Феномен эгоцентрической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:07, реферат

Описание

Из этого понимания природы эгоцентрической речи вытекает воззрение Пиаже на структуру, функцию и судьбу этого вида речи. В эгоцентрической речи ребенок должен приспособляться к мысли взрослого: поэтому его мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии.

Работа состоит из  1 файл

психология реферат.docx

— 50.31 Кб (Скачать документ)

Во всех этих трех сериях мы преследовали одну и ту же цель: мы взяли за основу исследования те три феномена, которые возникают  при всякой почти эгоцентрической  речи ребенка: иллюзию понимания, коллективный монолог и вокализацию. Все эти  три феномена являются общими и для  эгоцентрической речи, и для социальной. Мы экспериментально сравнили ситуации с наличием н с отсутствием  этих феноменов и видели, что исключение этих моментов, сближающих речь для  себя с речью для других, неизбежно  приводит к замиранию эгоцентрической  речи. Отсюда мы вправе сделать вывод, что эгоцентрическая речь ребенка  есть выделившаяся уже в функциональном и структурном отношении особая форма речи, которая, однако, по своему проявлению еще не отделилась окончательно от социальной речи, в кедрах которой  она все время развивалась  и созревала. 

С точки зрения развиваемой  нами гипотезы речь ребенка является в функциональном и структурном  отношении эгоцентрической речью  т.е. особой и самостоятельной формой речи, однако не до конца, так как  она в отношении своей психологической  природы субъективно не осознается еще как внутренняя речь и не выделяется ребенком из речи для других; также  и в объективном отношении  эта речь представляет собой отдифференцированную от социальной речи функцию, но снова  не до конца, так как она может  функционировать только в ситуации, делающей социальную речь возможной. Таким  образом, с субъективной и объективной  стороны эта речь представляет собой  смешанную, переходную форму от речи для других к речи для себя, причем — и в этом заключается основная закономерность в развитии внутренней речи _ речь для себя становится внутренней больше по своей функции и по своей  структуре, т. е. по своей психологической  природе, чем по внешним формам своего проявления.» [Отрывки из II и VII глав монографии Л.С. Выготского "Мышление и речь" (М., 1934)] 
 
 
 
 
 
 

  Реферат: 
 
 

   Эгоцентрическая  речь и мышление. 
 

  Критика феномена  эгоцентрической  

                 

               речи Л.С. Выготским. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Выполнила: Гурьянова А.Ю. 

                                                                                    студентка филологического 

                                                                                    факультета, 204 группы.    
 
 
 

                        

                                             Москва 2005г. 
 

                            П л а н: 
 

1.Введение. Основные  термины. 
 

2.Ж. Пиаже. Теория  детского эгоцентризма. 
 

а) основные этапы  научной деятельности; 
 

б) эгоцентрическая  речь; 
 

в) эгоцентрическое  мышление. 
 

3.Л.С. Выготский.  Критическое исследование теории  Ж. Пиаже. 
 

а) жизнь и научная  деятельность Л.С. Выготского. 
 

б) критика теории детского эгоцентризма Ж. Пиаже. 
 

в) комментарии Ж. Пиаже. 
 

4.Заключение. 
 

5. Список использованной  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                1.Введение. Основные термины.                                                                                                          
 

Эгоцентрическая речь и мышление ребенка очень подробно и часто рассматривались в  психологии. Одним из первых эту  тему рассматривал Жан Пиаже –  швейцарский психолог, проводивший  ряд экспериментов в этой области. Несколько позже концепцию Ж.Пиаже  критиковал Л.С. Выготский, предложивший некоторые изменения в теории эгоцентрической речи и мышления. Для наиболее полного рассмотрения этой темы стоит уточнить основные термины, связанные с ней. 

Очень важно различать  понятия речи и эгоцентрической  речи, а также наиболее точно определить понятие мышление, чтобы легче  оперировать им впоследствии.  

 Речь - это   сложившаяся исторически в ходе  материальной преобразующей деятельности  людей форма общения, опосредованная  языком. В речи представлены внешний,  чувственный, а также внутренний  смысловой аспекты. Из сигналов  и знаков каждый партнер по  общению извлекает их содержание. 

Эгоцентризм – ( от лат. «еgo» ) – термин, обозначающий познавательную позицию личности, характеризующуюся  фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и отсутствием  ориентированности на внешние воздействия  и переживания других людей. 

Речь эгоцентрическая  –  одно из внешних проявлений эгоцентрических  позиций ребенка. Речь, обращенная к  самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Наблюдается  в возрасте трех – пяти лет, к  концу дошкольного возраста практически  исчезает. Проявляется в том, что  дети говорят вслух, как будто  ни к кому не обращаясь, в частности, задает вопросы, не получая на них  ответа и нисколько этим не беспокоясь.  

Мышление –  одно из высших проявлений психического, процесс  познавательной деятельности индивида, анализ, синтез, обобщение условий, требований решаемой задачи и способов ее решения.  

Внутренняя речь - это внутренний беззвучный речевой  процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может  быть средством общения. Внутренняя речь - словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень  сокращена, свернута, почти никогда  не существует в форме полных, развернутых  предложений. Часто целые фразы  сокращаются до одного слова (подлежащего  или сказуемого). Объясняется это  тем, что предмет собственной  мысли человеку вполне ясен и поэтому  не требует от него развернутых словесных  формулировок. К помощи развернутой  внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому  понятную ему самому мысль, часто  объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней  речи, понятной для других. 

Главная задача этой работы заключается в изложении  основных положений теории Ж. Пиаже  и Л.С. Выготского, сопоставлении  их и возможности сделать некоторые  выводы, уточняющие что общего и  противоречивого есть в утверждениях этих двух ученых. 
 

                2. Жан Пиаже. Теория детского  эгоцентризма. 
 

а) Основные этапы  научной деятельности.  

Жан Пиаже (1896-1980) известный  швейцарский психолог, один из наиболее известных ученных XX века, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как  постепенный процесс, проходящий несколько  стадий. 

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о  том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии  экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень  понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Также  он развивал идею о том, что мышление ребенка не может быть выведено только из врожденных психобиологических факторов и из влияний физической среды,  но должно быть понято также и преимущественно  из тех отношений, которые устанавливаются  между ребенком и окружающей его  социальной средой. 

Исследование этапов развития мышления у самого Пиаже  происходило постепенно. В 1919 году он был приглашен в Париж для  работы над шкалами измерения  интеллекта, работал в доме малютки; материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг “Суждение и рассуждение ребенка”, “Мышление и речь ребенка”, где он излагает основы своей концепции когнитивного развития ребенка. Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего, обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация является не пассивным процессом, а активным взаимодействием человека со средой. Эта активность — необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не даётся в готовом виде при рождении, нет её и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия со средой, она является результатом активного взаимодействия с объектом . 

Таким образом, Пиаже  приходит к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребёнок в формировании всё более  адекватной схемы ситуации. Основой  этой схемы как раз и является логическое мышление. 

  В период 20г.г.  Пиаже были сделаны открытия, имевшие огромное значение для  понимания формирования интеллекта  детей. Это прежде всего открытие  таких особенностей детского  мышления, как эгоцентризм, синкретизм (нерасчлененность), трансдукция (переход  от частного к частному, минуя  общее), артифициализм (искусственность), анимизм, нечувствительность к  противоречиям. 

Следующий этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был  связан с исследованием операциональной  стороны мышления. Он приходит к  выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так  как первые мыслительные операции —  внешние, сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь  в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное  свойство этих операций – их обратимость. 

Исследования привели  Пиаже к выводу, что до семи лет  дети находятся на предоперациональной  стадии, т.е. у них начинают формироваться  внутренние мыслительные операции, но они ещё не совершенны, необратимы. Только к семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано  только с конкретными проблемами, формальная логика у них только начинает развиваться. Лишь к подростковому возрасту формируется как конкретное, так и абстрактное логическое мышление. 

Исследование этапов развития у Пиаже происходило  постепенно, приобретя законченную  и широко известную в настоящее  время форму: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. В  каждой стадии Пиаже выделяет два  этапа: появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие её обратимости. Сама периодизация является как бы развитием сложности и  адекватности интеллекта, что заключается  в переходе операций во внутренний план и приобретений ими обратимого характера. 

б) Эгоцентрическая  речь. 

Таковы основные исследования этого ученого, я попытаюсь  более подробно осветить теорию детского эгоцентризма Пиаже. Итак, концепция  детского эгоцентризма занимает как  бы место центрального фокуса, в  котором перекрещиваются и собираются в одной точке нити, идущие от всех пунктов. С помощью этих нитей  Пиаже сводит к единству все многообразие отдельных черт, характеризующих  логику ребенка и превращает их из бессвязного, неупорядоченного, хаотического множества в строго связанный  структурный комплекс явлений, обусловленных  единой причиной. Теперь попытаемся выяснить мысль самого Пиаже,  определить в чем автор видит фактическое  основание своей концепции.   В своей книге «Речь и мышление ребенка» автор пытается разрешить  вопрос: «какие потребности стремится  удовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людей  существует не только для функции  сообщения мысли. С помощью исследований, проведенных на утренних занятиях «Дома  малюток» Института Ж.-Ж. Руссо, Ж. Пиаже  удалось классифицировать детскую  речь по функциональным категориям. В  течении месяца несколько человек  тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тот или иной ребенок. После обработки полученного  материала Пиаже делит разговоры  детей на две большие группы: эгоцентрическую  и социализированную. Произнося  фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают  ли его. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок  говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку  зрения собеседника. Собеседник для  него – первый встречный. Ребенку  важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что еге слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь6 это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает»[1]. Далее Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории: повторение, монолог и «монолог вдвоем». 

Информация о работе Феномен эгоцентрической речи