Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:07, реферат
Из этого понимания природы эгоцентрической речи вытекает воззрение Пиаже на структуру, функцию и судьбу этого вида речи. В эгоцентрической речи ребенок должен приспособляться к мысли взрослого: поэтому его мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии.
1) Повторение (эхолалия).
Речь и идет лишь о повторении
слов и слогов. Ребенок повторяет
их ради удовольствия говорить,
не думая ни о том, чтобы
обратиться к кому-нибудь, ни даже
о том, чтобы произносить
2) Монолог. Ребенок
говорит сам с собой, как
если бы он громко думал.
Он ни к кому не обращается.
« Слово для ребенка ближе
к действию, чем для нас». Пиаже
выделяет два важных следствия
из этого утверждения, важных
для понимания монологов
Как правило, цель монолога
– сопровождение какого – либо
действия или замена желаемого действия
его проговариванием. В своей
книге Пиаже приводит такой пример
детского монолога: (Ребенок, глядя
в аквариум) «ах, как она (саламандра)
удивляется этому великану (рыбе) и
восклицает: « Саламандра, надо есть
рыб!».
3) Монолог вдвоем
или коллективный монолог.
Пиаже выделяет отношение
эгоцентрической речи к общей
сумме свободных высказываний ребенка[2]
по итогам многочисленных исследований
ученый приходит к выводу, что эгоцентрическая
речь достигает 50 ‰ всей их спонтанной
речи. Позже, многие исследователи проводили
подобные подсчеты и опровергали
это утверждение Пиаже.
Как мы видим, выделенные
Ж. Пиаже типы эгоцентрической речи
ребенка, используются детьми в зависимости
от ситуации и их потребностей. По мысли
автора речь для ребенка 2-6,7 лет является
не столько средством общения, как
для взрослых людей, сколько вспомогательным,
подражательным действием. В представлении
психолога, ребенок дошкольного
возраста представляет собой нечто
замкнутое и обращенное на себя.
Подобный тип поведения обусловлен
особенностями мышления маленького
ребенка. О детском мышлении в
представлении ученого речь пойдет
в следующем пункте этой главы.
в) Эгоцентрическое
мышление.
Как и большинство
исследователей проблемы детского мышления,
Пиаже отмечает безусловные различия
между мышлением взрослого и
ребенка. У взрослого человека социализированная,
способная к интимности мысль. Он
даже во время своей личной, интимной
работы думает социально, испытывает потребность
в контроле и доказательстве, которая
порождает внутреннюю речь, непрерывно
обращенную к противоречащим лицам. Ребенок
мыслит эгоцентрически, мысли его не склонны
к интимности. Говорит ребенок бесконечно
больше, чем взрослый, так как не знает
интимности своего «я». Его мысли высказываются
открыто, но не потому, что он хочет быть
услышанным, а лишь оттого, что он не осознает
себя в обществе. Пиаже пишет, что «… взрослый
думает социально, даже когда он один,
а ребенок младше семи лет мыслит и говорит
эгоцентрически, даже когда он в обществе»
(С.40).
Обращаясь к материалам
предыдущих исследователей проблемы детского
мышления, Пиаже отмечает, что психоаналитики
различают два основных типа мысли:
разумное и аутистическое мышление.
1) Разумное мышление
(направленное), то есть такое,
которое преследует цели, которые
ясно представляются уму того,
кто думает, стремится воздействовать
на действительность. Такие мысли
человек способен выразить
2) Аутистическое
мышление – подсознательно, цели
такого мышления не
Эти формы мышления
имеют разное происхождение, разумное
м. социально и выполняет функцию
обработки и передачи получаемой
информации; аутистическое м. индивидуально
и несообщаема. По мысли Ж. Пиаже
помимо этих двух форм должна быть и
третья, являющаяся промежуточным звеном.
Автор выделяет тип эгоцентрического
мышления, т.е. такого, которое старается
приспособиться к действительности,
не будучи сообщаемым и находится
в промежутке между разумным и
аутистическим этапами.
Эгоцентрическая мысль
является промежуточным звеном между
аутентической и
Эгоцентрическое
мышление и понимание как
Эгоцентрическая логика:
1)Интуитивна, более
синкретична, чем дедуктивна, ее
рассуждения явно не выражены.
Суждение перескакивает с
2)Мало останавливается
на доказательствах, не
3)Имеет личные
схемы аналогии на основе
4)Большую роль
играют зрительные схемы.
5)Личные суждения
и оценки имеют большее
Коллективная логика:
1)Пытается уяснить
связь между предложениями,
2)Более настаивает
на доказательстве. Четко организует
изложение мысли для большей
убедительности.
3)Схемы по аналогии
устраняет, заменяя их
4)Устраняет зрительные
схемы.
5)Стремится к суждениям,
выражающим коллективную
Для ребенка наиболее
характерен эгоцентрический тип
логики. Эта особенность сказывается,
например, тогда, когда ребенок пытается
объяснить что-либо своему сверстнику.
Пиаже отмечает эгоцентрический
характер детского стиля, ребенок говорит
сам для себя, думая, что объясняет
хорошо, тогда как дети редко правильно
понимают друг друга.
Таковы основные
тезисы, высказанные Пиаже относительно
особенностей детской речи и мышления.
Трудно переоценить значение работ
этого ученого, его исследования
это целая эпоха в развитии
учения о речи и мышлении ребенка.
Значение работы Пиаже замечательно
выразил Э. Клеопард во вступительной
статье к французскому изданию книги
психолога: «В то время как из проблемы
детского мышления сделали проблему
количественного порядка, Пиаже
поставил ее как проблему качественную.
В то время как в прогрессе
детского ума раньше видели результат
известного числа сложений и вычитаний
(обогащение новыми данными опыта
и исключение некоторых ошибок, объяснение
чего наука считала своей задачей),
нам теперь показывают, что этот
прогресс зависит прежде всего от
того , что ум ребенка понемногу
меняет самый свой характер».
Можно сказать, что
именно это исследование Ж.Пиаже
при всей своей спорности проложило
дорогу для дальнейшего изучения
детской психологии. Более того,
все дальнейшие теории в большей
или меньшей степени
3.Критическое исследование Л.
а) Жизнь и научная
деятельность Л.С. Выготского.
Лев Семенович Выготский
(1896-1934г.г.) вырос в Гомеле, на границе
Белоруссии, России и Украины. Его
образ жизни и образование
были обычными для зажиточной еврейской
семьи того времени, и лишь в силу
везения (еврейская квота стала
отбираться путем лотереи) и собственных
способностей ему удалось поступить
в Московский университет. С увлечением
изучая то медицину, то юриспруденцию,
Выготский читал Джеймса и
Фрейда, русскую и европейскую
литературу. По окончании университета
он вернулся в Гомель и преподавал
в нескольких институтах, играя важную
роль в литературной и культурной
жизни провинциального города. Он
организовал психологическую
Несмотря на то, что
ему с женой и дочерью какое-то
время пришлось жить в институтской
библиотеке, переезд в Москву дал
Выготскому возможность сотрудничать
с Лурией, который занимался тогда психоанализом,
и другими известными учеными. Выготский
включился в целый ряд исследований, в
том числе увлекся "дефектологией",
благодаря этому интересу ему удалось
единственный раз съездить за границу
в 1925 (Берлин, Амстердам, Париж и Лондон).
В том же году к защите была принята его
докторская диссертация "Психология
искусства".
Выготский в широком
объеме занимался педагогикой, консультационной
и исследовательской
В 1928-32 Выготский
вместе с коллегами Лурией и Леонтьевым
участвовал в экспериментальных
исследованиях в Академии коммунистического
образования. Выготский возглавлял
психологическую лабораторию, а
Лурия — весь факультет. В 1930 в
Харькове была основана Украинская психоневрологическая
академия, куда были приглашены Леонтьев
и Лурия. Выготский часто навещал
их, но Москвы не покинул, так как
в это время начали налаживаться
его отношения с Ленинградским
университетом. Однако, в 1931г. у Выготского
были очень близкие отношения
с Лурией, и он всячески его поддерживал
в осуществлении его самого амбициозного
проекта — проверке их совместной гипотезы
относительно крестьян Узбекистана и
Центральной Азии, недавно подвергшихся
коллективизации (1931-2). Выготский энергично
поддерживал Лурию, который рассматривал
узбеков как идеальный пример для доказательства
того, что люди разных культур обладают
различными формами высших мыслительных
процессов.