Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание

Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания психологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, и всех воспитательных служб учебных заведений.
Проблема выявления и профилактики девиантного поведения является актуальной, т.к. в настоящее время работа по профилактике детской преступности занимает особое место в системе воспитательных мероприятий учебных заведений.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы девиантного поведения ……………………………………………………….………………..5
1.1. Общее понятие о девиациях и типы девиаций ……………………………5
1.2. Проявление основных форм девиантного поведения ……..…………….10
1.3. Предпосылки и проявления девиации в подростковом возрасте…….....15
1.4. Профилактика девиантного поведения подростков…………………..….25
Выводы по главе 1……………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению личностных особенностей подростков………………………………………………………………….……38
2.1. Результаты диагностического исследования и интерпретация
полученных данных …………………………………………………………….38
2.2. Коррекция отклоняющегося поведения у подростков…………………...52
2.3.Программа развития временной перспективы и способности к
целеполаганию для подростков с делеквентным поведением……………….58
Выводы по главе 2………………………………………………………………..
Заключение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

девиантное поведение испр.1 февраля11.docx

— 148.81 Кб (Скачать документ)

8. Теперь в нескольких  тезисах сформулируйте, что препятствует  иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь прямо сейчас.

9. На этом этапе надо  для каждой из четырех выбранных  целей составить черновик пошагового  плана для ее достижения.

Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте  весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо  сегодня.

Задача следующего шага –  разработка собственно стратегии достижения успеха. Э Роббинс предлагает на этом этапе воспользоваться некоторыми идеями НЛП Дж. Гриндера и Р. Бендлера/24/, а именно: попытаться смоделировать кого-то, кто уже достиг того, к чему вы стремитесь.  
10. Воспользуйтесь такими моделями. Этими людьми могут быть те, кого вы хорошо знаете, а могут быть и просто известные люди, добившиеся необыкновенных успехов. Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели их к успеху. После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих людей собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цели. Запишите основную идею того, что они скажут.

11. Нарисуйте мысленно  свой идеальный день. Это может  быть мысленный рисунок, но  может быть и реальный. Кто  с вами? Чем вы заняты? Когда,  как вы проснулись?, что происходит дальше вплоть до самого вечера, когда вы вновь ляжете спать? Что вы будите чувствовать, ложась в постель? Возьмите карандаш и бумагу и опишите все это.

12. А теперь опишите  ваше идеальное окружение. Помните  при этом, что мозгу необходим  четкий, ясный сфокусированный сигнал, чтобы заработал описанный Мольцем механизм автоматического наведения на цель. Вот почему вышеприведенные упражнения очень полезны.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что если вы не задаете  собственные программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свои планы. Как  показала практика, сначала выполнять  эти упражнения подросткам достаточно трудно, даже при наличии в тренинговой работе подготовительного этапа, включающего в себя приобретение навыком коммуникативного общения, самопонимания, развития сенсорики и др. Но потом это становится легче, и даже занимательнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В первой главе нашей работы был сделан теоретический анализ изучаемой проблемы. Показан уровень  её изученности и основные пробелы, требующие дополнительных исследований. Цель работы была достигнута нами во второй главе работы. В ней дана характеристика задач и методики констатирующего  эксперимента, диагностирован коллектив  подростков на склонность к отклоняющемуся поведению и дана характеристика итогов контрольного эксперимента.

В итоге работы были сделаны  выводы, сформулированные на основе анализа  психолого-педагогической литературы и результатов опытно-экспериментальной  работы.

Существуют разные подходы  к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания  нормы: социологический, психологический  и биологический. Психологический  подход рассматривает девиацию как  отклонение от естественного для  конкретного индивида поведения. Поэтому  некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленность на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер.

Все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению  относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное  поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространенной мерой борьбы с девиациями подростка  часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Задача педагога-психолога состоит именно в том, чтобы установить доверительные отношения с "трудным" подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для саморазвития и становления самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Арефьев, А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование./А.Л. Арефьев. - 2003. - №7. - С.193-200.
  2. Беличева, С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии // Профессиональная библиотека работника социальной службы./ С.А.Беличева. - 2001. - №2. - С.34-39.
  3. Василькова, Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога./ Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2001. – 121 с.
  4. Вахрамов, Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома // Прикладная психология и психоанализ./ Е. Вахрамов. - 2000. - №3. - С.52-60.
  5. Григоренко, Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология./ Е.Л. Григоренко. - 1999. - № 3. – 122 с.
  6. Дети "группы риска": Материалы Междун. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2001. – 114 с.
  7. Дети улицы: Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. - М.: Интеллект-Центр, 2001.  – 231 с.
  8. Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы // Народное образование. - 1999. - №9. - С.233-234.
  9. Зиядова, Д. Почему подросток совершает преступление? // Воспитание школьников./ Д. Зиядова. - 2002. - №8. - С.17-21.
  10. Калинина, Н.В. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование./ Н.В. Калинина, М.И.Лукьянова. - 2000. - №3. – 250 с.
  11. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов/Ю.А. Клейберг. - М: Сфера, 2001. - 160 с.
  12. Комарь, В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель./ В.Д. Комарь. - 2003. - №4. - С. 86-103.
  13. Королев, В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей./ В.В. Королев. - М., Медицина, 1992. – 128 с.
  14. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 421 с.
  15. Крылова, Н.А. Проблемный подросток: его права и возможности./ Н.А.Крылова. - 2001. - №9. - С.17-25.
  16. Кузнецова, И. А. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог./ И. А. Кузнецова. - 2000. - №№ 29, 30, 31.
  17. Лукин, Н.Н. Творчество как детерминанта профилактики правонарушний детей и подростков // Известия РАО./ Н.Н.Лукин. - 2000. - №4. - С.46-48.
  18. Майсак, Н.В. Возможности теста Р.Кеттелла в определении первичных отклонений в поведении и развитии младшего подростка // Вестник психосоциальной и корреционно-реабилитационной работы./ Н.В. Майсак. - 2000. - №4. - С.33-41.
  19. Майсак, Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. канд. психол. наук./ Н.В.Майсак. - М., 2001. - 213 c.
  20. Малышев, К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.
  21. Минаева О. Психолого-педагогическая работа с семьей "трудного" подростка // Домашнее воспитание. - 2000. - №1. - С.78-79.
  22. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №3. - С.40-46.
  23. Олиференко Л.Я., Шульга И.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.  – 376 с.
  24. Подростки "группы риска" // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. – 408 с.
  25. Полтавцева А.О. Молодежные девиации. // СоцИс. - 2003. -№4. - С.135-138.
  26. Профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди учащихся: Методические рекомендации. - Йошкар-Ола: Марий Эл учитель, 2001. - 24 с.
  27. Психолого-педагогическая работа со школьниками-девиантами в Москве / М.Ю. Кондратьев, О.Б. Крушелицкая, С.Л. Нечаева. - // Психологическая наука и образование. - 1999. - №3. - С.4.
  28. Реан А.А. Социальные, педагогические и психологические проблемы "уличных" детей и подростков в России // Magister. - 1999. - №6. - С.1-5.
  29. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. - М.: Гном и Д, 2000. – 345 с.
  30. Родионов, В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процесс. / В.А.Родионов, М.А. Ступницкая. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.
  31. Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина девиантного поведения // Прикладная психология. - 2000. - №3. - С.46-55.
  32. Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина девиантного поведения // Прикладная психология. - 2000. - №3. - С.46-55.
  33. Селиванова О.А. Личностно-значимые условия реинтеграции "уличного" подростка в социум // Педагогика. - 2004. - №1. - С.56-61
  34. Соколова, Е.Т. Общая психотерапия. /Е.Т. Соколова. - М.: Тривола. 2001.- 356 с.

35.Татитдинова Т.Г. Организованная  преступность и молодежь // СоцИс. - 2000. - №1. - С.55-91.

36.Трус И. А. Школьники  с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С.44-46.

37.Цилуйко М.В. Влияние  средств массовой информации  на формирование противоправного  поведения подростков // Вестник  психосоциальной и коррекционно-реабилитационной  работы. - 2000. - №1. - С.75-87.

38.Чумаков И.В. Психологическая  карта учащегося группы риска  в системе профилактики девиантного  поведения подростков // Вестник  психосоциальной и коррекционно-реабилитационной  работы. - 2002. - №2. - С.41-57.

39.Юноши и девушки "группы  риска" // Практическая психология  образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. – 480 с.

40.Юричка Ю. Предупредить  правонарушения несовершеннолетних // Народное образование. - 2000. - №6. - С.267-270.

 

 


Информация о работе Девиантное поведение