Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:07, реферат
Из этого понимания природы эгоцентрической речи вытекает воззрение Пиаже на структуру, функцию и судьбу этого вида речи. В эгоцентрической речи ребенок должен приспособляться к мысли взрослого: поэтому его мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии.
Однако политическое
давление на советскую психологию все
возрастало. В начале 1930-х идеологические
взгляды сконцентрировались на "педологии".
Выготский в это время пытался
придать педологии статус отдельной
дисциплины, которая должна была служить
образовательным и
В последние 2-3 года
жизни Выготский занялся
б) Критика теории
детского эгоцентризма Ж. Пиаже.
Результаты исследовательской
деятельности Выготского и его
сотрудников нашли отражение
во множестве его публикаций 1928-1931
годах. Наиболее значимое из
достигнутого было сведено в
книги "История развития
Именно такой нетрадиционный
подход Пиаже с одной стороны
позволил его работам сказать
новое слово в области мышления
и речи ребенка, а с другой стороны
обеспечил им небывалое количество
критики. Справедливости ради, стоит
отметить, что эти исследования,
опубликованные в книгах "Речь
и мышление ребенка" (1923) и "Суждение
и рассуждение ребенка" (1924), не
претендовали на роль, которую им отвела
критика. Приведем высказывание самого
Пиаже: "Прежде чем публиковать исследование
в систематической форме, надо обязательно
дать возможно более тщательный и полный
каталог фактов, на которые оно опирается.
Именно это мы попытались сделать выпустив
эти две книги. Обе они и составят первый
труд под названием "Этюды о логике
ребенка". Во втором труде мы попытаемся
дать анализ функций реального и причинности
у ребенка (представления и типы объяснений
их у ребенка). Лишь после этого мы попробуем
дать синтез, который без этого был бы
постоянно стесняем изложением фактов
и все время стремился бы, в свою очередь,
к искажению этих последних"(1, с.6-7).
По мысли Выготского,
Пиаже стремился избежать двойственности,
характерной для современной
психологической мысли, изучающей
детскую логику; хотел замкнуться
в узком кругу фактов, избегая
обобщений. Пиаже действительно
ввел новый клинический метод, позволивший
ему собрать огромное количество
фактов. Но факты привели к проблемам,
проблемы к теории и двойственность
для работ Пиаже все равно
стала неизбежной. Основное направление
критики Выготского заключается
в переработке и обосновании
«теорий и методологической системы,
лежащих в основе тех исследований,
ключ к пониманию и оценке которых
мы ищем»[4].
Пиаже избегает системы
в своем изложении, Выготский
пытается найти «центральное звено
во всей этой цепи фактов, от которого
протягиваются соединительные связи
по всем остальным звеньям, и которое
поддерживает все это построение,
взятое в целом» (С. 25.). По мысли Выготского
для Пиаже это центральное
звено заключается в идее эгоцентризма
детского мышления: «это – основной
нерв всей его системы, это – краеугольный
камень его построения». Выготский
утверждает, что для того чтобы
быть уверенным в точности утверждений
Пиаже, нужно узнать на каком фактическом
материале они покоятся. Так, советский
психолог подвергает утверждение Пиаже
о функциональной бесполезности
эгоцентрической речи ребенка сомнению.
Выготский проводит ряд собственных
клинических исследований, он пишет,
что они: «привели нас к иному
пониманию психологической
1) Коэффициент эгоцентрической
детской речи возрастает почти
двое при ситуации, затрудняющей
деятельность ребенка: «
2) «Эгоцентрическая
речь помимо чисто
3) Основная функция
эгоцентрической речи - переход в
процессе развития речи от
внешней к внутренней. Эгоцентрическая
речь похожа на внутреннюю
речь взрослого. Они имеют и
схожую структуру: сокращенный
ход мысли, образное мышление,
невозможность понимания
4) В школьном возрасте
эгоцентрическая речь не
5) Интеллектуальная
функция эгоцентрической речи
не является прямым отражением
эгоцентризма детской мысли,
Таковы результаты
критики Выготским
1) С точки зрения
филогенетического и
2)Сама постановка
вопроса относительно двух
Выготский показал,
что помимо функций указанных
у Пиаже, эгоцентрическая речь
очень легко становится
Социальная
речь → Эгоцентрическая речь
→ Внутренняя речь
На первый взгляд
может показаться что, эта схема
имеет некоторые родственные
черты со схемой, приведенной Пиаже.
Однако это не так. Основной вопрос
формулируется следующим
Все это позволяет
Выготскому признать неправильным основное
направление развития детского мышления,
представленное в теории Пиаже. Сам
Выготский так охарактеризовал
результаты своей работы: "Действительное
движение процесса развития детского
мышления совершается не от индивидуального
к социализированному, а от социального
к индивидуальному - таков основной
итог как теоретического, так и
экспериментального исследования интересующей
нас проблемы", (С.57).
в)Комментарии Ж.
Пиаже.
Много позже после
того, как Выготский провел свое
критическое исследование и обобщил
его результаты в своей статье
«Проблема речи и мышления ребенка
в учении Ж. Пиаже», автор теории
детского эгоцентризма ознакомился
с опровержением советского психолога
и написал на них своеобразный
«ответ» - «Комментарии к критическим
замечаниям Л. Выготского». Вот что
пишет Пиаже: «По главным вопросам
я сейчас более согласен с Выготским,
чем был в 1934 году, в то время
как по другим вопросам у меня есть
лучшие аргументы»[5]. Автор сожалеет,
что не может высказать свои мысли
лично (Выготский уже умер к тому
времени). Первым делом Пиаже уточняет
понятие эгоцентризма. В своей
книге автор говорит о
Следующее уточнение
Пиаже касается вопросов измерения
коэффициента эгоцентрической речи
детей. Подсчитанный ранее коэффициент
эгоцентрической речи составлял
от 44% до 47% для детей в возрасте
5-7 лет и от 54% до 60% для возраста
3-5 лет. Автор пишет, что дальнейшие
исследования в этой области показали,
что существуют очень большие
вариации коэффициента в зависимости
от ситуации и окружения. Исходя из
этих новых данных, Пиаже утверждает,
что «коэффициент измерения эгоцентрической
речи не является действительной мерой
интеллектуального эгоцентризма или
даже вербального эгоцентризма».