что характерно для циклотимического, тревожного и эмотивного типов акцентуаций.
Анализируя данные таблицы 4 можно отметить следующие особенности. Педантичный тип акцентуации был выявлен у двух испытуемых, что позволяет предположить наличие у них повышенной аккуратности, тяги к порядку, нерешительности и осторожности.