Дифференциальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:33, контрольная работа

Описание

Задание № 2
Восполните пропущенные в предложениях слова:
«Подавляющее большинство психологических черт, описываемых современной психологией, выделены при помощи факторного анализа – либо этот метод используется как основной метод выделения и группировки черт, либо применяется как завершающая стадия отбора черт, выделенных изначально другими способами (на основе концептуализации или семантического сходства между чертами)».

Содержание

1. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА 4
2. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ СКОРОСТНЫХ СВОЙСТВ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ, ОПИШИТЕ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 7
3. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СТРУКТУРУ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛИТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «УРОВЕНЬ» И «ИЕРАРХИЯ» 10
4. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОНЯТИЕ «ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ» В КОНЦЕПЦИИ B.C. МЕРЛИНА? 12
5. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СТРУКТУРУ ТЕМПЕРАМЕНТА В СООТНОШЕНИИ ОСНОВНЫХ ЕГО КОМПОНЕНТОВ (АКТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ) 13
6. ОПРЕДЕЛИТЕ ПОНЯТИЕ «КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ», ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 15
7. ДАЙТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ К РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ 17
8. КАК ВЗАИМОСВЯЗАНЫ ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР? 20
9. ПОЧЕМУ ХАРАКТЕР РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ЕДИНСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ТИПИЧЕСКОГО? 21
10. ОПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ 22
11. КАК СООТНОСЯТСЯ ИНТЕЛЛЕКТ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ? 24
12. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СПЕЦИФИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК РАЗДЕЛА ПСИХОЛОГИИ? 25
13. ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? 26
14. В ЧЕМ СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ Э.А. ГОЛУБЕВОЙ? 27
15. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ? 28
16. ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ И.П. ПАВЛОВА В ИЗУЧЕНИИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 29
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 31
Задание № 1 31
Задание № 2 31
Задание № 3 31
Задание № 4 32
Задание № 5 32
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

1 Дифференциальная психология.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)
"justify">      Во  многом сродни предыдущему застревающий характер, обладатели которого упрямы, эгоистичны, нетерпимы к критике, долго помнят несправедливость и обиды, накопление которых создает почву для конфликтов и агрессии против других. Они честолюбивы, стремятся добиваться первенства в любом деле, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Считается, что по отношению к такого рода лицам нужно проявлять терпимость, использовать их положительные качества, предоставлять самостоятельную работу, где им можно проявить себя, но ограждать их от власти.

      Субъекты  с психастеническим характером серьезны, аккуратны, пунктуальны, добросовестны, отличаются рационализмом, глубокими знаниями; добиваясь совершенства, пытаются объять необъятное, бесконечно продолжают свои изыскания, что затрудняет принятие решений. Они нерешительны, постоянно во всем сомневаются, стремятся переложить ответственность на других. Поэтому, несмотря на все способности, им противопоказано занимать руководящие должности. Обладатели конформного характера мягки, быстро теряются в сложной обстановке, легко уступают напору других, подчиняются им и совершают необдуманные поступки. Поэтому они могут успешно действовать, только опираясь на поддержку окружающих. Консервативность, склонность к регламенту, исполнительность, малоконфликтность делают их незаменимыми заместителями, обеспечивающими преемственность руководства, поддержание традиций и стабильности. У тех, кому присущ неустойчивый характер, отсутствуют твердые принципы поведения и развитое чувство долга. Ради удовольствия они готовы пренебречь даже элементарными обязанностями. В то же время они мягки, легко завоевывают симпатии других. Для них целесообразна работа, связанная с общением, частой сменой видов деятельности, но под жестким контролем.

      Лицам с возбудимым характером свойственна  низкая контактность, эгоистичность, жестокость, деспотизм, склонность к конфликтам по незначительным поводам, где они являются активной стороной. Такие люди часто меняют место работы из-за неуживчивости. Для них предпочтителен физический труд.

      У людей с эмотивным характером контактность ниже средней и узкий  круг общения - только с теми, кто понимает их с полуслова. Они исполнительны, сосредоточены на работе, обладают высоким чувством долга, малоконфликтны, чувствительны, все носят в себе. Таким людям рекомендуется работать в социальной сфере, охране труда, медицине.

      Обладатели  интровертированного характера неконтактны, сдержанны, осторожны, рассудительны, принципиальны, упорны в отстаивании взглядов, но в конфликт вступают редко. Для них наиболее подходит научная деятельность, не требующая широкого общения.

      Нужно иметь в виду что один и тот  же характер или его отдельная черта может одних случаях оцениваться положительно, а в других отрицательно, что во многом обусловлено особенностями тех, с кем приходится контактировать.

 

       11. КАК СООТНОСЯТСЯ  ИНТЕЛЛЕКТ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ  СПОСОБНОСТИ?

 

      Специальные способности дают возможность человеку успешно заниматься такими видами деятельности, которые требуют высокого развития сенсорных, моторных и сенсомоторных процессов, направленных на создание художественных, музыкальных, литературных и других произведений

      Все интеллектуальные способности человека «работают» для создания этих качеств  творческого мышления в комплексе. Например, зоркость в поисках, способность  к переносу, гибкость мышления, способность  к сцеплению, лёгкость генерирования  идей не могут образовываться без присутствия у ребёнка высокого уровня воображения, но и восприятие играет свою роль не только в формирования цельности восприятия как неотъемлемого качества творческой личности, но и в создании вышеперечисленных качеств. А без памяти и ощущения никакая информация, получаемая ребёнком, не смогла бы обрабатываться и сохраняться для дальнейшего использования. Таким образом, познавательные особенности ребёнка неразрывно связаны с понятием «творческая личность», и особенности развития интеллекта ребёнка откладывают отпечаток на его творчество - они влияют на развитие, раскрытие в ребёнке тех задатков, которые уже в нём присутствуют от рождения, а имеют огромное влияние на развитие в ребёнке тех качеств, которые помогут в его становлении как создателя нового, необычного, как настоящего человека-творца.

 

       12. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СПЕЦИФИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК РАЗДЕЛА ПСИХОЛОГИИ?

 

      раздел  психологической науки, который  изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах. Дифференциальная психология решает 2 задачи

      выделение индивидуальных различий

      объяснение  их происхождения

      Дифференциальная  психофизиология - это научная дисциплина, находящаяся на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Дифференциальная психология (термин введен немецким психологом В. Штерном в 1900 году) изучает индивидуальные (присущие индивидуальности) и типические (присущие группе людей, объединенных по какому-то характерному для них признаку) различия между людьми. Психофизиология изучает нервные механизмы психической деятельности. Следовательно, дифференциальная психофизиология (термин введен В. Д. Небылицыным в 1963 году) изучает зависимость индивидуальных психологических особенностей человека, проявляемых в поведении, деятельности, общении от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной системы и др.).

 

       13. ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

 

      Индивидуальный  стиль деятельности не сводится к  темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.

      То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные  движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.

      Ядро  индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у  человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:

      1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

      2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

 

       14. В ЧЕМ СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ Э.А. ГОЛУБЕВОЙ?

 

      Примером  первой типологии может быть модель, предложенная Э.А. Голубевой. Она изучает способности и наклонности человека и полагает, что их первоосновой могут быть три особенности: активность, саморегуляция и направленность. Этот пример демонстрирует вариант типологии, подстроенной на структурной и структурно-функциональной модели личности и ее свойств. Типология Э.А. Голубевой построена по типу "организм - личность".

      Э. А. Голубева, детализируя психофизиологические основы общих способностей, связывает  разные типы активности с доминированием полушарий головного мозга. По ее данным «правополушарные» отличаются сильной высокоактивированной и лабильной нервной системой, развитием невербальных познавательных функций, активностью непроизвольной сферы. Такие люди лучше учатся, хорошо решают задачи в условиях дефицита времени, предпочитают интенсивные формы обучения. «Левополушарные» отличаются слабой низкоактивированной инертной нервной системой, они лучше усваивают гуманитарные предметы, лучше планируют свою деятельность, у них лучше развита саморегулирующая произвольная сфера.

 

       15. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ?

 

      Физиологические основы индивидуальности были выявлены в исследованиях И.П.Павлова, который  открыл объективный критерий темперамента: динамику работы нервной системы. И.П. Павлов показал, что темперамент зависит от сочетания трех параметров: скорости переключения нервного импульса, скорости генерализации и дифференциации, силы нервной системы. В дальнейших исследованиях, проводившихся в заложенной И.П. Павловым традиции, была сделана попытка решить проблему соотношения физиологических черт темперамента и психологических особенностей. Основываясь на положении И.П.Павлова о врожденном характере свойств нервной системы, Б.М.Теплов подчеркивает, что свойства нервной системы не могут быть психическими свойствами и таким образом не предопределяют никаких форм поведения, но они составляют некий фундамент, на котором одни формы поведения формируются легче, другие - труднее.

 

       16. ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ И.П. ПАВЛОВА В ИЗУЧЕНИИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

      Учение  И.П.Павлова о влиянии центральной  нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы  – силу, уравновешенность, подвижность  возбудительного и тормозного процессов  – и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности:

      сильный, уравновешенный, подвижный;

      сильный, уравновешенный, инертный;

      сильный, неуравновешенный;

      слабый.

      Первому типу соответствует темперамент  сангвиника, второму – флегматика, третьему – холерика, четвертому –  меланхолика.

      В зависимости от силы нервных процессов  собаки делились на сильных и слабых.

      Слабые  животные составляют один тип. У представителей этого типа слабыми являются оба нервных процесса (особенно слабым нередко оказывается тормозной процесс).

      Такие собаки суетливы, беспрерывно озираются  или, наоборот, постоянно останавливаются, как бы застывают в какой-нибудь позе. Это объясняется тем, что внешние воздействия, даже иногда незначительные, оказывают на них чрезмерное влияние. Продолжительные или сильные раздражители вызывают у них быстрое истощение. Животные слабого типа различаются между собой, разумеется, по другим свойствам (кроме силы нервных процессов), но на фоне общей слабости нервной системы эти различия не имеют существенного значения. Поэтому все животные со слабой нервной системой относились И.П.Павловым к одному типу.

      Деление типов нервной системы на сильный  и слабый не ведет к дальнейшему симметричному подразделению слабого типа, так же как и сильного по остальным двум признакам уравновешенности и подвижности (лабильности), потому что эти различия, дающие существенную дифференциацию в случае сильного типа, при слабом оказываются практически несущественными и не дают реально значимой дифференциации.

      Сильные животные подразделяются на уравновешенных и неуравновешенных. Сильные неуравновешенные составляют отдельный тип. Неуравновешенность у сильных собак встречается  обычно в одной форме: сильный возбудительный процесс и относительно слабое торможение. Так как возбудительный процесс не уравновешивается тормозным, то при очень большой нагрузке (нервной) у этих животных нередко происходит срыв нервной деятельности. Чаще всего это животные боевые, агрессивные, чрезмерно возбуждающиеся. (Безудержные, по выражению И.П.Павлова).

      Сильные уравновешенные, в свою очередь, подразделяются по подвижности на живой и спокойный  типы – в зависимости от того, быстро или медленно происходит смена  нервных процессов. Уже по внешним особенностям поведения представители этих типов резко отличаются друг от друга. Одни легко возбудимы и подвижны, другие, наоборот, трудновозбудимы, медлительны.

      Подчеркивание роли коры головного мозга в учении о типах высшей нервной деятельности и есть то принципиально новое, что впервые разработано и внесено И.П. Павловым в мировую науку по коренному вопросу об индивидуально-психологических различиях людей.

Информация о работе Дифференциальная психология