Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание

Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания психологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и всех воспитательных служб учебных заведений.
Проблема выявления и профилактики девиантного поведения является актуальной, т.к. в настоящее время работа по профилактике детской преступности занимает особое место в системе воспитательных мероприятий учебных заведений.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы девиантного поведения ……………………………………………………….………………..5
1.1. Общее понятие о девиациях и типы девиаций ……………………………5
1.2. Проявление основных форм девиантного поведения ……..…………….10
1.3. Предпосылки и проявления девиации в подростковом возрасте…….....15
1.4. Профилактика девиантного поведения подростков…………………..….25
Выводы по главе 1……………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению личностных особенностей подростков………………………………………………………………….……38
2.1. Результаты диагностического исследования и интерпретация
полученных данных …………………………………………………………….38
2.2. Коррекция отклоняющегося поведения у подростков…………………...52
2.3.Программа развития временной перспективы и способности к
целеполаганию для подростков с делеквентным поведением……………….58
Выводы по главе 2………………………………………………………………..
Заключение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

девиантное поведение испр.1 февраля11.docx

— 148.81 Кб (Скачать документ)

Оформляясь к подростковому  возрасту, акцентуации характера, как  правило, со временем компенсируются. И лишь при сложных психогенных  ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, могут  не только стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, но и явиться условием формирования психопатического развития. Понятие «акцентуация характера», на наш взгляд, можно изобразить в виде рисунка, где понятие «личность» представлено в виде круга с размытым краем, так как границы нормы трудно определить. За границами нормы в силу действия ряда факторов, которые будут описаны ниже, идет нарушение в развитии личности.

Поскольку акцентуации характера  граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология  базируется на детально разработанной  в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако и свойства характера  психически здорового человека. Такой  типологический подход, в соответствии с которым допускается переход  от клинических типов психопатий к анализу, «вариантов нормы», критикуется  в отечественной психологии, так  как за ним, по мнению С.Л. Рубинштейна, скрыто представление о характере  как о конституционально запрограммированной  статичной структуре.

В подростковом возрасте наиболее частыми нарушениями на фоне акцентуаций  характера бывают так называемые транзиторные непсихологические девиации – деликвентность, алкоголизация, наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение. Смена обстановки на более благоприятную, как правило, устраняет эти нарушения.

Вопрос о том, что является первопричиной возникновения аномалий характера, стали предметов споров ученых с первых шагов зарождения учения о психопатиях. В.М. Бехтерев (1886) полагал, что причинами могут  быть как неблагоприятная наследственность, так и тяжелые нравственные условия, неправильное воспитание, дурной пример родителей, тяжелые общие заболевания.

На основе систематики  формирования психопатий П.Б. Ганнушкина систематизировала факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций  характера у подростков.

Таким образом, причинами  изменения личности подростка являются социальные и биологические факторы, которые действуют не изолированно, а тесно взаимодействуют(15, с.7).

В специальной литературе описаны две классификации типов  акцентуаций характеров – первая предложена К. Леонгардом, а вторая А.Е. Личко. У названных ученых классификационные группы отличаются своими наименованиями, но в их содержании много общего. В классификации К. Леонгарда отсутствуют довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конфорный типы, а также астено-невратический тип, а в классификации А.Е. Личко – дистимический, застревающий, оба они в подростковом возрасте практически не встречаются.

По различным данным исследования А.А. Вдовиченко, А.А. Реана наиболее часто девиантное поведение встречается среди подростков с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, шизоидного и гипертивного типов. Среди смешанных типов часто встречаются эпилептоидно-неустойчивый.

Таким образом, в динамике акцентуаций можно говорить о  таком феномене, как заострение в  подростковом возрасте черт акцентуированного  характера и возникновение на этом фоне девиаций поведения. В связи  с этим очень важным является вопрос о профилактике девиантного поведения  у подростков.

При предупреждении отклоняющегося поведения, по мнению А.Е. Личко, В.В. Ковалева, нужно направлять работу на факторы и причины, приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.

Выделяют два вида факторов:

  • биологические (неблагоприятная наследственность; органические повреждения головного мозга; «пубертатный кризис», обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы);
  • к социально-психологическим факторам следует отнести (нарушения воспитания подростка в семье; школьная дезадаптация; подростковый кризис – это пик «переходного периода от детства к взрослости»; психическая травма, спровоцированная различными обстоятельствами: конфликты с родителями, с друзьями, переживание семейных разладов и т.п.).

Психолого-педагогическое предупреждение – это система профилактических мер, связанных с устранением  внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей (26,с.74).

Профилактика девиантного  поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.

Некоторые авторы (С.Я. Улицкий  и др.) все профилактические мероприятия  условно делят на общие и специальные. К общим относят политические и социально-экономические мероприятия. Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее, имеют некоторые особенности при различных формах девиантного поведения.

Н.Я. Копыт, П.И. Сидоров выделяют следующие основные направления  профилактики пьянства и алкоголизма: психогигиеническое, педагогическое, медико-социальное, здравоохраненческое, административно-правовое и экономическое.

Имеют свои особенности системы  мероприятий, направленных на профилактику правонарушений (В.А. Пискарев, А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев), суицидов (А.Г. Амбрумова), сексуальные девиации (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган) и т.д. Однако для всех предлагаемых систематик характерны схематизм и условность(27,с.4).

Предупреждение девиантных форм поведения должно быть этиологичным, комплексным, дифференцированным и поэтапным, а главное – носить систематический и наступательный характер.

Этиологичность предупреждения заключается в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические), способствующие формированию отклоняющихся форм поведения.

Предупреждение девиантных форм поведения должно проводиться дифференцированно в отношении подростков и взрослых, учащихся и родителей, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.

И наконец, предупреждение нарушений  поведения должно быть последовательным и поэтапным. Согласно терминологии ВОЗ, выделяют первичную, вторичную  и третичную профилактику.

Первичная профилактика (предупреждение) является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных  факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам. Главная задача вторичной профилактики – раннее выявление лиц с нарушением в поведении и проведение мероприятий, направленных на психолого-педагогическую коррекцию их поведения. Третичная профилактика – проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения. Ниже рассмотрим первичную и вторичную профилактику девиантного поведения (29, с.45).

Первичная профилактика включает в себя три основных направления: совершенствование социальной жизни  людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; воспитание социально позитивно ориентированной личности (23,с.17).

Особое значение среди  факторов, влияющих на формирование «трудных»  подростков, имеет окружающая подростка  микросреда, и в первую очередь  семья. В настоящее время принято  различать гармоничные и негармоничные  семьи. В рамках негармоничных семей  выделяют:

Деструктивная семья отличается, прежде всего, изолированностью отдельных  ее членов, которая препятствует взаимопониманию  и в то же время способствует созданию атмосферы эмоционального напряжения и конфликтности. Основной порок  деструктивной семьи – отсутствие душевной близости, адекватных эмоциональных  контактов между отдельными ее членами.

Распадающаяся семья –  семья, в которой конфликт между  родителями достиг апогея. Назревает  распад семьи. Обычно в конфликт вовлечены  и дети. Подростки, как правило, болезненно переживают распад семьи и принимают  обычно сторону одного из родителей, чаще того, кого считают обиженным.

Распавшаяся семья – семья, которую один из родителей покинул, но продолжает поддерживать с ней  контакты (так называемые «приходящие» отцы и матери).

Неполная семья – семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В литературе существует тенденция преувеличивать патогенное влияние неполной семьи  на формирование «трудных» подростков. Очень часто мать, если она психически больна и не ведет асоциальный  образ жизни, воспитывает хороших, социально адаптированных детей  и без отца.

Ригидная псевдосолидарная семья отличается наличием доминирующего лидера, которому безоговорочно подчиняются все остальные ее члены. В такой семье отсутствует эмоциональная теплота (21, с.78).

Важный социальный фактор, способствующий формированию девиантного  поведения, представляют собой неформальная группа с асоциальными и антисоциальными  тенденциями (2,с.34).

Реакция группирования является естественной психологической реакцией в подростковом возрасте. На определенном этапе формирования личности подростка  неформальная группа может стать  главным регулятором девиантного поведения. Подросток, попавший в «группу риска», быстро приобщается к ее образу жизни и групповым «нормам» поведения.

Нравственно-правовое воспитание должно проводиться в семье, школе, подростковом коллективе. Формы и  методы его не могут быть строго стандартизированы, так как это  только снижает эффективность (9, с.17).

Противоалкогольное воспитание является составной частью воспитательной работы, направленной на формирование социально - позитивно ориентированной личности. Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют:

  • противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного воспитания, которое должно приводиться на протяжении всех лет обучения и направляется на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлением пьянства и алкоголизма;
  • постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей: у учащихся раскрытие образовательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;
  • проведение противоалкогольной работы в школах силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов;
  • распространение противоалкогольного просвещение и на родителей учащихся.

Пути и методы полового воспитания должны отличаться широтой  диапазона и творчеством. Главное  создать условия, благоприятствующие формированию у подростка внутренней позиции, обеспечивающей социально-нравственное становление личности, и не сводить  воспитание к морализированию, внушениям, назиданиям и поучениям, а тем  более к принуждению (17, с.46).

Таким образом, первичная  профилактика имеет социальную направленность.

Вторичная профилактика включает в себя следующие направления:

- определение факторов  риска и выделение так называемых  групп «профилактического учета»  по различным формам девиантного  поведения;

- выявление лиц с нарушением  поведения; психологическая коррекция  выявленного девиантного поведения.

Изучение факторов риска  девиантного поведения дает дополнительные возможности прогнозировать отдельные  формы отклонений, а, следовательно, планировать и проводить конкретные мероприятия по их профилактике.

В частности, разработаны  специальные карты повышенного  суицидального риска, куда включены наиболее частые причины самоубийств  и факторы, способствующие суицидальному  поведению (Н.Б. Конанчук, А.Г. Амбрумова). Некоторые авторы (Э.А. Чомарян) большое внимание при определении факторов суицидального риска у подростков придают подражательным тенденциям, свойственным этому возрасту (21, стр.40).

Психологическая коррекция  выявленного девиантного поведения  является частью более широкой системы  психолого-педагогических мероприятий. Наибольшее распространение получил  психотерапевтический метод коррекции  поведения подростков (29, стр.33).

Таким образом, в предупреждении девиантного поведения у подростков является первичная профилактика асоциальной  направленности и вторичная профилактика для которой в последние годы актуальной задачей стало определение так называемых «групп риска» - это подростки больше других склонны к формированию девиантного поведения.

 

Выводы по первой главе

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к современной экономической ситуации, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, — эти и другие негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед социологической наукой исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов — девиантной личности (девианта) и асоциальных объединений (криминальных групп, организаций и т.д.).

Информация о работе Девиантное поведение