Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:16, курсовая работа
Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому диагностика связи самооценки и уровня личностной тревожности актуально.
Предметом обследования в данной курсовой работе являются самооценка и уровень тревожности.
В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования.
Введение……………………………………………………………….3-4
Глава 1»Самооценка и тревожность как психологический феномен»…………………………………………………………………5
1.1. Понятие самооценки……………………………………………….5
1.2 Понятие тревожности……………………………………………..6-7
1.3 Исторические данные о самооценке и тревожности……………8-11
1.4 Связь самооценки с личностными психологическими свойствами.12
1.5 Современные представления о самооценке и тревожности……13-15
Глава 2 «Организация и методика психодиагностического обследования»……………………………………………………………16
2.1 Место проведения обследования и выборка……………………….16
2.2 Методики……………………………………………………………17
2.3 Психодиагностическая процедура обследования…………………18
Глава 3 «Результаты диагностики и их обсуждение»………………..19
3.1 Психодиагностической заключение о характерных особенностях уровней самооценки и тревожности личности в диагностируемой выборке……………………………………………………………………19
3.2 Сравнительный анализ уровней самооценки и тревожности у мужчин и женщин обследуемой выборки………………………………20
3.3 Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи уровней самооценки и тревожности личности, на примере обследуемой выборке……………21
Заключение………………………………………………
Министерство
образования Российской Федерации
Курсовая работа
По курсу «Психодиагностика»
На тему
Диагностика связи самооценки и уровня тревожности
Студентов II курсов психологического и социологического факультетов
(с помощью
методик «Опросник уровня
Студент:
Группа:
Преподаватель:
Екатеринбург
2010
Оглавление
Введение
Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому диагностика связи самооценки и уровня личностной тревожности актуально.
Предметом обследования в данной курсовой работе являются самооценка и уровень тревожности.
В
результате многочисленных теоретических
и эмпирических исследований, проведенных
в отечественной и зарубежной
психологии по проблемам самооценки,
возникло представление, что самооценка
своим влиянием пронизывает все
аспекты человеческого
Значимый вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн (1973), Л.И. Божович (1955, 1979, 1995); А.И. Липкина и др. (1968); А.Н. Леонтьев (1975); И.И. Чеснокова (1977); В.В. Столин (1983); И.С. Кон (1987, 1989); Р. Бернс (1986); К. Роджерс (2007); Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова (1990, 1997, 2001); О.Н. Молчанова (2006) и многие другие.
Наиболее перспективной представляется модель самооценки, предложенная Л.В. Бороздиной, где самооценка включена в структуру самосознания и определяется как оценка человеком себя по определенному свойству или оценки собственного потенциала в целом.
Самооценка
сложный конструкт и
Изучение проблемы самооценки, является очень важной с точки зрения практической психологии – как в области психотерапии, так и в области психологического консультирования.
Что касается проблемы тревожности, то ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем изучении, как проблема тревожности.
Несмотря на большое количество исследований, мы сталкиваемся с большим разбросом мнений в определении тревожности. Неопределенность термина «тревожность» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов; и фрустрация социальных потребностей; и свойство личности, и мотивационный конфликт.
Наиболее приемлемой является точка зрения предлагаемой Спилбергером различать тревогу как состояние и как свойство. Его разделение тревоги на ситуативную (СТ) и личностную тревогу (ЛТ), повторенную и дополненное Н.Д. Левитовым о тревоге как о хронической черте характера, стало удобным в теории, а также в экспериментальной и диагностической практике.
Очень важен вопрос этиологии тревожности. В настоящее время выделяются два типа источников устойчивой тревожности, это и длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги (Ханин, Спилбергер, 1983), и внутренние–психологические и психофизиологические причины.
Проблема тревожности широко рассматривается в работах как зарубежных: Ч.Д. Спилбергер, 1983; А. Адлер 1997; О. Ранк, 2001; З. Фрейд, 2000; 2001 и др., так и отечественных авторов: Н.Д. Левитов, 1964; Ф.Б. Березин, 1988; Л.В. Бороздина, 1993; В.М. Астапов, 2001; А.М. Прихожан, 1991, 1998, 2000, 2007; К.Р. Сидоров, 2006 и др.
Проблема тревожности касается возрастной, педагогической, медицинской, клинической, социальной психологии.
Изучение самооценки, как и поиск путей возникновения и преодоления тревожности является одной из важнейших задач практической и научной психологии и психиатрии.
Объектом обследования являются студенты II курсов РГППУ (44 человека от 18 до 20 лет со средним возрастом 19 лет, из них 29 женщин и 15 мужчин), обучающиеся по специальностям психология и социология.
Цель данной работы состоит в изучении характера связи самооценки и уровня личностной тревожности.
Задачи:
Теоретической основой для данной работы послужили труды: Н.Д. Левитова (1964), Ч.Д. Спилбергера (1983); А.М. Прихожан (1991, 1998, 2000, 2007); Л.В. Бороздиной (1999), К.Р. Сидорова (2006) и др. авторов.
Методы и методики исследования:
1. Метод теоретического анализа имеющейся информации по поставленной проблеме;
2. Методика С.А. Будасси на
3. «Опросник уровня тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина
4. Методы математической обработки данных.
Глава 1. Самооценка и тревожность как психологический феномен
Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной С., вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). С. получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.
В работах советских психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятия, представления, решение интеллектуальных задач), определены приёмы формирования адекватной самооценки, а в случае её деформации — её преобразования путём воспитательного воздействия на личность.
Вид самооценки
- вариант соответствия самооценки
реальному положению дел:
- адекватная самооценка, соответствующие
действительным способностям и возможностям
человека;
- завышенная самооценка, когда человек
переоценивает себя;
- заниженная самооценка, когда человек
недооценивает себя.
Склонность определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.
Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.
В настоящее время существует несколько трактовок понятия тревожности.
Представительница психодинамического подхода К. Хорни использовала термин тревожность (тревога) в качестве синонима термина "страх", указывая таким образом на родство между ними. Позднее она развела эти два понятия по простому и точному различительному признаку: «страх является реакцией, пропорциональной наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность». Итак, под тревожностью К. Хорни понимала эмоциональную реакцию на скрытую и субъективную опасность, сопровождающуюся определенными физическими ощущениями (дрожь, учащенное дыхание и т. д.).
Приверженец теории дифференциальных эмоций К. Е. Изард определяет тревожность как комплекс фундаментальных эмоций, включающий страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес — возбуждение. Может включать потребностные состояния и биохимические факторы.
Н. Ю. Синягина под тревожностью понимала сравнительно мягкую форму проявления эмоционального неблагополучия, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т. д.
А. И. Захаров считает, что тревожность — это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний.
В словаре «Психология» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского дано следующее определение тревожности — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.
Следует
различать тревогу как
Ч. Д. Спилбергер исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность.
Информация о работе Диагностика связи самооценки и уровня тревожности