Дизартрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:49, доклад

Описание

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалки по дизартрии.doc

— 763.50 Кб (Скачать документ)

 Если  этих приемов недостаточно, то полезно  на кончик языка положить кусочек  стерильной марли или стерильную пробку. Возникающее тактильное ощущение помогает ребенку понять, что что-то мешает свободным движениям языка, т. е.

 ощутить состояние спастичности. После этого логопед шпателем или языковым депрессором производит легкие горизонтальные нажимы.

 Следующим приемом являются легкие плавные  покачивающие движения языка в стороны. Логопед осторожно захватывает  язык кусочком марли и плавно ритмично двигает его в стороны. Постепенно пассивная помощь логопеда уменьшается, и ребенок сам начинает выполнять эти упражнения. Массаж проводит специалист (ЛФК), однако элементы его используются логопедом, родителями под обязательным контролем врача, с соблюдением необходимых гигиенических правил.

 Выработка контроля за положением рта. Отсутствие контроля за положением рта у детей с дизартрией значительно затрудняет развитие произвольных артикуляционных движений. Обычно рот у ребенка приоткрыт, выражено слюнотечение.

 Первый этап работы — упражнения для губ, способствующие их расслаблению и усилению тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта ребенка. Внимание фиксируется на ощущении закрытого рта, ребенок видит это положение в зеркале.

 На  втором этапе закрывание рта производится пассивно-активным путем. Вначале ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении слегка запрокинутой головы. На начальных этапах работы используются эти облегченные приемы. Переход от пассивных движений открывания рта к активным становится возможным через рефлекторное зевание.

 На  третьем этапе тренируют активное открывание и закрывание рта по словесной инструкции: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперед», «Собери губы в трубочку и возврати их в исходную позицию».

 Предлагаются  различные задания по имитации положения  рта, представленного на картинках. Постепенно упражнения несколько усложняются: ребенка просят дуть через расслабленные  губы, производить вибрационные движения.

 Артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезии.

 На  начальных этапах работу проводят с  максимальным подключением других, более сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к проприоцептивным ощущениям. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата.

 Перед работой по развитию подвижности речевой  мускулатуры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дошкольного возраста у ребенка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Ребенка учат по инструкции закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.

 Для развития достаточной силы мышц лица, губ используют специальные упражнения с сопротивлением, применяя стерильные салфетки, трубочки. Ребенок обхватывает трубочку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки взрослого вытянуть ее изо рта.

 Артикуляционная гимнастика языка  начинается с воспитания активного прикосновения  концом языка к  краю нижних зубов. Затем развивают общие, менее дифференцированные движения языка вначале в пассивном плане, затем в пассивно-активном и, наконец, активные движения.

 Стимуляция  мышц корня языка  начинается с их рефлекторных сокращений путем  раздражения корня  языка шпателем. Закрепление осуществляют произвольными покашливаниями.

 Важным  разделом артикуляционной  гимнастики является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация  его кончика, отграничение движений языка и  нижней челюсти. Полезны упражнения по стимуляции движений кончика языка при открытом рте, неподвижной челюсти. Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, длительно, используя общий комплекс и специфические упражнения. Работа облегчается использованием игр, которые подбираются в зависимости от характера и степени тяжести поражения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка. С некоторой адаптацией могут быть использованы игры, опубликованные в литературе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с.детьми со стертой дизартрией 
Конспект № 1 
Тема:  
Развитие звукового анализа; 
Цель: 1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры; 
2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата; 3. Развитие голоса;  4. Развитие слухового внимания;  5. Формирование звукового анализа;  6. Развитие мелкой моторики; 
Оборудование:  
Карточки-сигналы, звуковая горка, флажок, экран (ширма), лист плотной шершавой бумаги. 
Ход занятия  
1. Организационный момент.   2. Нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата. 
Массаж щек 
 Упражнение № 1   Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта; 
Описание: осуществляются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. 
Упражнение № 2   Цель: укрепление и стимуляция мышц лица и мышц мягкого неба; 
Описание: проводится поочередный массаж точек: БАЙ-ХУЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ. 
Массаж скуловой мышцы 
Упражнение № 1 Цель: укрепление скуловой мышцы; 
Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей. 
Упражнение № 2 Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта; 
Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей. 
Упражнение № 3 Цель: укрепление и активизация скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта; 
Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей. 
Массаж губ 
 Упражнение № 1 Цель: укрепление мышц губ; Описание: поглаживание губ от середины к углам. 
 Упражнение № 2 Цель: укрепление мышц губ; Описание: разминание губ от середины к углам. 
Упражнение № 3 Цель: укрепление и активизация мышц губ; 
Описание: пощипывание губ от середины к углам. 
 Упражнение № 4 Цель: стимуляция мышц губ; Описание: обкалывание губ от середины к углам. 
Упражнение № 5 Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз; 
Описание: обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта; 
 Упражнение № 6 Цель: стимуляция мышц губ; Описание: похлопывание губ от середины к углам. 
Массаж языка 
Упражнение № 1 Цель: укрепление и активизация продольных мышц языка; 
Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня к кончику языка. 
 Упражнение № 2 Цель: укрепление продольных и поперечных мышц языка; 
Описание: ритмичное надавливание на язык от корня к кончику. 
 Упражнение № 3 Цель: укрепление мышц языка и увеличение подвижности языка; 
Описание: проводится обкладывание языка от корня к кончику языка и по боковым краям языка. 
Упражнение № 4  
Цель: укрепление и стимуляция поперечных мышц языка; 
Описание: поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от корня к кончику языка. 
Упражнение № 5 Цель: укрепление язычной мускулатуры; 
Описание: разминание языка.

Для подготовки  губ и языка к статико-динамическим движениям можно включать элементы самомассажа губ и языка: всасывание углов рта, поочередное поглаживание губ губами и зубами (по типу упражнения ''Расческа''). Самомассаж  языка проводится с помощью губ и зубов в 4 приема: межгубное поглаживание, межгубное постукивание (или причмокивание), межзубное поглаживание, межзубное постукивание. Во время самомассажа должен осуществляться контроль за выдвижением языка по средней линии.

Упражнения  для развития подвижности  губ: 
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 
2. Улыбка-трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 
3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 
4. Рыбки разговаривают. 
- Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). 
- Сжать большим и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз. 
- Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя». 
5. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 
6. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 
7. Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы. Опускать нижнюю губу, обнажая нижние зубы. 
8. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. 
9. Если губы совсем слабые. 
- Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту. 
- Удерживать губами карадаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат). 
- Удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть. 
Упражнения для губ и щек 
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 
2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом
.

Тонус мимических мышц

Целесообразно сочетать выполнение массажа лицевой  мускулатуры с элементами мимической гимнастики. Так, при массаже лба ребенку предлагают поднять брови (придать лицу выражение удивления) и пальцами рук помогают активизировать мышцы лба для правильного выполнения позы в полном объеме. С целью развития мимических мышц необходимо формировать способности ребенка произвольно выполнять дифференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль. Для этого перед зеркалом детей обучают открывать и закрывать глаза, подмигивать поочередно, надувать щеки с перемещением воздуха из одной половины рта в другую, ''набирать'' воздух под верхнюю губу, под нижнюю и т.д. При этом можно использовать игры ''Обезьянки'', ''Зеркало''. Наиболее дифференцированных  движений мышц лицевой мускулатуры и полного их объема можно достичь при выполнении символических поз (выражений лица ''удивление'', ''радость'', ''грусть'' и т.д.). Большой эмоциональный интерес вызывает у детей при выполнении этих поз использование не только иллюстрированных детских мимических выражений, но и соотнесение предложенных сюжетов со стихотворной формой. Это помогает детям правильно осмыслить данный вид движений, соотнести с определенной ситуацией и запомнить.  

Гимнастика  для губ и щек:  

Надувание обеих  щек одновременно.  

Надувание щек  попеременно.  

Втягивание щек  в ротовую полость.  

 Сомкнутые  губы вытягивают вперед трубочкой,  а затем возвращаются в нормальное  положение.  

 Улыбка: губы  растягиваются в стороны, плотно  прижимаются к деснам, обнажаются  оба ряда зубов.  

Чередование улыбка - трубочка.  

Втягивание губ  в ротовую полость при раскрытых челюстях.  

Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние  зубы.  

Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются нижние зубы.  

Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.  

Имитация полоскания зубов. Нижняя губа под верхними зубами.  

Верхняя губа под  нижними зубами. Чередование двух предыдущих упражнений.  Вибрация губ (фырканье лошади). При выдохе удерживать губами карандаш.  

Гимнастика  для челюстей: Опускание и поднимание нижней челюсти.

Движение нижней челюсти вправо.

Движение нижней челюсти влево.

Попеременное  движение нижней челюсти вправо и  влево.  
 
 
 
 
 
 
 

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ДИЗАРТРИИ  
Логопедические мероприятия при дизартриях строятся с учетом патогенетической общности структуры двигательного и речевого дефекта. В случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах, наиболее характерного для псевдобульбарной дизартрии, занятия начинают с расслабления мышц артикуляционного аппарата. Ребенку придают положения, в которых активность тонических рефлексов минимальна, тонус мышц лица, шеи и языка снижен. 
Приемы расслабления мышц шеи.   Положение па спине, голова несколько свешивается назад. Одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки. После нескольких пассивных движений стимулируют их активное выполнение. 
Положение на спине, голова ребенка слегка свешивается с края стола и лежит на ритмично двигающейся из стороны в сторону дощечке. 
Положение на животе, голова свисает с края стола. Выполняют те же боковые движения. 
Расслабляющий массаж лица   Положение на спине полусогнутое. Легкие поглаживающие движения кончиков пальцев от середины лба к вискам, от бровей к волосистой части головы и от линии лба вокруг глаз, по щекам к мышцам шеи и плеч. Эти движения должны вызывать у ребенка приятные ощущения. Расслабляющий массаж следует строго дозировать, не захватывая сразу все области лица. При гиперчувствительности лицевых и артикуляционных мышц необходима постепенно усиливающаяся тактильная стимуляция. 
Приемы расслабления губных мышц    Положение на спине, ноги слегка согнуты, руки вдоль туловища, голова слегка свешивается назад. Указательные пальцы располагают в точках, находящихся между серединой верхней губы и углами рта, и двигают по направлению к средней линии, так чтобы верхняя губа собиралась в вертикальную складку. То же проделывают с нижней губой, затем с обеими имеете. 
Указательные пальцы располагают в тех же точках и смещают ими вверх верхнюю губу и вниз нижнюю губу, обнажая десны.   Указательные пальцы располагают в углах рта и растягивают губы, как при улыбке. Обратным движением с образованием морщинок губы возвращают в исходное положение. 
Эти упражнения делают при различных положениях рта — закрытом, приоткрытом, полуоткрытом, широко открытом. После некоторого расслабления лицевых и губных Мышц рту пассивно придают нормальное положение. Ребенок смотрит в зеркало, логопед фиксирует его внимание на ощущении закрытого рта. 
Приемы расслабления мышц языка  1. Ребенок открывает рот самостоятельно или с помощью логопеда. Движение нижней челюсти вниз приводит к опусканию спастически приподнятого языка и его расслаблению, поскольку собственные мышцы   языка   тесно   связаны   с мышцами нижней челюсти. Детям старшего возраста подобные упражнения предлагаются в виде аутотренинга: «Ты спокоен, совершенно расслаблен, язык спокойно лежит во рту. Медленно опускай его вниз, когда опускается нижняя челюсть». 
2. На кончик языка кладут кусочек стерильной марли или стерильную пробку. Возникающее тактильное   ощущение   помогает   ребенку понять, что что-то мешает свободно двигать языком, т. е. ощутить состояние спастичности. После этого логопед  шпателем  или  языковым депрессором производит легкие горизонтальные  нажимы,  добиваясь расслабления  языка.  Ребенок постепенно научится чувствовать разницу тонуса мышц языка. 
3. Логопед осторожно захватывает язык стерильной марлевой салфеткой и плавно ритмично двигает его в стороны. Лучше всего движения делать, когда ребенок лежит на животе. Постепенно пассивная помощь  логопеда  уменьшается, и ребенок сам  начинает выполнять эти упражнения. 
Артикуляционная гимнастика  При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильио-пропрноцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезии. На начальных  этапах  занятия   проводят  с максимальным подключением других, более сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), осуществляя принцип компенсации. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных   кинестезии   постепенно исключают их участие. Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, акцентируя внимание ребенка на проприоцептивных ощущениях. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата. Работе над речевыми мышцами предшествуют упражнения для мимических мышц лица. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот, захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного размера, пить через соломинку. Сначала ему помогает логопед, затем ребенок делает это сам по словесной инструкции, на начальных этапах — подражая  изображению  на   картинках. Например:  «Открой рот широко», «Вытяни  губы  вперед»,  «Губы  в спокойном состоянии», «Собери губы морщинками и верни их в исходное   состояние».   Предлагаются задания   по  имитации  положения рта, изображенного на картинках. Постепенно  упражнения  усложняются: ребенка  просят дуть через расслабленные  губы,  вибрировать губами.   Эти   упражнения   можно проводить с  сопротивлением.  Например:   ребенок  охватывает  трубочку  губами   и   старается   удержать, несмотря на попытки логопеда вытянуть ее изо рта. Артикуляционная гимнастика включает воспитание активных движений языка вперед, в стороны, назад, к верхним и нижним зубам, изолированных движений языка и нижней челюсти. Затем тренируют сочетанные  дифференцированные  движения языка и губ, необходимые для формирования   звуков.   Логопедические занятия  вначале проводят пассивно,  затем   пассивно-активно и, наконец, при активном участии ребенка. 
Для развития артикуляционной моторики широко используют игротерапию. Игры подбирают в зависимости от характера и степени нарушения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка (В. И. Селиверстов, 1981).
 
Дыхательная гимнастика 
Начинают с общих дыхательных упражнений, способствующих увеличению объема дыхания и нормализации его ритма. 
1. Ребенка просят сделать вдох, одновременно поднимая руки вверх, отводя их в стороны, назад и выпрямляя   туловище,   выдох — руки опустить, привести к грудной клетке,   наклонить   туловище   вперед. Движения, стимулирующие вдох и выдох, ритмично повторяют. 
2. В положении на спине в ритме дыхания сгибают ноги и надавливают ими на грудную клетку, затем разгибают. Упражнение способствует нормализации движений диафрагмы. 
3. Рот закрыт. Одну ноздрю зажимают,   и   ребенок   дышит   под определенный ритм (счет или стук метронома), потом зажимают вторую ноздрю и повторяют тот же цикл дыхательных движений. 
4. Перед ноздрями ребенка создают «веер воздуха», что усиливает глубину вдоха. 
5. Рот закрыт, при необходимости логопед придерживает сомкнутые губы пальцами. Ребенка просят глубоко вдохнуть и выдыхать длительно через нос. Упражнение тренирует выдох через нос. 
6. Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, когда он даст ему   инструкцию   произносить   отдельные  гласные  звуки  и  слоги. Упражнение тренирует вдох через рот. 
7. Ребенок делает вдох через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1—2 с. Это способствует полос глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху. 
8. Ребенка просят как можно дольше задерживать вдох, добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха. 
В момент выдоха логопед произносит различные гласные звуки, стимулируя ребенка подражать ему, варьируя при этом громкость и тональность голоса. Затем ребенка побуждают к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными, а также других звуков и слогов. Рекомендуется произнесение следующих рядов гласных, согласных звуков и слогов (шепотом и громко): у—ау— уо—уа; о—оу—ао—оа: э—иу—но—на; и—эу—эо—эа; ф—с—ш—х—; аф—аш—ас—; фо—со—шо—; фи—си—сю—; фа—са—ша— и др. 
Важное значение имеют также специальные упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек и т. п. Игры подбирают дифференцированно 'в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания. Основные правила дыхательной гимнастики: не переутомлять ребенка; следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочную позу; концентрировать его внимание на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха; следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо проветренном помещении, ежедневно по 5—10 мин

Развитие голоса 
Голосовые упражнения начинают с общего расслабления, артикуляционного массажа и гимнастики. Особое значение имеет расслабление мышц шеи описанными выше приемами   и  сочетание движений головы с произнесением цепочек гласных звуков «и—э—о—у—а— ы». Важную роль играет активизация движений мягкого неба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного звука «а» во время короткого энергичного выдоха. Упражнения делают перед зеркалом, под счет. 
Нормальное голосообразование возможно в том случае, если ребенок способен открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитировать жевательные движения. Логопед стимулирует поднятие нижней челюсти легким ритмичным постукиванием по подбородку. Затем больной учится опускать нижнюю челюсть, вначале с помощью логопеда, затем самостоятельно. Во время этих упражнений целесообразно использовать привязанный к веревке ярко окрашенный шарик. В момент опускания нижней челюсти ребенок тянет рукой шарик вниз, позже выполняет это упражнение с закрытыми глазами, зрительно представляя себе опускание шарика вниз. В процессе упражнений тренируется произвольный контроль за объемом и темпом движения. 
Ребенку дается инструкция опускать нижнюю челюсть и одновременно произносить различные сочетания звуков, например «кар— кар». 
Для укрепления мышц небной занавески используют упражнения чередования се расслабления и напряжения. Например, ребенка просят попеременно произносить следующие звуки: «м—па—м—па»; «м—бай—м—бай» и т. д. Для стимуляции голосовых реакций полезны совместное с логопедом пение, выразительная декламация, медленное попеременное (то шепотом, то громко) произнесение гласных. Одновременно тренируют увеличение длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносят по две гласных (а—э; о—у; э—и и т. д.), затем по три (а—э—о; о—у—и и т. д.) и, наконец, по четыре   (а—э—о—у  и  др.).  Потом произносят слоги с постепенным удлинением их цепочек, слова с определенными звуками, стихотворения, скороговорки, последние со сменой ударения и убыстрением темпа речи, то шепотом, то громко. Важное значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса, например счет десятками (десять, двадцать, тридцать и т. д.) с постепенным усилением (прямой счет) и ослаблением (обратный счет) голоса, а также произнесение букв в алфавитном порядке, чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса. Различные игры, чтение сказок по ролям, инсценировки помогают развитию высоты и тембра голоса, мелодико-интонационной стороны речи, гибкости и модуляции голоса. 
Развитие артикуляционного праксиса 
Стимулируя артикуляционную моторику, обращают внимание ребенка на возникающие при этом ощущения. Для развития двигательно-кинестетической обратной связи важно ежедневно повторять следующие упражнения: потряхивание верхней и нижней губы, расправление щек (приподнимание их от зубной арки), опускание и поднимание нижней челюсти, прижатие языка к нижним и верхним резцам. Вначале эти движения делают перед зеркалом, затем при закрытых глазах. Логопед проделывает то или иное движение, а ребенок называет его. 
Кроме того, ежедневно тренируют следующие артикуляторно-сенсорные схемы: 
1) двугубная:  верхнюю и нижнюю губы пассивно смыкают, удерживают в этом положении, фиксируют внимание ребенка на сомкнутых губах, затем просят его дуть через губы, раскрывая их; 
2) губно-зубная:   указательным пальцем левой руки логопед приподнимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимает нижнюю губу до уровня верхних резцов и просит ребенка дуть; 
3) язычно-зубная: ребенок помещает язык между зубами и удерживает его; 
4) язычно-альвеолярная: кончик языка  прижимают  и  удерживают против альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт; 
5 язычно-небная: голову несколько закидывают назад, заднюю часть языка приподнимают к твердому небу, ребенка просят производить кашлевые движения, фиксируя внимание на ощущениях контакта языка и неба и его прорыва. 
Для развития артикуляционного праксиса большое значение имеют рано начатая логопедическая работа, расширение и обогащение речевого опыта ребенка, а также преобладание специальных слоговых упражнений над чисто артикуляционными. Подбирают серии слогов, которые требуют последовательной смены различных артикуляционных движений. В эти слоги обязательно вводят губно-язычные, двугубные, губно-зубные, язычно-зубные, двугубные язычно-альвеолярные, язычно-небные и другие комбинации. Для каждого ребенка слоговые упражнения подбирают индивидуально исходя из структуры дефекта и общего дидактического принципа — от простого к сложному. Слоговые упражнения па начальных этапах надо выполнять медленно, фиксируя внимание ребенка на двигательных ощущениях. Примеры некоторых слоговых упражнений: бе—ве; ба—ва; за—да— жа—ра—га—ва, ба—ва; ба—за; ба—да; да—ба; ба—ра; ба—га; жа—ба;   ра—ба;   га—ба   и  др.
 
Работа над звукопроизношением 
Упражнения дифференцируют в зависимости от формы дизартрии, возраста   ребенка,   состояния   его интеллекта, уровня речевого развития. Их сочетают со стимуляцией дифференцированного слухового Восприятия и звукового анализа. Занятия проводят поэтапно, начиная с коррекции тех звуков, артикуляция которых у данного ребенка более сохранна. За вызыванием и постановкой звука обычно следует длительный период их стабилизации и автоматизации во всех контекстах и в различных речевых ситуациях. Работая над звукопроизношением, логопед подбирает для ребенка такие позы, при которых нарушение мышечного тонуса и интенсивность насильственных движений в артикуляционных мышцах минимальны. Наряду с общими подходами к коррекции дизартрии используют дифференцированные приемы стимуляции, наиболее эффективные при той или иной форме. 
При псевдобульбарной дизартрии основное внимание обращают на расслабление общих и речевых мышц, развитие дифференцированных артикуляционных движений, преодоление гиперсаливации, синкинезий и рефлексов орального автоматизма. Для подавления последних логопед нежно прикасается к губам ребенка ваткой, другой рукой препятствуя их рефлекторным движениям. Таким же образом тормозят и оральные синкинезии. Эти упражнения проводят систематически 2—3 раза в день, чередуя их с обучением ребенка глотанию, жеванию, питью из чашки, произвольному дыханию, дутью. 
При мозжечковой дизартрии укрепляющий массаж лицевых и артикуляционных мышц сочетают со специальными логоритмическими упражнениями, речевой игротерапией и пением для развития координации дыхания, фонации и артикуляции. Во время артикуляционной гимнастики тренируют способность воспроизводить и сохранять артикуляционные уклады, а также точность артикуляционных движений. Для усиления ощущения движений многие упражнения проводят с сопротивлением. 
При экстрапирамидной дизартрии артикуляционную гимнастику проводят в положениях, способствующих расслаблению ребенка и торможению непроизвольных движений, особенно в мышцах лица и шеи. Дополнительно можно использовать специальные приспособления для фиксации головы и конечностей. Ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, произвольно закрывать и открывать глаза без общего напряжения и содружественных движений, воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады, а также плавно переходить от одного к другому. В старшем дошкольном и школьном возрасте используют элементы аутогенной тренировки. 
При корковой афферентной апраксической дизартрии основное внимание обращают на развитие кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса, лицевого гнозиса. 
При корковой эфферентной дизартрии артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных артикуляционных движений, особенно перемещение кончика языка вверх. Логопед при помощи шпателя или языкового зонда помогает этому движению. Внимание ребенка сосредотачивают на ощущении положения языка. Одновременно он видит этот уклад в зеркале. Затем учат ребенка опускать язык на дно полости рта в нейтральную позицию и чередовать его опускание и поднимание. При корковой дизартрии в основном стимулируют произношение переднеязычных звуков, начиная с группы твердых переднеязычных — «т», «д», «н», затем ставят более сложные звуки — «р», «л» и аффикативные.

Информация о работе Дизартрия