Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание

Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания психологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и всех воспитательных служб учебных заведений.
Проблема выявления и профилактики девиантного поведения является актуальной, т.к. в настоящее время работа по профилактике детской преступности занимает особое место в системе воспитательных мероприятий учебных заведений.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы девиантного поведения ……………………………………………………….………………..5
1.1. Общее понятие о девиациях и типы девиаций ……………………………5
1.2. Проявление основных форм девиантного поведения ……..…………….10
1.3. Предпосылки и проявления девиации в подростковом возрасте…….....15
1.4. Профилактика девиантного поведения подростков…………………..….25
Выводы по главе 1……………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению личностных особенностей подростков………………………………………………………………….……38
2.1. Результаты диагностического исследования и интерпретация
полученных данных …………………………………………………………….38
2.2. Коррекция отклоняющегося поведения у подростков…………………...52
2.3.Программа развития временной перспективы и способности к
целеполаганию для подростков с делеквентным поведением……………….58
Выводы по главе 2………………………………………………………………..
Заключение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

девиантное поведение испр.1 февраля11.docx

— 148.81 Кб (Скачать документ)

Наибольшие трудности  в приспособлении к требованиям  современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом  разнонаправленных по содержанию и  формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в  семье, школе. Изучение влияния семьи  и школы на проявление подростковых девиаций позволяет нам лучше  понять природу этого явления, выявить  основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения  как социального феномена.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальная  работа по изучению личностных особенностей подростков

 

2.1. Результаты  диагностического исследования  и интерпретация полученных данных 

     Цель исследования: изучить личностные особенности подростков.

     Экспериментальная  база исследования: МОУ "Яровинская средняя школа" Половинского района Курганской области.

     Использованы методы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности.

     В исследовании были использованы следующие диагностические методики:

1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирований «Развитие» в 1992 году);

2. Тест на определение склонности к наркомании и асоциальному поведению (Автор: В.П. Прядеин)

3) Характерологический опросник Леонгарда

    Диагностика проводилась в течение двух недель среди  подростков 8-9 класса. Количество испытуемых – 15 человек.

Рассмотрим используемые методики подробнее.

1) Методика диагностики  склонности к отклоняющемуся  поведению

(разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирований «Развитие» в 1992 году)

Для ответов на предложенные в методике вопросы используется два варианта: «Да», «Нет». Полная версия методики представлена в Приложении 1. Процедура подведения итогов по результатам  тестирования проводится следующим  образом: каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл; подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с тестовыми нормами; при отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной.

Затем результаты оцениваются  в соответствии со следующими шкалами:

- Шкала установки на  социально-желательные ответы.

- Шкала склонности к  преодолению норм и правил.

- Шкала склонности к аддитивному поведению.

- Шкала склонности к  самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

- Шкала склонности к  агрессии и насилию.

- Шкала волевого контроля  эмоциональных состояний.

- Шкала склонности к  делинквентному поведению.

 Тестовые нормы также  представлены в Приложении 1.

 

2) Тест на определение  склонности к наркомании и  асоциальному поведению (Автор:  В.П. Прядеин)

Цель: определение склонностей  к наркомании и асоциальному поведению

Испытуемым дается следующая  инструкция: «В протоколе, после соответствующих номеров утверждений поставьте знак плюс «+», если вы с этим утверждением согласны, и знак минус «-» при несогласии».

Текст опросника и бланк  для ответов представлены в Приложении 2.

Обработка и интерпретация  результатов проводится в соответствии со следующими критериями.

Ответственность.

Находится общая сумма  отрицательных ответов в первой и второй колонках и положительных  ответов в третьей.

Если набралось более 24 баллов, то это свидетельствует об ответственности, умении самостоятельно принимать решения и гарантировать достижение результата, благоприятного и полезного для социального окружения, общества.

Если набралось 12 или менее баллов, то это говорит об эгоцентризме, стремлении во всем искать выгоду. Нравственные границы размыты. Имеется склонность нарушать правила и нормы и недостаточная дисциплинированность. Можно говорить о безответственности, склонности откладывать со дня на день осуществление обещанного. Вероятно асоциальное поведение.

Замещение.

Если набралось более 8 положительных ответов в четвертом столбике, то можно говорить об импульсивности, раздражительности, требовательности к окружающим, грубости, вспыльчивости, протесте на критику, отсутствии чувства вины. Имеется склонность к увлечению «боевыми» видами спорта (боксом, борьбой, хоккеем и т.п.), а также предпочтение смотреть фильмы со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.)

Возможны: агрессивность, неуправляемость, склонность к насильственным действиям, жестокости, аморальности, бродяжничеству, промискуитету (неупорядоченным половым  связям), алкоголизму, самоповреждению  и суицидам.

Регрессия.

    Если набралось более 9 положительных ответов в пятом столбике, то можно говорить о слабохарактерности, отсутствии глубоких интересов, податливости влиянию окружающих, внушаемости, неумении доводить начатое дело до конца, легкой смене настроения, плаксивости.

    После ответственных  встреч наблюдается сонливость  и неумеренный аппетит. Специфическая (детская) мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиске новых впечатлений, импульсивности, умении легко устанавливать поверхностные контакты. Тип групповой роли – «роль ребенка».

Возможны: отклоняющееся поведение, инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотиков.

 

3) Характерологический опросник Леонгарда

Этот тест мы использовал для  выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как  крайний вариант нормы, в чем  состоит их главное отличие от психопатий - патологических расстройств  личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих  определенным акцентуациям характера (см. Приложение). Первая шкала характеризует  личность с высокой жизненной  активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала  говорит о глубине эмоциональной  жизни испытуемого. Четвертая шкала  показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к  перепадам настроения, седьмая шкала  говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.

Перед проведением опроса была дана инструкция, также представленная в  Приложении. Время ответов не ограничивается.

При интерпретации результатов  мы руководствовались следующим  описанием акцентуаций.

1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстра-тивности поведения.

2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.

3. Застревающий тип. Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.

4. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.

5. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

6. Дистимический тип. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной затормо-женностью.

7. Тревожно-боязливый тип. Основная черта–склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.

8. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимичес-ких фаз.

9. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

10. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

     Мы применяли опросник в группе, при этом каждый испытуемый имел перед собой текст опросника и лист для ответов.

     Представим результаты исследования и проанализируем полученные данные. В диагностике принимали участие учащиеся 8-9 класса. Общее количество диагностируемых – 15 человек. Вначале была проведена входная диагностика.

1) Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

(разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирований «Развитие» в 1992 году)

Результаты входной диагностики  представлены в Таблице 1 (см. Приложение 3) и графически:

                            

 Диаграмма  1

 Вывод: более половины опрошенных (53%) показали склонность к преодолению норм и правил; 46% - склонность к делинквентному поведению, а у 40 % отмечается волевой контроль эмоциональных состояний.

Особое внимание представляют те ребята, у которых диагностируется  склонность к делинквентному поведению – им в первую очередь необходима помощь психолога, родителей и классного руководителя.  У двух человек выражена склонность к аддитивному поведению,

2) Результаты диагностики  склонности к наркомании и  асоциальному поведению (Автор:  В.П. Прядеин) представлены в Таблице 2 (см. Приложение 4) и графически:

          Диаграмма 2

Выводы:

Ответственность. Ответственность, умение самостоятельно принимать решения и гарантировать достижение результата, благоприятного и полезного для социального окружения выявились лишь у 40 % опрошенных.

У 33 %  менее 12 баллов, это  говорит об эгоцентризме, стремлении во всем искать выгоду. У них нравственные границы размыты. Имеется склонность нарушать правила и нормы, недостаточная  дисциплинированность.  Вероятно асоциальное поведение.

Замещение.

У 46% отмечена импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, протест на критику, отсутствие чувства вины. Имеется склонность к увлечению «боевыми» видами спорта (боксом, борьбой, хоккеем и т.п.), а также предпочтение смотреть фильмы со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.)

Регрессия.

   60%  набрали более  9 положительных ответов в пятом  столбике, можно сделать вывод  о слабохарактерности, отсутствии  глубоких интересов, податливости влиянию окружающих, внушаемости, неумении доводить начатое дело до конца, легкой смене настроения, плаксивости.

Сравним результаты диагностики  учащихся после проведенной психокоррекционной работы.

Методика диагностики  склонности к отклоняющемуся поведению

                 Диаграмма 3

 

Сравнительные результаты диагностики  склонности к наркомании и асоциальному поведению (Автор: В.П. Прядеин).

Диаграмма 4

Рассмотрим результаты диагностики  акцентуаций характера (Леонгард-Шмишек)

 

Диаграмма 5

 Проанализируем данные тестирования. В группе испытуемых с повышенным уровнем невротизации гипертимная акцентуация отмечается у 2 испытуемых, педантичная - у 2 испытуемых, дистимическая - у 1 испытуемого. Что позволяет говорить об отсутствии у данных испытуемых следующих черт характера: постоянное пребывание в приподнятом настроении, высокая активность, повышенная аккуратность, осторожность, сконцентрированность на мрачных, печальных сторонах жизни.

Наиболее часто встречается  циклотимический тип акцентуаций (у 3 испытуемых). Эмотивная акцентуация обнаружена у одного испытуемого. Экзальтированный и возбудимый типы акцентуаций – по 1. Исходя из этого, можно предположить, что лицам с повышенным уровнем невротизации характерны частые смены настроения от радости до огорчения и подавленности, повышенная тревожность, беспокойство, неуверенность в собственных силах. Они мягкосердечны, добры, эмоционально отзывчивы. В некоторых ситуациях характерно проявление бурных, экзальтированных реакций, импульсивное поведение.

Подводя итог, можно сделать вывод, что для людей с невротической  тенденцией характерны частые смены  настроения, тревожное беспокойное  состояние, чрезмерная чувствительность, что характерно для циклотимического, тревожного и эмотивного типов акцентуаций.

Анализируя данные таблицы 4 можно  отметить следующие особенности. Педантичный  тип акцентуации был выявлен  у двух испытуемых, что позволяет  предположить наличие у них повышенной аккуратности, тяги к порядку, нерешительности  и осторожности.

Информация о работе Девиантное поведение