Диагностика связи самооценки и уровня тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание

Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому диагностика связи самооценки и уровня личностной тревожности актуально.
Предметом обследования в данной курсовой работе являются самооценка и уровень тревожности.
В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3-4
Глава 1»Самооценка и тревожность как психологический феномен»…………………………………………………………………5
1.1. Понятие самооценки……………………………………………….5
1.2 Понятие тревожности……………………………………………..6-7
1.3 Исторические данные о самооценке и тревожности……………8-11
1.4 Связь самооценки с личностными психологическими свойствами.12
1.5 Современные представления о самооценке и тревожности……13-15
Глава 2 «Организация и методика психодиагностического обследования»……………………………………………………………16
2.1 Место проведения обследования и выборка……………………….16
2.2 Методики……………………………………………………………17
2.3 Психодиагностическая процедура обследования…………………18
Глава 3 «Результаты диагностики и их обсуждение»………………..19
3.1 Психодиагностической заключение о характерных особенностях уровней самооценки и тревожности личности в диагностируемой выборке……………………………………………………………………19
3.2 Сравнительный анализ уровней самооценки и тревожности у мужчин и женщин обследуемой выборки………………………………20
3.3 Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи уровней самооценки и тревожности личности, на примере обследуемой выборке……………21
Заключение………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 209.73 Кб (Скачать документ)

      В качестве одной из задач курсовой работы мы определили выявление взаимосвязи  между уровнями самооценки и личностной тревожности. В целом было обследовано 50 человек по уровню самооценки (As=-1,5; Ex=4,1; распределение нормальное) и по уровню личностной тревожности (As=0,09; Ex=0,6; распределение ненормальное), поэтому для изучения взаимосвязи между этими признаками мы использовали непараметрический метод корреляционного анализа Спирмена6.  Таким образом, используя метод корреляционного анализа Спирмена, на выборке студентов II курсов социологического и психологического факультетов нами была обнаружена отрицательная взаимосвязь между уровнями самооценки и личностной тревожности (r=0,453,p=0,01).  Мы объясняем отсутствие взаимосвязи меду признаками недостаточностью выборки. 

 

Заключение. 

      Изучение  самооценки дает возможность узнать о том, как человек оценивает  себя, какими критериями он при этом пользуется и каких социально  нравственных ориентиров придерживается.

     Изучение  уровня личностной тревожности позволяет  узнать насколько тревожность является личностным свойством и является ли стабильным индивидуальным качеством  для данного человека.

     Уровень тревожности может повышаться при  неприятии себя, нелюбви к себе, непонимании себя по каким – то определенным параметрам самооценки, в этом случае можно говорить также  о неустойчивости самооценки. Устойчивость самооценки помогает принять и понять себя, придает уверенности и силы. Тревожность также может быть сильной, когда реальная и идеальная  самооценка имеют большое расхождение. Это происходит в случае завышенных требований к себе, желания достичь  большего, чем способен, или в  случае искаженного представления  о себе (фантастическое Я).

     Определение самооценки и уровня личностной тревожности  и их параметров, для диагностики  личности. Это позволит при проведении консультационной и коррекционной  работы оказывать соответствующую  профессиональную помощь. Коррекционная  работа должна быть направлена на понижение  тревожности. Для этого необходима работа, направленная на выяснение  ее причин. В работе над самооценкой  необходимо уменьшить расхождение  между реальной и идеальной самооценкой, помогая человеку научиться принимать себя и любить, а также больше доверять себе.

     В курсовой работе применялись методика «Измерение уровня самооценки» (Будасси  С.А.) и «Опросник измерения уровня тревожности» (Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л.).  Обследование проводилось у студентов II курсов социологического и психологического факультетов. Выборка 50 человек, из них 36 женщин и 14 мужчин. Одной из задач  являлось сравнение мужчин и женщин  по уровню личностной тревожности. Значимых различий по уровню личностной тревожности у мужчин и женщин найдено не было.

     Полученные  нами данные говорят о необходимости  дальнейшего исследования этих конструктов  и их взаимосвязей, для того, чтобы  вырабатывать приемы снижения уровня личностной тревожности и иметь  правильную самооценку, которая дает человеку нравственное удовлетворение, поддерживает его человеческое достоинство  и является его опорой. Необходимо, чтобы человек лучше знал себя, имел гармоничную личность и больше верил в себя и в свои собственные  силы.

 

Список  литературы 

  1. Ананьев Б.Г. «Человек как предмет познания». – СПб.: Питер, 2001.
  2. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. «Таблицы математической статистики», М., 1983.
  3. Бороздина Л.В. «Что такое самооценка?».  Психологический журнал, 1992.
  4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. «Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний». Вопросы психологии, 1993, №1, с.104-113.
  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006.
  6. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. «Психодиагностика», М.: Академический проект;
  7. «Краткий психологический словарь», под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Ростов 1998.
  8. Мэй Р. «Смысл тревоги», http://psylib.org.ua/books/meyr
  9. Немов Р.С. «психология»: Учеб., для студентов вузов: М., 1996
  10. «Общая психодиагностика», под ред. Бодалева А.А., В.В. Столина. М., 1997
  11. Статистика: курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., под ред. В.Г. Ионина. Новосибирск, 1998.
  12. Тревога и тревожность. / Сост. и общ. Ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001.
  13. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977.
  14. www.koob.ru
  15. http://azps.ru/tests/tests
  16. http://xcreativ.narod.ru/psyinstrument.html
  17. http://slovari.yandex.ru
 
 

 

 
 
 
 

Приложение 3. 

Результаты  дескриптивной статистики по возрасту, уровням  самооценки и тревожности  для групп ПС-202, БПС-213, СЦ-204 

Параметры дескриптивной статистики возраст Уровень самооценки Уровень тревожности
РТ ЛТ
Среднее      18,76 0,36266 39,60417 44,39583
Медиана 19 0,4325 37,5 42,5
Мода 19 0,589 37 47
Стандартное отклонение 0,624663 0,330274 6,46344 9,80824
Дисперсия выборки 0,390204 0,109081 41,77615 96,20168
Эксцесс -0,52856 4,149376 -0,61404 0,61665
Асимметричность 0,214341 -1,55735 0,53226 0,09695
Минимум 18 -0,969 29 17
Максимум 20 0,872 53 67
Счет 50 50 48 48
Уровень надежности(95%) 0,173145 0,091546 1,791543 2,718657
Распределение        
 
 
 

 

      Приложение 2.

     Сводная таблица эмпирических данных по группам  ПС-202, БПС-213, СЦ-204.

     
Ф.И.О. Социо-демографические  данные Уровень самооценки по Будасси  С.А. Уровень тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина
пол возраст профессия   РТ ЛТ
1 Грацинская  Ю. ж 19 студент 0,41 37 59
2 Мухамадеева М. ж 18 студент 0,694 36 37
3 Закирова  В. ж 18 студент 0,604 34 38
4 Лиона ж 18 студент 0,201 32 41
5 Света ж 19 студент 0,793 51 38
6 Лилия ж 20 студент 0,5335 48 47
7 Тронин  А. м 18 студент 0,091 39 52
8 Бельтюков А. м 19 студент 0,265 32 37
9 Белоногов П. м 19 студент 0 47 47
10 ---------------- ж 19 студент 0,19 42 44
11 Кордюков  А. м 18 студент 0,637 40 41
12 Степанова А. ж 18 студент 0,599 35 51
13 Безруких  А. ж 19 студент 0,4105 37 47
14 Калинина  К. ж 18 студент 0,547 36 49
15 Быков А. м 19 студент 0,239 32 30
16 Усольцев  М. м 18 студент 0,248 45 39
17 Пташпюк И. м 18 студент 0,1 48 51
18 Багдасадян  Д. м 18 студент 0,421 42 37
19 Васильева А. ж 19 студент -0,171 36 47
20 Юлия  Ш. ж 19 студент 0,104 45 47
21 Регуш Е ж 19 студент 0,484 51 67
22 Трололо ж 20 студент 0,024 45 55
23 Вербицкая Т. ж 20 студент 0,525 32 36
24 Котова  Д. ж 19 студент -0,061 37 32
25 Краснобаева Ю. ж 18 студент 0,589 37 42
26 Ширинова  Л. ж 19 студент 0,223 40 54
27 Куцык Е. ж 19 студент 0,419 36 39
28 Смирнова  Е. ж 18 студент 0,494 34 28
29 Миськова  Е. ж 18 студент 0,43 53 62
30 Дерьяева  М. ж 19 студент 0,466 37 39
31 Зубова  А. ж 19 студент 0,207 40 40
32 Кустова О. ж 19 студент 0,323 42 59
33 Таракина  Е. ж 18 студент 0,622 38 42
34 Гринченко А. м 20 студент 0,593 42 51
35 Морий Т. ж 18 студент 0,51 32 66
36 Гринченко Ю. ж 19 студент 0,652 44 56
37 Соловьева К. ж 19 студент 0,435 36 36
38 Карпова Ю. ж 19 студент 0,56 31 39
39 Баша  И. ж 20 студент -0,234 53 17
40 Кашарин Ю. м 19 студент -0,969 39 45
41 Качалков  С. м 19 студент 0,471 33 42
42 Григорьев Е. м 19 студент 0,751 29 35
43 Панина  Т. ж 19 студент 0,134 43 51
44 Шустова К. ж 19 студент 0,572 37 41
45 Макушина  А. ж 19 студент 0,624 52 47
46 Кальнаус  Т. ж 18 студент 0,345 36 43
47 Понамарева  А. ж 18 студент -0,251 47 52
48 Мисурагина  И. ж 19 студент 0,872 31 36
49 Никитина  О. ж 19 студент 0,643 46 53
50 Наумец  М. ж 19 студент 0,764 39 46
 
 
 
 
 

Приложение 1

Методика  диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина

     Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

Бланк суждений

 
Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно  верно
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ни что не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в  напряжении 1 2 3 4
4 Я внутренне  скован 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют  возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю  чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбуждён, мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4
 
21 У меня бывает приподнятое  настроение 1 2 3 4
22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4
23 Я легко могу расстроиться 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4
25 Я сильно переживаю  неприятности и долго не могу о  них забыть 1 2 3 4
26 Я чувствую прилив сил, желание работать 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю  из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я всё принимаю близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает  уверенности в себе 1 2 3 4
33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я бываю доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки  отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Бывает, что  я чувствую себя неудачником 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о  своих делах и заботах 1 2 3 4

Ключ  к методике оценки ситуационно и  личностной тревожности

 
Номер суждения
Ситуационная  тревожность (ответы) Номер суждения Личностная

тревожность

(ответы)

1. 4    3      2      1 21. 4     3       2     1
2. 4    3      2      1 22. 1     2       3     4
3. 1    2      3      4 23. 1     2       3     4
4. 1    2      3      4 24. 1     2       3     4
5. 4    3      2      1 25. 1     2       3     4
6. 1    2      3      4 26. 4     3       2     1
7. 1    2      3      4 27. 4     3       2     1
8. 4    3      2      1 28. 1     2       3     4
9. 1    2      3      4 29. 1     2       3     4
10. 4    3      2      1 30. 4     3       2     1
11. 4    3      2      1 31. 1     2       3     4
12. 1    2      3      4 32. 1     2       3     4
13. 1    2      3      4 33. 1     2       3     4
14. 1    2      3      4 34. 1     2       3     4
15. 4    3      2      1 35. 1     2       3     4
16. 4    3      2      1 36. 4     3       2     1
17. 1    2      3      4 37. 1     2       3     4
18. 1    2      3      4 38. 1     2       3     4
19. 4    3      2      1 39. 4      3      2     1
20. 4    3      2      1 40. 1      2      3     4

Информация о работе Диагностика связи самооценки и уровня тревожности