Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:07, реферат
Из этого понимания природы эгоцентрической речи вытекает воззрение Пиаже на структуру, функцию и судьбу этого вида речи. В эгоцентрической речи ребенок должен приспособляться к мысли взрослого: поэтому его мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии.
Во всех этих трех
сериях мы преследовали одну и ту же
цель: мы взяли за основу исследования
те три феномена, которые возникают
при всякой почти эгоцентрической
речи ребенка: иллюзию понимания, коллективный
монолог и вокализацию. Все эти
три феномена являются общими и для
эгоцентрической речи, и для социальной.
Мы экспериментально сравнили ситуации
с наличием н с отсутствием
этих феноменов и видели, что исключение
этих моментов, сближающих речь для
себя с речью для других, неизбежно
приводит к замиранию эгоцентрической
речи. Отсюда мы вправе сделать вывод,
что эгоцентрическая речь ребенка
есть выделившаяся уже в функциональном
и структурном отношении особая
форма речи, которая, однако, по своему
проявлению еще не отделилась окончательно
от социальной речи, в кедрах которой
она все время развивалась
и созревала.
С точки зрения развиваемой
нами гипотезы речь ребенка является
в функциональном и структурном
отношении эгоцентрической
Реферат:
Эгоцентрическая
речь и мышление.
Критика феномена
эгоцентрической
речи Л.С. Выготским.
П л а н:
1.Введение. Основные
термины.
2.Ж. Пиаже. Теория
детского эгоцентризма.
а) основные этапы
научной деятельности;
б) эгоцентрическая
речь;
в) эгоцентрическое
мышление.
3.Л.С. Выготский.
Критическое исследование
а) жизнь и научная
деятельность Л.С. Выготского.
б) критика теории
детского эгоцентризма Ж. Пиаже.
в) комментарии Ж.
Пиаже.
4.Заключение.
5. Список использованной
литературы.
1.Введение. Основные термины.
Эгоцентрическая речь
и мышление ребенка очень подробно
и часто рассматривались в
психологии. Одним из первых эту
тему рассматривал Жан Пиаже –
швейцарский психолог, проводивший
ряд экспериментов в этой области.
Несколько позже концепцию Ж.
Очень важно различать
понятия речи и эгоцентрической
речи, а также наиболее точно определить
понятие мышление, чтобы легче
оперировать им впоследствии.
Речь - это
сложившаяся исторически в
Эгоцентризм – ( от лат.
«еgo» ) – термин, обозначающий познавательную
позицию личности, характеризующуюся
фиксацией на собственных целях,
стремлениях, переживаниях и отсутствием
ориентированности на внешние воздействия
и переживания других людей.
Речь эгоцентрическая
– одно из внешних проявлений эгоцентрических
позиций ребенка. Речь, обращенная к
самому себе, регулирующая и контролирующая
практическую деятельность ребенка. Наблюдается
в возрасте трех – пяти лет, к
концу дошкольного возраста практически
исчезает. Проявляется в том, что
дети говорят вслух, как будто
ни к кому не обращаясь, в частности,
задает вопросы, не получая на них
ответа и нисколько этим не беспокоясь.
Мышление – одно
из высших проявлений психического, процесс
познавательной деятельности индивида,
анализ, синтез, обобщение условий,
требований решаемой задачи и способов
ее решения.
Внутренняя речь
- это внутренний беззвучный речевой
процесс. Она недоступна восприятию
других людей и, следовательно, не может
быть средством общения. Внутренняя
речь - словесная оболочка мышления.
Внутренняя речь своеобразна. Она очень
сокращена, свернута, почти никогда
не существует в форме полных, развернутых
предложений. Часто целые фразы
сокращаются до одного слова (подлежащего
или сказуемого). Объясняется это
тем, что предмет собственной
мысли человеку вполне ясен и поэтому
не требует от него развернутых словесных
формулировок. К помощи развернутой
внутренней речи прибегают, как правило,
в тех случаях, когда испытывают
затруднения в процессе мышления.
Трудности, которые переживает иногда
человек, пытаясь объяснить другому
понятную ему самому мысль, часто
объясняются трудностью перехода от
сокращенной внутренней речи, понятной
для себя, к развернутой внешней
речи, понятной для других.
Главная задача этой
работы заключается в изложении
основных положений теории Ж. Пиаже
и Л.С. Выготского, сопоставлении
их и возможности сделать
2. Жан Пиаже. Теория детского
эгоцентризма.
а) Основные этапы
научной деятельности.
Жан Пиаже (1896-1980) известный
швейцарский психолог, один из наиболее
известных ученных XX века, чьи работы
составили важный этап в развитии
генетической психологии. Он разрабатывал
когнитивную концепцию развития
ребенка, которое рассматривал как
постепенный процесс, проходящий несколько
стадий.
Свою теорию детского
мышления Пиаже строил на основе логики
и биологии. Он исходил из идеи о
том, что основой психического развития
является развитие интеллекта. В серии
экспериментов он доказывал свою
точку зрения, показывая, как уровень
понимания, интеллект влияют на речь
детей, на их восприятие и память. Также
он развивал идею о том, что мышление
ребенка не может быть выведено только
из врожденных психобиологических факторов
и из влияний физической среды,
но должно быть понято также и преимущественно
из тех отношений, которые устанавливаются
между ребенком и окружающей его
социальной средой.
Исследование этапов
развития мышления у самого Пиаже
происходило постепенно. В 1919 году он
был приглашен в Париж для
работы над шкалами измерения
интеллекта, работал в доме малютки;
материалы, полученные им в этот период,
легли в основу его первых книг
“Суждение и рассуждение
Таким образом, Пиаже
приходит к выводу, что этапы психического
развития - это этапы развития интеллекта,
через которые постепенно проходит
ребёнок в формировании всё более
адекватной схемы ситуации. Основой
этой схемы как раз и является
логическое мышление.
В период 20г.г.
Пиаже были сделаны открытия,
имевшие огромное значение для
понимания формирования
Следующий этап исследований
Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был
связан с исследованием
Исследования привели
Пиаже к выводу, что до семи лет
дети находятся на предоперациональной
стадии, т.е. у них начинают формироваться
внутренние мыслительные операции, но
они ещё не совершенны, необратимы.
Только к семи годам дети начинают
правильно решать предложенные задачи,
но их логическое мышление связано
только с конкретными проблемами,
формальная логика у них только начинает
развиваться. Лишь к подростковому возрасту
формируется как конкретное, так и абстрактное
логическое мышление.
Исследование этапов
развития у Пиаже происходило
постепенно, приобретя законченную
и широко известную в настоящее
время форму: стадия сенсомоторного
интеллекта, стадия конкретных операций
и стадия формальных операций. В
каждой стадии Пиаже выделяет два
этапа: появление необратимой операции
данного уровня, а затем развитие
её обратимости. Сама периодизация является
как бы развитием сложности и
адекватности интеллекта, что заключается
в переходе операций во внутренний
план и приобретений ими обратимого
характера.
б) Эгоцентрическая
речь.
Таковы основные
исследования этого ученого, я попытаюсь
более подробно осветить теорию детского
эгоцентризма Пиаже. Итак, концепция
детского эгоцентризма занимает как
бы место центрального фокуса, в
котором перекрещиваются и