Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:07, реферат
Из этого понимания природы эгоцентрической речи вытекает воззрение Пиаже на структуру, функцию и судьбу этого вида речи. В эгоцентрической речи ребенок должен приспособляться к мысли взрослого: поэтому его мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии.
3. Феномен эгоцентрической
речи
Л. С. Выготский о
природе эгоцентрической речи:
«При изложении
этой проблемы мы будем исходить из
противопоставления двух теорий эгоцентрической
речи — Пиаже и нашей. Согласно
учению Пиаже, эгоцентрическая речь
ребенка представляет собой прямое
выражение эгоцентризма детской
мысли, который, в свою очередь, является
компромиссом между изначальным
аутизмом детского мышления и постепенной
его социализацией, так сказать
динамическим компромиссом, в котором
по мере развития ребенка убывают
элементы аутизма и нарастают
элементы социализированной мысли,
благодаря чему эгоцентризм в
мышлении как и в речи, постепенно
сходит на нет.
Из этого понимания
природы эгоцентрической речи вытекает
воззрение Пиаже на структуру, функцию
и судьбу этого вида речи. В эгоцентрической
речи ребенок должен приспособляться
к мысли взрослого: поэтому его
мысль остается максимально эгоцентрической,
что находит свое выражение в
непонятности эгоцентрической речи
для другого, в ее сокращенности
и других ее структурных особенностях.
По своей функции эгоцентрическая
речь в этом случае не может быть
ничем иным, как простым аккомпанементом,
сопровождающим основную мелодию детской
деятельности и ничего не меняющим
в самой этой мелодии. Это скорее
сопутствующее явление, чем явление,
имеющее самостоятельное
Таким образом, естественно,
что эта речь, является прямым выражением
степени недостаточности и
Согласно противоположной
теории, эгоцентрическая речь ребенка
представляет собой один из феноменов
перехода от интерпсихических функций
к интрапсихическим. Этот переход
является общим законом для развития
всех высших психических функций, которые
возникают первоначально как
формы деятельности в сотрудничестве
и лишь затем переносятся ребенком
в сферу своих психологических
форм деятельности. Речь для себя возникает
путем дифференциации изначально-социальной
функции речи для других. Не постепенная
социализация, вносимая в ребенка
извне, но постепенная индивидуализация,
возникающая на основе внутренней социальности
ребенка, является главным трактом
детского развития. В зависимости
от этого изменяются и наши воззрения
на вопрос о структуре, функции и
судьбе эгоцентрической речи. Структура
ее, представляется нам, развивается
параллельно обособлению ее функций
и в соответствии с ее функциями.
Иначе говоря, приобретая новое название,
речь, естественно, перестраивается
и в своей структуре сообразно
с новыми функциями.
Функция эгоцентрической
речи представляется нам в свете
наших экспериментов
Эта гипотеза имеет
ряд преимуществ в наших глазах
по сравнению с гипотезой Пиаже.
Она лучше согласуется с
Что же говорят факты
на этот счет? Чья речь является более
непонятной — трехлетки или семилетки?
Самым решающим по своему значению
результатом нашего исследования является
установление того факта, что структурные
особенности эгоцентрической
Что означает в сущности
факт падения коэффициента эгоцентрической
речи! Структурные особенности
Считать падение
коэффициента эгоцентрической речи
до нуля за симптом умирания эгоцентрической
речи совершенно то же самое, что считать
отмиранием счета тот момент, когда
ребенок перестает пользоваться
пальцами при перечислении и со счета
вслух переходит к счету в
уме. В сущности, за этим симптомомотмирания,
негативным, инволюционным симптомом
скрывается совершенно позитивное содержание.
Падение коэффициента эгоцентрической
речи, убывание ее вокализации по сути
дела являются эволюционными симптомами
вперед идущего развития. За ними скрывается
не отмирание, а нарождение новой
формы речи.
На убывание внешних
проявлений эгоцентрической речи следует
смотреть как на проявление развивающейся
абстракции от звуковой стороны речи,
являющейся одним из основных конституирущих
признаков внутренней речи, как на
прогрессирующую дифференциацию эгоцентрической
речи от коммуникативной, как на признак
развивающейся способности
Таким образом, все
известные нам факты из области
развития эгоцентрической речи (в
том числе и факты Пиаже) согласно
говорят об одном и том же: эгоцентрическая
речь развивается в направлении
к внутренней речи, и весь ход
ее развития не может быть понят
иначе, как ход постепенного прогрессивного
нарастания всех основных отличительных
свойств внутренней речи.
Но для того чтобы
наше гипотетическое предположение
могло превратиться в теоретическую
достоверность, должны быть найдены
возможности для критического эксперимента.
Напомним теоретическую ситуацию, которую
призван разрешить этот эксперимент.
Согласно мнению Пиаже, эгоцентрическая
речь возникает из недостаточной
социализации изначально-индивидуальной
речи. Согласно нашему мнению, она возникает
из недостаточной индивидуализации
изначально-социальной речи, из ее недостаточного
обособления и дифференциации, из
ее невыделенное. В первом случае речь
для себя, т. е. внутренняя речь, вносится
извне вместе с социализацией
— так, как белая вода вытесняет
красную. Во втором случае речь для
себя возникает из эгоцентрической,
т. е. развивается изнутри.
Для того чтобы окончательно
решить, какое из этих двух мнений является
справедливым, необходимо экспериментально
выяснить, в каком направлении
будут действовать на эгоцентрическую
речь ребенка двоякого рода изменения
ситуации — в направлении ослабления
социальных моментов ситуации, способствующих
возникновению социальной речи, или
в направлении их усиления. Все
доказательства, которые мы приводили
до сих пор в пользу нашего понимания
эгоцентрической речи и против Пиаже,
как ни велико их значение в наших
глазах, имеют все же косвенное
значение и зависят от общей интерпретации.
Этот же эксперимент мог бы дать
прямой ответ на интересующий нас вопрос.
Если эгоцентрическая речь ребенка проистекает
из эгоцентризма его мышления и недостаточной
его социализации, то всякое ослабление
социальных мотивов в ситуации, всякое
содействие его психологической изоляции
и утрате психологического контакта с
другими людьми, всякое освобождение его
от необходимости пользоваться социализованной
речью необходимо должны привести к резкому
повышению коэффициента эгоцентрической
речи за счет социализованной, потому
что все это должно создать максимально
благоприятные условия для свободного
и полного выявления недостаточности
социализации мысли и речи ребенка. Если
же эгоцентрическая речь проистекает
из недостаточной дифференциации речи
для себя от речи для других, из недостаточной
индивидуализации изначально социальной
речи, из необособленности и невыделенности
речи для себя из речи для других, то все
эти изменения ситуации должны сказаться
в резком падении эгоцентрической речи.
Таков был вопрос,
стоявший перед нашим экспериментом;
отправными точками для его построения
мы избрали моменты, отмеченные самим
Пиаже в эгоцентрической речи,
и следовательно, не представляющие
никаких сомнений в смысле их фактической
принадлежности к кругу изучаемых
нами явлений.
Хотя Пиаже не
придает этим моментам никакого теоретического
значения, описывая их скорее как внешние
признаки эгоцентрической речи, тем
не менее нас с самого начала не
могут не поразить три особенности
этой речи: 1) то, что она представляет
собой коллективный монолог, т. е. проявляется
не иначе, как в детском коллективе
при наличии других детей, занятых
той же деятельностью, а не тогда,
когда ребенок остается сам с
собой; 2) то, что этот коллективный монолог
сопровождается, как отмечает сам
Пиаже, иллюзией понимания; то, что ребенок
верит и полагает, будто его
ни к кому не обращенные эгоцентрические
высказывания понимаются окружающими;
3) наконец, то, что эта речь для
себя имеет характер внешней речи,
совершенно напоминая социализованную
речь, а не произносится шепотом, невнятно,
про себя.
В первой серии наших
экспериментов мы пытались уничтожить
возникающую при
Во второй серии
экспериментов мы ввели в качестве
переменной величины при переходе от
основного к критическому опыту
коллективный монолог ребенка. Снова
первоначально измерялся
Наконец, в третьей
серии наших экспериментов мы
выбрали в качестве переменной величины
при переходе от основного к критическому
опыту вокализацию