Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:07, реферат
Из этого понимания природы эгоцентрической речи вытекает воззрение Пиаже на структуру, функцию и судьбу этого вида речи. В эгоцентрической речи ребенок должен приспособляться к мысли взрослого: поэтому его мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии.
Во всех этих трех 
сериях мы преследовали одну и ту же 
цель: мы взяли за основу исследования 
те три феномена, которые возникают 
при всякой почти эгоцентрической 
речи ребенка: иллюзию понимания, коллективный 
монолог и вокализацию. Все эти 
три феномена являются общими и для 
эгоцентрической речи, и для социальной. 
Мы экспериментально сравнили ситуации 
с наличием н с отсутствием 
этих феноменов и видели, что исключение 
этих моментов, сближающих речь для 
себя с речью для других, неизбежно 
приводит к замиранию эгоцентрической 
речи. Отсюда мы вправе сделать вывод, 
что эгоцентрическая речь ребенка 
есть выделившаяся уже в функциональном 
и структурном отношении особая 
форма речи, которая, однако, по своему 
проявлению еще не отделилась окончательно 
от социальной речи, в кедрах которой 
она все время развивалась 
и созревала. 
С точки зрения развиваемой 
нами гипотезы речь ребенка является 
в функциональном и структурном 
отношении эгоцентрической 
 
 
 
 
 
 
  Реферат: 
 
 
   Эгоцентрическая 
речь и мышление. 
 
  Критика феномена 
эгоцентрической  
                 
               
речи Л.С. Выготским. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                              
                              
                              
 
 
 
                        
                              
 
                            
П л а н: 
 
1.Введение. Основные 
термины. 
 
2.Ж. Пиаже. Теория 
детского эгоцентризма. 
 
а) основные этапы 
научной деятельности; 
 
б) эгоцентрическая 
речь; 
 
в) эгоцентрическое 
мышление. 
 
3.Л.С. Выготский. 
Критическое исследование 
 
а) жизнь и научная 
деятельность Л.С. Выготского. 
 
б) критика теории 
детского эгоцентризма Ж. Пиаже. 
 
в) комментарии Ж. 
Пиаже. 
 
 4.Заключение. 
 
 5. Список использованной 
литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                
1.Введение. Основные термины.             
 
Эгоцентрическая речь 
и мышление ребенка очень подробно 
и часто рассматривались в 
психологии. Одним из первых эту 
тему рассматривал Жан Пиаже – 
швейцарский психолог, проводивший 
ряд экспериментов в этой области. 
Несколько позже концепцию Ж.
Очень важно различать 
понятия речи и эгоцентрической 
речи, а также наиболее точно определить 
понятие мышление, чтобы легче 
оперировать им впоследствии.  
 Речь - это  
сложившаяся исторически в 
Эгоцентризм – ( от лат. 
«еgo» ) – термин, обозначающий познавательную 
позицию личности, характеризующуюся 
фиксацией на собственных целях, 
стремлениях, переживаниях и отсутствием 
ориентированности на внешние воздействия 
и переживания других людей. 
Речь эгоцентрическая 
–  одно из внешних проявлений эгоцентрических 
позиций ребенка. Речь, обращенная к 
самому себе, регулирующая и контролирующая 
практическую деятельность ребенка. Наблюдается 
в возрасте трех – пяти лет, к 
концу дошкольного возраста практически 
исчезает. Проявляется в том, что 
дети говорят вслух, как будто 
ни к кому не обращаясь, в частности, 
задает вопросы, не получая на них 
ответа и нисколько этим не беспокоясь.  
Мышление –  одно 
из высших проявлений психического, процесс 
познавательной деятельности индивида, 
анализ, синтез, обобщение условий, 
требований решаемой задачи и способов 
ее решения.  
Внутренняя речь 
- это внутренний беззвучный речевой 
процесс. Она недоступна восприятию 
других людей и, следовательно, не может 
быть средством общения. Внутренняя 
речь - словесная оболочка мышления. 
Внутренняя речь своеобразна. Она очень 
сокращена, свернута, почти никогда 
не существует в форме полных, развернутых 
предложений. Часто целые фразы 
сокращаются до одного слова (подлежащего 
или сказуемого). Объясняется это 
тем, что предмет собственной 
мысли человеку вполне ясен и поэтому 
не требует от него развернутых словесных 
формулировок. К помощи развернутой  
внутренней речи прибегают, как правило, 
в тех случаях, когда испытывают 
затруднения в процессе мышления. 
Трудности, которые переживает иногда 
человек, пытаясь объяснить другому 
понятную ему самому мысль, часто 
объясняются трудностью перехода от 
сокращенной внутренней речи, понятной 
для себя, к развернутой внешней 
речи, понятной для других. 
Главная задача этой 
работы заключается в изложении 
основных положений теории Ж. Пиаже 
и Л.С. Выготского, сопоставлении 
их и возможности сделать 
 
                
2. Жан Пиаже. Теория детского 
эгоцентризма. 
 
а) Основные этапы 
научной деятельности.  
Жан Пиаже (1896-1980) известный 
швейцарский психолог, один из наиболее 
известных ученных XX века, чьи работы 
составили важный этап в развитии 
генетической психологии. Он разрабатывал 
когнитивную концепцию развития 
ребенка, которое рассматривал как 
постепенный процесс, проходящий несколько 
стадий. 
Свою теорию детского 
мышления Пиаже строил на основе логики 
и биологии. Он исходил из идеи о 
том, что основой психического развития 
является развитие интеллекта. В серии 
экспериментов он доказывал свою 
точку зрения, показывая, как уровень 
понимания, интеллект влияют на речь 
детей, на их восприятие и память. Также 
он развивал идею о том, что мышление 
ребенка не может быть выведено только 
из врожденных психобиологических факторов 
и из влияний физической среды,  
но должно быть понято также и преимущественно 
из тех отношений, которые устанавливаются 
между ребенком и окружающей его 
социальной средой. 
Исследование этапов 
развития мышления у самого Пиаже 
происходило постепенно. В 1919 году он 
был приглашен в Париж для 
работы над шкалами измерения 
интеллекта, работал в доме малютки; 
материалы, полученные им в этот период, 
легли в основу его первых книг 
“Суждение и рассуждение 
Таким образом, Пиаже 
приходит к выводу, что этапы психического 
развития - это этапы развития интеллекта, 
через которые постепенно проходит 
ребёнок в формировании всё более 
адекватной схемы ситуации. Основой 
этой схемы как раз и является 
логическое мышление. 
  В период 20г.г. 
Пиаже были сделаны открытия, 
имевшие огромное значение для 
понимания формирования 
Следующий этап исследований 
Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был 
связан с исследованием 
Исследования привели 
Пиаже к выводу, что до семи лет 
дети находятся на предоперациональной 
стадии, т.е. у них начинают формироваться 
внутренние мыслительные операции, но 
они ещё не совершенны, необратимы. 
Только к семи годам дети начинают 
правильно решать предложенные задачи, 
но их логическое мышление связано 
только с конкретными проблемами, 
формальная логика у них только начинает 
развиваться. Лишь к подростковому возрасту 
формируется как конкретное, так и абстрактное 
логическое мышление. 
Исследование этапов 
развития у Пиаже происходило 
постепенно, приобретя законченную 
и широко известную в настоящее 
время форму: стадия сенсомоторного 
интеллекта, стадия конкретных операций 
и стадия формальных операций. В 
каждой стадии Пиаже выделяет два 
этапа: появление необратимой операции 
данного уровня, а затем развитие 
её обратимости. Сама периодизация является 
как бы развитием сложности и 
адекватности интеллекта, что заключается 
в переходе операций во внутренний 
план и приобретений ими обратимого 
характера. 
б) Эгоцентрическая 
речь. 
Таковы основные 
исследования этого ученого, я попытаюсь 
более подробно осветить теорию детского 
эгоцентризма Пиаже. Итак, концепция 
детского эгоцентризма занимает как 
бы место центрального фокуса, в 
котором перекрещиваются и