Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:33, контрольная работа
Задание № 2
Восполните пропущенные в предложениях слова:
«Подавляющее большинство психологических черт, описываемых современной психологией, выделены при помощи факторного анализа – либо этот метод используется как основной метод выделения и группировки черт, либо применяется как завершающая стадия отбора черт, выделенных изначально другими способами (на основе концептуализации или семантического сходства между чертами)».
1. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА 4
2. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ СКОРОСТНЫХ СВОЙСТВ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ, ОПИШИТЕ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 7
3. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СТРУКТУРУ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛИТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «УРОВЕНЬ» И «ИЕРАРХИЯ» 10
4. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОНЯТИЕ «ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ» В КОНЦЕПЦИИ B.C. МЕРЛИНА? 12
5. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СТРУКТУРУ ТЕМПЕРАМЕНТА В СООТНОШЕНИИ ОСНОВНЫХ ЕГО КОМПОНЕНТОВ (АКТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ) 13
6. ОПРЕДЕЛИТЕ ПОНЯТИЕ «КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ», ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 15
7. ДАЙТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ К РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ 17
8. КАК ВЗАИМОСВЯЗАНЫ ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР? 20
9. ПОЧЕМУ ХАРАКТЕР РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ЕДИНСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ТИПИЧЕСКОГО? 21
10. ОПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ 22
11. КАК СООТНОСЯТСЯ ИНТЕЛЛЕКТ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ? 24
12. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СПЕЦИФИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК РАЗДЕЛА ПСИХОЛОГИИ? 25
13. ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? 26
14. В ЧЕМ СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ Э.А. ГОЛУБЕВОЙ? 27
15. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ? 28
16. ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ И.П. ПАВЛОВА В ИЗУЧЕНИИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 29
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 31
Задание № 1 31
Задание № 2 31
Задание № 3 31
Задание № 4 32
Задание № 5 32
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Лица,
имеющие крайнюю степень
В зависимости от выраженности разных сторон эмоциональности выделяются эмоциональные типы людей, относимые к разным типам темперамента (характера). Одна из первых таких попыток была осуществлена в классификации типов темперамента Хейманса - Ле Сенна. Типы выделяются по сочетанию трех основных характеристик: эмоциональности (Э+ и Э-), активности (А+ и А-) и первичности и вторичности (П и В).
Эмоциональность понимается авторами типологии как степень легкости возникновения эмоционального состояния в данной ситуации, а также его интенсивность.
Активность отражает потребность в действии, в осуществлении плана, замысла. Высокоактивные люди не выносят безделья, простоя. Поэтому они всегда находят себе занятие. Другие инертны, долго думают, прежде чем начать что-то делать.
Первичность характеризует другую сторону эмоциональности - быстроту исчезновения эмоции. Многие люди недолго остаются под впечатлением пережитого. Они непрестанно «разряжают» свои эмоции. Таких людей авторы называют «первичными» (скорее, это эмоционально-лабильные). «Вторичные» люди являют собой противоположность «первичным»: их настроение чаще всего бывает ровным. Однако когда чаша их терпения переполняется, сильно гневаются, обижаются и долго остаются под впечатлением пережитого.
Исходя из сочетания этих свойств были выделены восемь типов характеров:
— нервный: Э+, А-, П;
— сентиментальный: Э+, А-, В;
— бурный, очень деятельный: Э+, А+, П;
— страстный: Э+, А+, В;
— сангвиник: Э-, А-, П;
— флегматик: Э-, А-, В;
— аморфный, или беспечный: Э-, А+, П;
— апатичный: Э-, А+, В.
Нервный тип характеризуется сильными и беспорядочными эмоциональными переживаниями, склонен к жестокости и подозрительности. Чувствителен к эмоциогенным ситуациям, но его эмоции быстро исчезают. Постоянно находится в поисках новых впечатлений. Плохо переносит однообразие, которое быстро вызывает у него скуку. Подчиняет истину своим минутным настроениям и желаниям.
Сентиментальный тип тоже обладает высокой эмоциональной возбудимостью, но в отличие от нервного типа глубоко и долго переживает как радость, так и огорчение, помнит о них и постоянно к ним возвращается. Это глубокая, мечтательная и постоянная натура. Требует к себе мягкого и доброжелательного отношения.
Бурный
тип подчас проявляет неистовое
проявление чувств. Жизнерадостен, всегда
пребывает в хорошем
Страстный тип отдается какому-нибудь делу увлеченно, весь без остатка. Удачу переживают спокойно, без проявления аффекта.
Сангвиник мало возбудим, спокоен, оптимистичен.
Флегматик холоден и спокоен.
Аморфный тип безразличен к тому, что делает. Эмоционально невозбудим.
Апатичный тип тоже безразличен к тому, что делает. Всегда находится в ровном настроении, получает удовольствие от одиночества. К другим людям безразличен.
Среди акцентуированных типов личности, выделенных К. Леонгардом (1989), имеются аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный и эмотивный типы.
Аффективно-лабильный тип характеризуется легкой сменой полярных эмоций. На передний план выступает то один, то другой полюс эмоциональных переживаний. Радостные события вызывают у них не только радость, но и высокую вербальную и двигательную активность. Печальные события вызывают подавленность, замедленность реакций и мышления. Они легко заражаются эмоциями других, например, находясь в компании. При этом степень их внешних реакций и глубина переживаний не соответствует значимости события. Они могут проявить бурный восторг по поводу незначительного успеха и впасть в глубокое депрессивное состояние по поводу пустячной неудачи.
Аффективно-
Эмотивный
тип близок к аффективно-
Следствием болезненно глубокого переживания является реактивная депрессия.
По П. В. Симонову, каждый тип темперамента связан с определенной группой эмоций. У холерика, с его чертами преодоления, борьбы, агрессивности, преобладают эмоции гнева и ярости. Для меланхолика с его нерешительностью и тяготением к обороне типичны страх, робость. Сангвиники и флегматики чаще испытывают положительные эмоции. Следует, однако, иметь в виду, что чистые типы темперамента встречаются редко, в основном они смешанные, поэтому проявление той или иной группы эмоций у конкретных людей будет сильно осложняться этим обстоятельством.
Волевые качества можно воспитывать у человека. И.П. Павлов подчеркивал, что человек это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика.
У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.
Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.
У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамического стереотипа, т.е. системы условных рефлексов, образующихся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей.
На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа.
Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характер
Выделяют ряд основных типов характеров, которые в чистом виде свойственны примерно половине людей. У другой половины характер являет смешанным.
Людям с гиперактивным (гипертимным) характером (гипертимия - форма психологического расстройства, характеризующаяся повышенной возбудимостью, веселостью) свойственны чувство нового, предприимчивость, инициативность, энергичность, оптимизм, общительность, словоохотливость. Но они поверхностны, легкомысленны, необязательны, страдают прожектерством, обидчивы, конфликтны, могут заниматься однообразной, кропотливой, требующей усидчивости в работе, поэтому имеют склонность к частой смене профессии. Им в наибольшей степени подходит выполнение организаторских функций.
Во многом противоположны им лица с аутистическим характером (аутизм - крайняя форма ухода в себя). Они пассивны, медлительны, скрытны, малообщительны, с трудом входят в коллективы вызывают непонимание окружающих. В то же время эти люди серьезны, независимо мыслят, обладают глубокими знаниями, стремлением во всем разобраться, малоконфликтны. Им нужна работа, не требующая широкого общения, - экспертная, исследовательская, консультативно в потенциале они могут быть руководителями высшего ранга. Сотрудничать с ними лучше других удается обладателям гиперактивного характера, которые являются противоположностью.
Лиц с лабильно-циклоидным характером отличают значительные перепады активности, работоспособности, настроения, вызываемые как внешними обстоятельства, так и внутренними физиологическими процессами. В период подъема они ведут се как гиперактивные личности, а в период спада - как аутистические. Эти люди час конфликтуют с другими по мелочам (но при этом выступают пассивной стороной) Им противопоказана напряженная ритмичная работа, особенно в нестабильном коллективе. Более предпочтительны занятия, не требующие общения, не связанные с риском и ответственностью (библиотекарь, архивариус, программист).
Лица с демонстративным характером обходительны, легко устанавливают контакты, умеют увлечь других, упорно стремятся к лидерству, успеху. В то же время они эгоистичны, склонны к интригам, авантюрам, манипулированию с окружающими, некритически оценивают себя, провоцируют конфликты. Поскольку их действия могут представлять угрозу стабильности коллектива, таких людей нужно жестко контролировать и держать «на расстоянии», поручив им представительство, занятие рекламой.