Дифференциальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:33, контрольная работа

Описание

Задание № 2
Восполните пропущенные в предложениях слова:
«Подавляющее большинство психологических черт, описываемых современной психологией, выделены при помощи факторного анализа – либо этот метод используется как основной метод выделения и группировки черт, либо применяется как завершающая стадия отбора черт, выделенных изначально другими способами (на основе концептуализации или семантического сходства между чертами)».

Содержание

1. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА 4
2. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ СКОРОСТНЫХ СВОЙСТВ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ, ОПИШИТЕ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 7
3. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СТРУКТУРУ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛИТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «УРОВЕНЬ» И «ИЕРАРХИЯ» 10
4. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОНЯТИЕ «ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ» В КОНЦЕПЦИИ B.C. МЕРЛИНА? 12
5. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СТРУКТУРУ ТЕМПЕРАМЕНТА В СООТНОШЕНИИ ОСНОВНЫХ ЕГО КОМПОНЕНТОВ (АКТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ) 13
6. ОПРЕДЕЛИТЕ ПОНЯТИЕ «КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ», ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 15
7. ДАЙТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ К РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ 17
8. КАК ВЗАИМОСВЯЗАНЫ ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР? 20
9. ПОЧЕМУ ХАРАКТЕР РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ЕДИНСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ТИПИЧЕСКОГО? 21
10. ОПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ 22
11. КАК СООТНОСЯТСЯ ИНТЕЛЛЕКТ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ? 24
12. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СПЕЦИФИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК РАЗДЕЛА ПСИХОЛОГИИ? 25
13. ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? 26
14. В ЧЕМ СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ Э.А. ГОЛУБЕВОЙ? 27
15. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ? 28
16. ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ И.П. ПАВЛОВА В ИЗУЧЕНИИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 29
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 31
Задание № 1 31
Задание № 2 31
Задание № 3 31
Задание № 4 32
Задание № 5 32
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

1 Дифференциальная психология.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)

     Лабильность нервной системы – свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения и  прекращения нервных процессов.

     Показателями  лабильности являются КЧСМ (критическая  частота слияния мельканий), а  также ЭЭГ-показатели (латентный  период и длительность депрессии L-ритма  после предъявления раздражителя). Одним из важнейших жизненных проявлений является скорость переработки информации, лабильность эмоциональной сферы. Лабильность положительно влияет на учебную успешность и успешность интеллектуальной деятельности.

     Баланс  или уравновешенность нервных процессов определяется соотношением возбудительного и тормозного процессов по ряду первичных свойств. На поведенческом уровне преобладание возбудительных процессов проявляется в бурной реакции на раздражитель (например, ссора с продавцом, допустившим оплошность), преобладание тормозных - в уходе от конфликтов.

     Современные данные, полученные психофизиологами, психологами и клиницистами, свидетельствуют  о том, что каждое из свойств нервной  системы имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Так, например, положительной стороной слабой нервной системы является ее высокая чувствительность, высокая устойчивость к монотонии, более высокое проявление скоростных качеств. Положительной стороной инертности нервных процессов является установление более прочных условно-рефлекторных связей, лучшая произвольная память, большая глубина проникновения в изучаемый материал, большая терпеливость к испытываемым затруднениям. Таким образом, типологические особенности определяют не столько степепь приспособления человека к среде, сколько различные способы адаптации. Особенно ярко это проявляется в формировании индивидуального стиля деятельности.

 

       3. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ  СТРУКТУРУ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛИТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «УРОВЕНЬ» И «ИЕРАРХИЯ»

 

     Индивидуальность  – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания. В рисунке представлена структура индивидуальности человека (по К.К.Платонову) 

       

     Первым  уровнем является природная основа (психофизиологический уровень), вторым - психологические свойства личности и третьим, самым высоким - социально-психологические свойства. Базовым блоком в структуре личности является индивидуальный опыт личности, в котором реализуются в знаниях, умениях, навыках, привычках и поступках свойства личности. Управляющим блоком в этой системе является самосознание.

     Все выделенные уровни в структуре индивидуальности интегрируются в единое целое  по следующим признакам:

     1. Субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиологические и психологические свойства.

     2. Координационному, при котором взаимодействие  осуществляется на паритетных  началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них (Б. Г. Ананьев).

     Основные  блоки, которые можно выделить в  этой структуре:

     1. Индивидуально-психологические особенности  человека. К ним относятся свойства  и тип нервной системы, темперамент, определяющий динамическую сторону личности, и характер, определяющий устойчивую сторону личности.                    

     2. Общие и специальные способности  человека, имеющие природную основу  в свойствах нервной системы  и задатках.       

     3. Структура интеллекта как целостное многоуровневое образование, складывающееся из определенных элементов познавательной деятельности человека.

     4. Направленность личности, в основе  которой лежит определенная иерархия  потребностей, интересов и убеждений.

     5. Социальные свойства личности, включающие моральные качества и социальную активность.

 

       4. ЧТО ОЗНАЧАЕТ  ПОНЯТИЕ «ИНТЕГРАЛЬНАЯ  ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»  В КОНЦЕПЦИИ B.C. МЕРЛИНА?

 

     «Интегральная индивидуальность» в концепции  В.С. Мерлина рассматривалась, как  взаимосвязь свойств, взимоподчиненных друг другу в зависимости от иерархического уровня, обладающего своими закономерностями. В качестве примера можно привести следующее: интегральное - изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента.

     Каждому иерархическому уровню присущи определенные свойства, которые являются доминирующими на этом уровне. Они образуют взаимосвязи со свойствами других уровней, складываясь таким образом в закономерную систему. Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному чел.

     Структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности Структурные образования личности характеризуются понятием «симптомокамплекса». Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать как два разл. симптомокомплекса или фактора личности. 

 

       5. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ  СТРУКТУРУ ТЕМПЕРАМЕНТА  В СООТНОШЕНИИ ОСНОВНЫХ ЕГО КОМПОНЕНТОВ (АКТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ)

 

     Анализ  внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

     Наиболее  широкое значение в структуре  темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.

     К группе качеств, составляющих первый компонент  темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный, - его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально - речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

     Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

     Основные  компоненты темперамента образуют в  актах человеческого поведения  то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др.

 

       6. ОПРЕДЕЛИТЕ  ПОНЯТИЕ «КОГНИТИВНЫЙ  СТИЛЬ», ПРИВЕДИТЕ  ПРИМЕРЫ КОГНИТИВНЫХ  СТИЛЕЙ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

     Когнитивные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего. В свою очередь, эти индивидуальные различия образуют некоторые типичные формы когнитивного реагирования, относительно которых группы людей являются похожими и отличаются друг от друга. Таким образом, понятие когнитивного стиля используется с тем, чтобы обозначить, с одной стороны, индивидуальные различия в процессах переработки информации и, с другой, типы людей в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы.

     В современной зарубежной и отечественной  литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Например:

  1. Полезависимость/поленезависимость.
  2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности.
  3. Узость/широта категории.
  4. Ригидный/гибкий познавательный контроль.
  5. Толерантность/нетолерантность к нереалистическому опыту.
  6. Фокусирующий/сканирующий контроль.
  7. Сглаживание/заострение.
  8. Импульсивность/рефлективность.
  9. Конкретная/абстрактная концептуализация.
  10. Когнитивная простота/сложность.

     Когнитивный стиль, как и другие стилевые образования личности, выполняет следующие функции:

     1.адаптационную, состоящую в приспособлении индивидуальности к требованиям данной деятельности и социальной среды;

     2.компенсаторную, поскольку его формирование строится  с опорой на сильные стороны индивидуальности и с учетом слабых сторон;

     3.системообразующую, позволяющую, с одной стороны, формироваться стилю на основе многих ранее сложившихся характеристик индивидуальности, с другой стороны, влиять на многие аспекты поведения человека;  

     4.самовыражения,  состоящую в возможности индивидуальности  выразить себя через уникальный способ выполнения деятельности или через манеру поведения.

     Последняя функция связана с мало изученной проблемой влияния когнитивных стилей на вариативность реального поведения человека в сфере общения (например, на его самораскрытие и самопредъявление). Есть все основания ожидать, что дифференцированность объектов (партнеров по общению) на сенсорном  входе приведет к дифференцированности поведенческих реакций на выходе.

     Изучение  когнитивных стилей как детерминант поведения человека представляется нам очень перспективным, поскольку их исследование выводит на фундаментальные проблемы мировосприятия человека.

     Импульсивность-рефлективность определяет скорость принятия решения  и учет разных альтернатив. Импульсивными  принято считать тех, кто принимает решения быстро и с большим количеством ошибок, а рефлективными - тех, кто придерживается  противоположной стратегии. Этот стиль также  является устойчивым  личностным  образованием, проявляющим себя в разных  видах деятельности, определяющим, в первую очередь, ее быстроту и качество.

     Полезависимость-поленезависимость, выявленная Г.Виткиным, отвечает за разграничение между пространством Я и внешним миром и выбор преимущественной ориентации при принятии решений на других людей или на себя. Поленезависимые люди имеют более структурированную систему представлений об окружающем мире, которую они с успехом применяют в предметной деятельности. Но они менее успешны в коммуникативной деятельности, поскольку мало интересуются чужими мнениями и оценками, а также склонны к дистанциированию от других людей. Полезависимые люди нуждаются в посторонней помощи в процессе принятия решений, так как больше полагаются на чужие мнения и оценки. Эти различия прослеживаются от детского возраста до старости и накладывают отпечаток на все виды деятельности.

Информация о работе Дифференциальная психология