Фрейдистская концепция сновидений и современная наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание

В конце 19-го-начале 20-го века проблема сновидения вновь становиться предметом культурных, научных и философских исследований. В тоже время сновидения будучи фактом повседневной жизни, в большей степени остаётся непонятным. Одним из основоположников исследования сновидений был З.Фрейд. Исследование снов стало для Фрейда главной частью самоанализа, великим путем, открывшим доступ к бессознательному.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ.

с.2

II. ЧАСТЬ №1”БЕССМЫСЛЕННЫЕ СНОВИДЕНИЯ”

1. Положение З.Фрейда о сновидениях. с.4

2. Работа сновидения сновидений. с.7

3. Техника и методы толкования сновидений. с.12

4. Образы и символы сновидений. с.13

5. Цензура сновидений. с.18

6. Исполнение желаний. с.19

7. Архаизм и инфантилизм сновидений. с.21

8. Детские сновидения. с.23

9. Источники сновидений. с.24

10. Пси-система сновидений.

с.25

11. Сны и телепатия.

с.26

12. Царский путь.

с.27

ЧАСТЬ №2 СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

1. Теории сновидений.

с.31

2. Современный метод толкования сновидений. с.31

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

с.33

IV. ЛИТЕРАТУРА.

с.35

Работа состоит из  1 файл

Фрейдистская.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

Весь комплекс образов сновидений жизни противостоит процессу интерпретации и обеспечивает одновременно неповторимость ткани сновидения каждого индивидуума. Здесь проявляется и значительный идеологический, то есть этический, политический, метафизический эффект гипотезы о средоточии: каковы бы ни были знания о психической действительности, о субъекте вплоть до его самых интимных проявлений в сновидениях, всегда что-то остается скрытым, непознаваемым ядром.

     2.Работа сновидения.

В области, намеченной положениями Фрейда о сновидении, происходят различные действия, составляю то, что он называет "работой сновидения", причем термин "работа" здесь нужно понимать, в созидательном смысле. Фрейд демонстрирует также серию методов, без которых отныне невозможно обойтись при любом подходе к реалиям сновидения, а также не менее эффективных в других областях исследований. В этом списке положений, составляющих силу и определяющих плодотворность фрейдовской концепции сновидения, следует отме: конденсацию, смещение, обращение или превраще в свою противоположность, процесс формирования образов, выражение через картины, перенос логических отношений, символику, вторичную выработку и т.д. главные из этих положений требуют значительных уточнений. "Смещение и  конденсация, — утверждает Фрейд, — являются двумя важнейшими операциями, которым мы обязаны главным образом формой наших сновидений", и далее уточняет: "Конденсация и смещение — два главных фактора, превращающих материал скрытых мыслей сновидения в его явное содержание". [13]   Действие по интерпретации требует самого тщательного учета двух "главных" процессов, группировки, слияния многих определений, характеристик или особых черт в один образ сновидения, будь то объект, персонаж или ситуация. Операция настолько частая, типичная и широко встречающаяся, что можно сказать, что ее участие в формировании образов сновидения и особенно его –персонажей весьма существенно. Один из первых и неизбежных этапов исследования сновидения заключается в систематическом и наиболее полном разложении образов сновидения, чтобы постарать различить действительные ряды фигур или объектов, над которыми конденсация произвела свое могучее и властное завладевающее действие. Конденсация осуществляет с персонажами сновидения самые неожиданные, чрезвычайно показательные дейст, и ни одна сторона действительности не ускользает от ее вмешательства. Пространства и объекты легко подчиняются ей. Знакомая улица, появившаяся в сновидении, может соединить в себе другие места и пространства, близкие и далекие, встречающиеся недавно или давно. Но совершенно очевидно, что предпочтитель материал для конденсации составляют слова и имена.

Конденсация  происходит благодаря тому, что:

1) определенные скрытые элементы вообще опускаются;

2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения;

3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое.

Из своих сновидений можно без труда вспомнить о сгущении различных лиц в одно. Так же смешиваются местности, предметы. Благодаря этому возникает, как правило, неясная, расплывчатая картина, подобно той, что получается при печати нескольких снимков на одной фотопластинке. Работа сновидения стремится сгустить две различные мысли таким образом, чтобы найти многозначное слово, в котором обе мысли могут соединиться. При этом между скрытыми и явными элементами не сохраняется простого соответствия Конгломерат черт, слогов, фактов, разрозненных частей, соединенных в образе сновидения в результате конденсации, тем труднее распутать и расшифровать, что различные его составляющие претерпели одновременно деформирующее воздействие процесса, называемого сме. Он нарушает, порой снизу доверху, связь, существующую между элементом сновидения и его специфическим значением: главные, определяющие эле трактуются во сне как нечто незначительное, полностью обесцениваются, в то время как элементы мелкие, второстепенные, незначащие обретают неожидан вес, являются объектом впечатляющей переоценки.В своей небольшой работе "Сновидение и его интерпре" Фрейд так описывает этот процесс: "Во время работы, производимой сновидением, психи сила идей и представлений, служащих его предметом, переносится на другие, а именно на те, подчеркивания которых мы совершенно не ожидаем. Этот перенос психических акцентов приводит к  затуманиванию смыла сновидения и делает неузнавае­мым связи между сном явным и сном скрытым".[14]

Еще более резкую формулировку Фрейд использует в "Толковании сновидений": "Между материалом сновидения и самим сновидением происходит полная "переоценка всех психических ценностей” [15] Фрейд высказал мысль о существовании "психической силы", функцией которой является лишение "элементов высокой психической ценности их значимости", а с другой стороны — придание "через сверхоценку... куда большего значения элементов минимальной важности, так что последние получают возможность проникнуть в сновиде". Полностью запутывая распределение психических значимостей, сея смуту во взаимоотношениях ценностей, смещение играет определяющую роль в деформировании сновидения и через это оказывается тесно связанным с работой "цензуры по внутренней психической защите". Деформация сновидения и смещение его образов достигают предела, когда обращенной оказывается сама структура сна. Под смещением  подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит меньше, чем скрытые мысли, т.е. является сокращенным переводом последних. Обратного - чтобы явное было больше скрытого по объему и содержанию не бывает никогда.

Смещение проявляется двояким образом:

1) какой-то скрытый элемент замещается не собственной составной частью, а

чем-то отдаленным, т.е. намеком;

2) психический акцент смещается с какого-то важного элемента на другой, не

важный, так что в сновидении возникает иной центр и оно кажется странным.

Искажение - это продукт работы сновидения. Проявления искажения настолько схожи

с тем, что делают цензоры, изымая ли искажая первоначальный текст, что

представляется удобным по аналогии говорить о цензуре сновидения

. При этом, помимо явных пропусков и ослабления, замены намеком, цензура

сновидения пользуется смещением акцента, перегруппировке элементов, благодаря

чему явное сновидение становится настолько непохожим на скрытые мысли, что мы и

не подозреваем о наличии последних.

Следующей частью работы является "трансформацией  в  свою  противоположность".

Сон начинает изображать, целиком или в какой-то своей части, с точностью

противоположное тому, что он должен изображать: "Роль обращения особенно

интерес, — уточняет Фрейд, — когда оно служит цензуре. Оно придает

изображению такую степень деформированности, что на первый взгляд сон кажется

совершенно недоступным пониманию. Вот почему, если сновидение упорно не

поддается интерпретации, нужно постараться перевернуть некоторые части его

явного содержания; нередко в этом случае все проясняется. Здесь Фрейд подходит

к проблеме перестановки в сновидении логических связей:  оно их отменяет,

игнорирует, удовлетворяясь расположением событий одного за другим и их

наложением одного на другое; "оно представляет, — пишет Фрейд, — логические

связи как одновремен". Причинные связи, структурирующие и формирую­щи

сознательную речь, могут быть представлены путем разделения сновидения на две

неравные части: сон-про, за которым следует главный сон, и наоборот; или

через трансформацию одного образа в другой, как это происходит в комиксах. Лишь

после интерпретации я смог заменить последовательность альтернативой в этих

образах сновидения" [16]

Важной чертой сновидения является его неспособность выражать категории

противопоставления и противоречия: оно  их  не выражает, кажется, что оно не

знает понятия "нет". Ему удается прекрасно объединять противоположности и

представлять их в одном объекте. Сновидение часто представляет какой-то

элемент через противоположное желание, так что невозможно понять, позитивное

или негативное содержание соответствует этому элементу в системе образов сна.

Принцип регрессии глубоко пронизывает фрейдовскую концепцию сновидения, имеет

большое значение в  ориентации его исследова сновидений и порой рискует

скрыть за собой то действительное, настоящее, что настоятельно присутст­вуе

в сновидении. Следует видеть также, что настоящее в сновидении обнаруживается

лишь среди прошлого, выступает из предчувствий, давних событий, из

минув, которое воздействует на сновидение и само подвергается его

воздействию в бесконечной игре, соперничестве  процессов  регрессии и

актуализации. Таким образом, фрейдовская регрессия действует скорее не как

отрицательный вектор эволюции, не как обратное движение, чему соответствует

общепринятое понимание прилагательного  "регрессивный",  но  как движение,

вскрывающее все новые грани реальности в сновидении, которое скорее можно

охарактеризовать термином "ремобилизующее".

Ход фрейдовской мысли разъясняет нам значение понятия регрессии в крупной

последней главе "Толкова сновидений", названной "Психология сновидения".

"Можно выделить три вида регрессии:

а) регрессия топическая;

б) регрессия временная, когда речь идет о восстановлении прошлых психических

образований;

в) регрессия фор, когда примитивные образы и способы выраже заменяют

обычные. Эти три вида регрессии в основе своей едины и в большинстве случаев

сливаются, поскольку то, что является более древним по времени, обычно более

примитивно с точки зрения формы и расположено в топике психики наиболее близко

к порогу восприятия".[17]

Топическая регрессия определяет статус сновидения в общей  концепции

психического аппарата,  детально изложенной Фрейдом: поскольку пути к

движению и действию закрыты, сновидение устремляется в противопо­ложну

сторону, к полюсу восприятия, царству образов, галлюцинации. Здесь оно

наполняется детскими опытами, "психическими формированиями прошлого",

"могущест мыслей", обнаруживается его связь с древними "примитивными

состояниями", языком рисунков и пиктограмм. Изложение   Фрейда, осно­ванно

на  довольно  спорной системе  упрощений, противопоставлений и сопоставлений

(восприятие — движение, чувствительность — первенство, прошлое время —

примитивная форма и т.д.), он в процессе исследования использует "полезный"

термин  "регрессия", открывая широчайшие антропологические перспективы :

"В целом сновидение является регрессией к самому давнему прошлому видящего сон,

как бы возрождением его детства, мотиваций и влечений, доминировавших в то

время, способов выражения, которыми оно располага. За этим индивидуальным

детством мы видим филогенетическое детство, развитие человеческого рода,

кратким и подверженным влиянию непредвиденных условий жизни, повторением

которого является развитие индивидуума. .Мы можем надеяться через анализ

сновидений познать архаическое наследие человека, раскрыть его врожденные

психические черты. Видимо, сновидения и неврозы сохранили для нас предысторию

разума в большей степени,  чем мы можем предположить, так что психоанализ по

праву должен занять подобающее ему высокое место среди наук, пытающихся

воссоздать наиболее древние и туманные периоды происхождения человечества".

[18]

Следующий  результат работы сновидения состоит в превращении мыслей в

зрительные образы. Зрительные образы - не единственная, но основная

форма, в которую превращаются мысли. Кое-что сохраняет свою форму и появляется

как мысль или знание.

Количество частей сновидения, как правило, сочетается с числом основных тем;

короткое вступительное сновидение часто относится к последующему подробному

основному, как введение или мотивировка; придаточное предложение замещается в

явном сновидении сменой включенных в него сцен. Таким образом, форма

сновидений очень важна и сама требует толкования.

Работа сновидения заключается в том, чтобы выраженные в словах скрытые мысли

перевести в чувственные образы по большей части зрительного характера. Наши

мысли как раз и произошли из таких чувственных образов; их первым материалом и

предварительными этапами были чувственные впечатления, правильнее сказать,

образы воспоминания о таковых. Только позднее с ними связываются слова. а затем

Информация о работе Фрейдистская концепция сновидений и современная наука