Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа
В конце 19-го-начале 20-го века проблема сновидения вновь становиться предметом культурных, научных и философских исследований. В тоже время сновидения будучи фактом повседневной жизни, в большей степени остаётся непонятным. Одним из основоположников исследования сновидений был З.Фрейд. Исследование снов стало для Фрейда главной частью самоанализа, великим путем, открывшим доступ к бессознательному.
I. ВВЕДЕНИЕ.
с.2
II. ЧАСТЬ №1”БЕССМЫСЛЕННЫЕ СНОВИДЕНИЯ”
1. Положение З.Фрейда о сновидениях. с.4
2. Работа сновидения сновидений. с.7
3. Техника и методы толкования сновидений. с.12
4. Образы и символы сновидений. с.13
5. Цензура сновидений. с.18
6. Исполнение желаний. с.19
7. Архаизм и инфантилизм сновидений. с.21
8. Детские сновидения. с.23
9. Источники сновидений. с.24
10. Пси-система сновидений.
с.25
11. Сны и телепатия.
с.26
12. Царский путь.
с.27
ЧАСТЬ №2 СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
1. Теории сновидений.
с.31
2. Современный метод толкования сновидений. с.31
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
с.33
IV. ЛИТЕРАТУРА.
с.35
"бессознательном''.
Огромный интерес этого желания в сновидении заключается в том, что он вводит
нас в ту ''другую сцену", где наблюдается появление необычных фигур,
ситуаций, связанных с детством или глубокой древностью, возникновени
оригинальных взаимоотношений и процессов. Положение об исполнении желания
должно обогатиться более точными характеристиками и выглядеть так:
"Сновидение представляет собой (скрытое) исполне (подавленного,
заторможенного) желания".[28]
Форму таким образом связь между сном и желанием, Фрейд подчеркивает
ведущую роль процесса торможения и одновременно указывает на работу по смене
облика, осуществляемую сновидением; в этом, согласно Фрейду, заключается "суть
сновидения". Во время сна сознание ослабляет свое давление, теряет
репрессивную, тормозя способность, и заторможенные процессы пользуются
этим, чтобы набраться сил, вернуться к своим функци, постараться занять поле
психики. Но при этом они должны удовлетворять некоторым постоянным требования
психики: кроме того, что они должны быть представительными в социальном и
моральном плане, то есть не восстанавливать против себя остатки бдительности
субъекта и не слишком раздражать подсознательные же силы сверх-Я, они должны
быть представлены, то есть обрести формы, одеяния или маски, в которых будет
заключаться пластическое решение образов
7.Архаизм и инфантилизм сновидения.
Скрытые мысли - это ни что иное, как известные нам сознательные мысли нашей
жизни в состоянии бодрствования. Происходит возврат к тем состояниям нашего
интеллектуального развития, которые мы давно преодолели, к образному языку,
символическому отношению.
Доисторическое время, к которому нас возвращает сновидение, двоякого рода:
во-первых, это индивидуальное доисторическое время, детство, с другой
стороны, поскольку каждый индивидуум в своем детстве каким-то образом вкратце
повторяет все развитие человеческого вида, то это доисторическое время также
филогенетическое. Так, например, символическое отношение, которому никогда не
учился отдельный человек, имеет основание считаться филогенетическим.
Однако, это не единственная архаическая черта сновидения. Всем известен из
собственного опыта факт странной амнезии детства. Первые годы жизни до
пятого, шестого года не оставляют в памяти следов, в отличие от более поздних
переживаний. При этом в памяти всплывают отдельные, хорошо сохранившиеся,
большей частью наглядные воспоминания, часто настолько банальные и
незначительные, что остается только удивляться, почему именно эта деталь
избежала забвения. И, все-таки эти воспоминания и есть самые важные, но
подвергшиеся уже знакомым процессам сгущения и особенно смещения, из-за
которого они приобретают свойство незначительности.
Эти впечатления никогда по-настоящему не забываются и именно к ним жизнь во
сне умеет находить доступ. Таким образом, эта возможность распоряжаться
забытым материалом детских лет является другой архаической чертой сновидения.
Побудителями сновидений являются злобно-энергичные и безудержные сексуальные
желания, сделавшие необходимыми цензуру и искажение сновидений. Эти желания
происходят из прошлого, часто очень недалекого, когда они были известны и
осознанны.
Остановимся на желаниях устранения, которое в большинстве случаев можно
объяснить неограниченным эгоизмом видевшего сон. Всякий раз, когда кто-нибудь
встает у нас на пути - а как часто это случается в сложных жизненных
отношениях,- сновидение тут же готово его убить, будь то отец, мать, кто-то
из братьев и сестер, партнер по браку и т.п.
Но если нам указывают на то, что истоки таких желаний надо искать в прошлом, то
вскоре мы открываем период индивидуального прошлого, когда такой эгоизм и такие
желания даже против самых близких совсем не удивительны. Именно таков ребенок в
те первые годы, которые позднее окутываются амнезией, он часто обнаруживает эти
резкие проявления эгоизма, постоянно дает почувствовать явную
предрасположенность к нему. Ребенок прежде всего любит самого себя и только
позднее учится любить других, жертвовать частицей своего Я ради других. Он
фактически на эгоизме научился любви.
Повседневное наблюдение показывает, как часто чувства между родителями и
взрослыми детьми не соответствуют поставленному обществом идеалу, сколько в них
накопилось враждебности, готовой прорваться, если бы ее не сдерживало немного
почтительности и нежных чувств. Мотивы этого общеизвестны и обнаруживают
тенденцию отделить лиц того же пола, дочь от матери, отца от сына. Самый
глубокий и постоянный мотив отчуждения, особенно между лицами одного пола,
появляется уже в раннем детском возрасте. Это - соперничество в любви явно
полового характера. Сын уже маленьким ребенком начинает испытывать особую
нежность к матери, которую он считает своей собственностью, а отца воспринимает
как конкурента, который оспаривает у него этот исключительное обладание, и
точно также маленькая дочь видит в матери лицо, мешающее ее нежному отношению к
отцу и занимающее место, которое она сама с удовольствием бы заняла. Такую
установку Фрейд назвал Эдиповым комплексом.
Итак, когда за своими искаженными сновидениями находятся все эти извращенные
желания, то это только означает, что сновидение и в этой области сделало шаг
назад к инфантильному состоянию. Для сновидения доступен материал забытых
детских переживаний; душевная жизнь детей со всеми своими особенностями,
эгоизмом, инцестуозным выбором объекта любви и т.д. еще продолжает существовать
для сновидения, т.е. в бессознательном, и что сновидение каждую ночь возвращает
нас на эту инфантильную ступень. Таким образом, подтверждается, что
бессознательное душевной жизни есть инфантильное. Странно-неприятное
ощущение, что в человеке так много злого, начинает ослабевать. Это страшно злое
- просто первоначальное, примитивное инфантильное в душевной жизни.
Регрессия работы сновидения не только формальна, но и материальна. Она не
только переводит в примитивную форму выражения наши мысли, но и вновь
оживляет все характерные черты нашей примитивной душевной жизни, прежнее
могущество Я, первоначальные проявления сексуальной жизни, даже древнее
достояние нашего интеллекта, если символическое отношение можно признать за
таковое.
Давнее инфантильное, что когда-то самодержавно господствовало теперь
причисляется к бессознательному, представления о котором теперь меняются и
расширяются. Нечто, что происходит в нашей сознательной жизни и имеет ее
признаки - мы называем это остатками дневных впечатлений,- соединяется для
образования сновидения с чем-то другим из области бессознательного. Между
этими двумя частями и разворачивается работа сновидения. В этом заключается
самое глубокое понимание сущности сновидения.
8.Детские сновидения.
Если рассмотреть сновидения детей в возрасте до 4-5 лет. Они кратки, ясны,
не бессвязны, не двусмысленны, их легко понять. У взрослых также бывают
сновидения, похожие на эти, так называемые, инфантильные.
Для таких сновидений всегда имеется какое-нибудь переживание предыдущего дня,
объясняющее сновидение. Оно является реакцией душевной жизни на это
впечатление дня
Таким образом, детские сновидения не бессмысленны: это понятные,
полноценные душевные акты. Они не искажены, явное и скрытое в них
совпадает, и - сновидение дает прямое, неприкрытое исполнение
неудовлетворенного желания. Главной характерной чертой сновидения
является то, что оно побуждается желанием, исполнение этого желания становится
содержанием сновидения. При этом сновидение не просто выражает мысль, а
представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения желания. Имеется еще
один класс неискаженных сновидений, вызванных в любом возрасте императивными
потребностями тела: голодом, жаждой, сексуальной потребностью, т.е. являются
исполнением желаний как реакция на внутренние соматические раздражения. Во всех
других случаях искажение воздвигает на нашем пути преграды. Однако, на помощь
приходит то, что открытые нами свойства детских сновидений являются общими и
для всех остальных.
9.Источники сновидений.
З.Фрейд выделял несколько источников:
a) Внешнее чувственное раздражение.
b) Внутренее чувственное раздражение.
c) Внутренее физическое раздражение.
d) Чисто психическое раздражение.
Источником является переживание предыдущего дня. Данные источники
являются лишь эмоциональной основой для сновидений.
· Свежее и психически ценное переживание, непосредственно передаваемое в
сновидении.
· Несколько свежих переживаний, соединенных сновидением в одно целое.
· Несколько значительных переживаний, заступающих одновременно в
сновидении.
· Внутреннее значительное переживание, замещающееся свежими
безразличными сновидениями.
Инфантильные .
В сновидении могут найти в себе выражение впечатления ранних периодов жизни.
Сновидения, имеющие элементы детства, носят повторяющийся характер; что
снилось человеку в детстве, снится ему время от времени и впоследствии.
Детские сновидения трудно выделить, так как сама память не может их вспомнить
как детские.
Соматические.
В зависимости от глубины сна, соматические факторы могут влиять или не влиять
на сновидения. Если во сне ощущаются неприятные соматические раздражения, то
это используется для осуществления какого-либо подавленного желания.
Раздражения объединяются с другими факторами сновидений, образуя их материал.
Типические. Существует много сновидений, испытываемых большинством людей
в той или иной форме, имеющих один и тот же источник.
a)О смерти близких людей. Фрейд объясняет данные сновидения эгоизмом спящего,
подсознательным желанием убрать соперника, комплексами Электры и Эдипа.
. Следует различать два вида:
-Во время сна и пробуждения люди испытывают реальные переживания
-Люди не испытывают скорби.
b)Об экзамене. Человеку снится сновидение об экзамене на аттестат зрелости, при
чем спящего преследует провал. .”Всё это неизгладимые воспоминания о наказаниях
,которые мы претерпеваем в детстве за совершённые проступки”.
[29]
c)Сновидения о наготе.
В сновидении обнаженный человек находится в присутствии других людей и при
этом не испытывает чувство стыда. В других случаях сновидец испытывает
чувство стыда ,пытается что-либо изменить, но не может. Люди, которых
стыдится спящий , абсолютно безразличные к состоянию спящего. В детстве нет
стыда перед наготой. Детство лишённое чувства стыда - это “рай”, к которому
спящий возвращаемся во сне.
10.Пси-система сновидений.
В своих работах З.Фрейд приводит систему которая обеспечивает систему
,которая обеспечивает деятельность сновидений. Он назвал эту систему Y-
системой и сравнивал её с рефлекторным аппаратом.
a) Пси-система имеет своё направление:от чувственного конца к моторному.
Чувственная часть воспринимает внутреннее или внешнее раздражение , моторная
Информация о работе Фрейдистская концепция сновидений и современная наука