Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:16, курсовая работа
Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому диагностика связи самооценки и уровня личностной тревожности актуально.
Предметом обследования в данной курсовой работе являются самооценка и уровень тревожности.
В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования.
Введение……………………………………………………………….3-4
Глава 1»Самооценка и тревожность как психологический феномен»…………………………………………………………………5
1.1. Понятие самооценки……………………………………………….5
1.2 Понятие тревожности……………………………………………..6-7
1.3 Исторические данные о самооценке и тревожности……………8-11
1.4 Связь самооценки с личностными психологическими свойствами.12
1.5 Современные представления о самооценке и тревожности……13-15
Глава 2 «Организация и методика психодиагностического обследования»……………………………………………………………16
2.1 Место проведения обследования и выборка……………………….16
2.2 Методики……………………………………………………………17
2.3 Психодиагностическая процедура обследования…………………18
Глава 3 «Результаты диагностики и их обсуждение»………………..19
3.1 Психодиагностической заключение о характерных особенностях уровней самооценки и тревожности личности в диагностируемой выборке……………………………………………………………………19
3.2 Сравнительный анализ уровней самооценки и тревожности у мужчин и женщин обследуемой выборки………………………………20
3.3 Обсуждение вопроса о наличии взаимосвязи уровней самооценки и тревожности личности, на примере обследуемой выборке……………21
Заключение………………………………………………
Большинство
из известных методов измерения
тревожности позволяет
Для измерения самооценки использовалась методика С.А. Будасси. Задача данной методики количественное исследование самооценки личности, то есть измерение ее уровня.
1.5
Современные представления
о самооценке и тревожности.
Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», важнейшая характеристика нашего времени, с другой — это психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации.
Согласно
концепции Спилбергера, следует
различать тревогу как
Спилбергер считает что, тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями:
1.
Ситуации, представляющие для человека
определенную угрозу или
2.
Интенсивность переживания
3.
Высокотревожные индивиды
4.
Ситуация тревоги
Мэй
определял тревогу как «
Важным результатом исследований Кеттела и его коллег (1961, 1972) явилось выделение собственно феномена тревожности, в отличие от сходных явлений депрессии, склонности пессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей.
Таким образом, на современном этапе развития психологии, большинство авторов считают, что тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях.
Развитию современного понятия самооценки посвящены работы Липкиной (1968), Сафина (1975), Чесноковой (1977), Столина (1983), Захаровой (1989), Бороздиной (1999), Молчановой (2006) и др.
Необходимо обратить внимание на отсутствие единого определения самооценки как в зарубежной, так и в отечественной психологии, зачастую авторы используют различные термины для обозначения одного и того же феномена: самоуважение, самоотношение, самопринятие, самоуважение, обобщенная самооценка, самоотношение, установка на себя, декларируемая, публичная самооценка и др. Очень часто подразумеваются под одним термином различные психологические образования, но, не предлагаются при этом развернутые определения.
Характер самооценки проявляется не только отношением к другим людям, но и отношением к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими, и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок». В частности, Карл Роджерс пришел к выводу, что «большинство людей, которых он знал, презирают себя, считая, что они ни на что не способны и их нельзя любить». Джон Пауэлл в своих рассуждениях пошел еще дальше: «У всех нас есть комплексы неполноценности, – писал он, – те, у кого, кажется, нет такого комплекса, только притворяются».
Чеснокова
отмечает, что «самооценка – достаточно
сложное образование
Наиболее
впечатляющим следствием активности освоения
темы самооценки в западной культуре
стало ее устойчивое восприятия как
важнейшего психологического ресурса
человека или даже как его достояния,
что неизбежно привело западное
общество к формированию массовой потребности
в достижении высокого уровня самооценки
к движению за самоуважение. Н. Эмлер
(2001) пишет, что люди стали стремиться
к достижению высокой самооценки,
подобно тому, как они стремятся
к благополучию, хорошему физическому
здоровью или свободе мысли.
2.2 Методики
Для исследования уровня самооценки была использована методика Будасси. Эта методика отличается компактностью, быстротой проведения при хорошей надежности, валидности и достоверности. Ее уровень определялся по степени рассогласованности между оценками человеком своего реального “Я” и оценками идеального “Я” и выражался коэффициентом ранговой корреляции показателей для соответствующих групп самооценок: -1,0 ÷ -0,6 – низкий уровень, -0,5 ÷ +0,5 – средний, +0,6 ÷ +1,0 – высокий.
Шкала
тревожности Спилбергера –
Каждая из частей шкалы снабжена собственной
инструкцией, заполнение бланка ответов
несложно, продолжительность обследования
составляет примерно 5-8 мин. Каждое высказывание,
включенное в опросник, оценивается респондентами
по 4-балльной шкале. Вербальная интерпретация
позиций оценочной шкалы в первой и второй
частях опросника различна. Для STAI:X-I: «совершенно
верно» (4 балла), «верно» (3 балла), «пожалуй,
верно» (2 балла), «совершенно неверно»
(1 балл). Для STAI:X-2: «почти никогда» (1 балл),
«иногда» (2 балла), «часто» (3 балла), «почти
всегда» (4 балла).
Получил широкое распространение русскоязычный
вариант STAI, который известен как шкала
реактивной и личностной тревожности
Спилбергера-Ханина (1976, 1978). Ю. Л. Ханин
адаптировал, модифицировал и стандартизировал
методику, а также получил ориентировочные
нормативы по уровневой выраженности
тревожности: от 20 до 34 баллов - низкий
уровень тревожности, от 35 до 44 баллов
- средний уровень тревожности и выше 46
баллов - высокий уровень тревожности.
Опросник широко распространен в прикладных
исследованиях, особенно в области клинической
психодиагностики, и высоко оценивается
за компактность и достоверные диагностические
данные.
2.3 Психодиагностическая процедура обследования
Диагностическое
обследование проводилось Российском
государственном
Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным. Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д.
В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний.
Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения:
«Я испытываю удовольствие»,
«Я очень быстро устаю»,
«Я вполне счастлив» и др.
ТЕСТ
«Нахождение количественного
1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)»
2
этап: «Из выбранных 20 слов выберите
наиболее неприятное для Вас.
Поставьте напротив этого
3
этап: «Из этих же 20 слов выберите
качество, наименее характерное
для Вас. И поставьте напротив
этого качества в колонке «
Глава
3 . Результаты диагностики
и их обсуждение
3.1 Психодиагностической заключение о характерных особенностях уровней самооценки и тревожности личности в диагностируемой выборке.
Одна
из характерных особенностей выборки
– это умеренный уровень
Также был выявлен средний адекватный уровень самооценки (хср=0,36; S=0,33; Мо=0,389; Ме=0,43). Это свидетельствует о наличии значимой положительной связи между Я идеальным, и Я реальным5.
Еще
одной чертой данной выборки является
умеренный уровень реактивной тревожности
(хср=39,6;
S=6,4; Мо=37; Ме=37,5). Реактивная тревожность
характеризуется напряжением, беспокойством,
нервозностью. Значительные отклонения
от уровня умеренной тревожности требуют
особого внимания.
3.2
Сравнительный анализ
уровней самооценки
и тревожности у мужчин
и женщин обследуемой
выборки.
Одной
из задач курсовой работы является
сравнение мужчин и женщин среди
студентов II курсов факультетов социологии
и психологии по уровню личностной
тревожности. В группе студентов мужского
пола обследовано 14 человек (As=-0,04; Ex=-0,9;
распределение ненормальное), в группе
женщин – 36 человек (As=0,08; Ex=0,8; распределение
ненормальное), поэтому для сравнения
уровня личностной тревожности у мужчин
и женщин мы применяли непараметрический
метод критерий Вилкоксона.
3.3
Обсуждение вопроса
о наличии взаимосвязи
уровней самооценки
и тревожности личности
на примере обследуемой
выборке.
Информация о работе Диагностика связи самооценки и уровня тревожности