Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа
В конце 19-го-начале 20-го века проблема сновидения вновь становиться предметом культурных, научных и философских исследований. В тоже время сновидения будучи фактом повседневной жизни, в большей степени остаётся непонятным. Одним из основоположников исследования сновидений был З.Фрейд. Исследование снов стало для Фрейда главной частью самоанализа, великим путем, открывшим доступ к бессознательному.
I. ВВЕДЕНИЕ.
с.2
II. ЧАСТЬ №1”БЕССМЫСЛЕННЫЕ СНОВИДЕНИЯ”
1. Положение З.Фрейда о сновидениях. с.4
2. Работа сновидения сновидений. с.7
3. Техника и методы толкования сновидений. с.12
4. Образы и символы сновидений. с.13
5. Цензура сновидений. с.18
6. Исполнение желаний. с.19
7. Архаизм и инфантилизм сновидений. с.21
8. Детские сновидения. с.23
9. Источники сновидений. с.24
10. Пси-система сновидений.
с.25
11. Сны и телепатия.
с.26
12. Царский путь.
с.27
ЧАСТЬ №2 СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
1. Теории сновидений.
с.31
2. Современный метод толкования сновидений. с.31
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
с.33
IV. ЛИТЕРАТУРА.
с.35
осуществляет какое-либо психическое движение ,причем система восприятия
выступает как основная.
b) В свою очередь чувственный конец подразделяется на две части:первая
обеспечивает исключительно восприятие ,но не сохраняет его, вторая-отвечает
за память. В моторной части З.Фрейд выделял предсознательную область.
c) Днем путь из предсознания в сознание закрыт ,а ночью сопротивление
сознания ослабевает,что и приводит к возникновению сновидений.
d) Во время сна эмоции,раздражения из области сознания,памяти идут к
чувственной части,где происходит образование чувственных образов
,проявляющиеся в сновидении. Но эти образы не соответствуют образам нашей
памяти,т.к.они искажаются.З.Фрейд выделял два течения
раздражения:прогредиентное(
реградиентное,являющееся основой сновидения.
11.Сны и телепатия.
Зигмунд Фрейд в своих работах также рассматривал взаимосвязь телепатии и
сновидений. Хотя Фрейд лично не сталкивался с телепатическими снами ,но он
допускал их существование основываясь на работах других психологов. Анализ
телепатических сновидений можно выразить в следующих пунктах:
1) Телепатическая связь имеет бессознательную природу и связана с
комплексом Эдипа и Электры.
2) Во время сна создаются благоприятные условия для телепатии.
3) Законы бессознательного влияют на телепатию, искажая и изменяя её.
4) Телепатия может спровоцировать определённое сновидение.
5) В сновидениях телепатия может восприниматься зашифровано.
6) Только наиболее сильные эмоциональные переживания способны
телепатически передаваться.
7) Телепатическая связь происходящая днём, во время бодрствования, в
дальнейшем искажается и проявляется в сновидениях. Она обрабатывается во
время сна, фиксируется и трансформируется.
8) Телепатическая передача успешно проходят в тот момент, когда
представление только ”всплывает” из сферы подсознательного.
Фрейд отрицает возможность вещих снов, приводя для несколько
причин:недоступность в проявлении вещих снов, легковерность свидетелей,
эмоции и фальсификация сновидца, простое совпадение эпизодов сна и жизни.
12.Царский путь...
В качестве внутреннего опыта, одновременно единст и универсального,
сновидение служит стратегиче основой всего учения Фрейда. Сновидение
является тем "правильным путем", который помогает воспринять — и активно
использовать на практике— главные понятия и положения психоанализа, а, как
подчеркивает Фрейд, "интерпретация сновидений — это царский путь, ведущий к
познанию бессознательного в психической жизни".
[30] Фрейдом предложена стройная психологическая концепция, иллюстрируемая
многочисленными анализами "Толкования сновидений" и систематизированная в главе
"Психология сновидения", основные положения которой необходимо выделить.
Сексуальность проявляется — пусть даже в виде "галлюцинаций" — в сновидениях во
всем своем размахе и полиморфизме; эволюция либидо субъекта, начиная от
внутриутробного периода и кончая генитальной стадией, осуществляется в
сновидении через разно извращения. Таким образом, сновидения создаю
наиболее выразительную картину сексуальности. Анализ Фрейда собственных
сновидений открыл дорогу для самых смелых исследований. Описание эдипова
комплекса наряду с другими представлено в "Толковании сновидений"; Фрейд пишет:
"Возможно, мы все испытали по отношению к матери свое первое сексуально
влечение, а по отношению к отцу — первое чувство ненависти; об этом
свидетельствуют наши сновидения".[31]
Они свидетельствуют в первую очередь о желании — этот термин проходит через
всю работу Фрейда. "Толкование сновидении" — книга о желании потому, что
Фрейд выводит его в ночные видения, в "исполнениях желания", но и потому, что
заставляет нас чувствовать, ощущать необходимость постоянного воссоздания
желания, психической работы, создающей его. Будучи вектором главного
сексуального влечения, желание делает сексуальным любое сновидение только
потому, что сновидение — это результат напряженного желания.
Фрейд многократно напоминал, что сновидение не целиком сексуально, желание
содержит в себе и многое другое, в частности, влечения к агрессии и смерти,
причем сновидение, в котором действует конденсация, соединение, аккумуляция
может отделить их от сексуального влечения. "Я обнаружил, — отмечает он, —
сновидения о смерти братьев и сестер, отвечающие нарастающей неприязни, у всех
моих больных женщин".[32]
Теория торможения находит в сновидении убедительные иллюстрации, часто
поражающие воображение. Ни один человек не способен избежать того, что с
такой силой наступает на него, возникает внутри него вместе со сновидением.
Заторможенные действия и эмоции, прерванные порывы, заблокированные мотивации
и другие формы и воплощения заторможенного желания обретают в сновидении
свободный полет, и простое внимание, обращенное на них индивидуумом,
открывает путь к глубокому познанию. Анализ сновидения проходит различны
пласты торможения, начиная от обычных, подавленных в период бодрствования
действий, легко наблюдаемых в виде проявлений двойственности, до элементов
торможения, связанных с детским опытом, которые, часто в большом количестве,
возвращаются в сновидениях.
Подводя под сновидение со всеми его атрибутами принцип регрессии, Фрейд
решительно поворачивает его к прошлому. "Детские впечатления" являются "главной
движущей силой, формирующей любое сновидение", а детство человечества служит
для сновидения "филогене наследием". "Сон отражает прошлое, — делает
он вывод в "Толковании сновидений", — так как в прошлом заключены все его
истоки... Сновидение приводит нас в будущее, поскольку демонстрирует исполнение
наших желаний; но это будущее, являющее настоящим для видящего сон,
благодаря непреходяще желанию моделируется в виде картины прошлого".
[33]
При своей очевидной простоте и впечатляющих проявлениях, имеющих часто место
в сновидениях, понятие регрессии слишком сильно диктует свои законы при
аналитической работе. Через регрессию Фрейд достигает "истоков", а также
разоблачить обманы и иллюзии, которыми прошлое обильно и с успехом снабжает
человеческую психику.
Главная функция сновидения заключается в следую: оно действует как фактор
разделения человеческой действительности, как ночная картина, расщепляющая
реальность на две составные части: ночь и день, сон и бодрствование, которые
служат матрицей для многообраз проявления двойственности. Книга Фрейда о
сновидениях содержит необходимые обоснования и в ряде случаев развивает
замечательную серию дуализмов:
сознательное — бессознательное, процессы первичные — процессы вторичные,
энергия свободная — энергия связанная, принцип удовольствия — принцип
реальности. исследования больных истерией и неврозами позволили фрейду
обосновать понятие бессознательного, но анализ сновидений явился "царским
путем" для построения систематического, развитого, психологиче (а не
только клинического и философского) учения, стал его центральной осью. этот
"царский путь"вполне популярен: каждую ночь всякий из нас вступает на него,
совершая чудесные или страшные прогулки, бесконечные уходы и возвращения,
сопровождающиеся неизбежным размежеванием между жизнью периода бодрствования,
требующей действия сознательного, и жизнью сновидений с ее тайнами и властью
бессознательного .
Две ос системы, составляющие психический аппарат бессознательное и
сознательное-предсознательное, нахо в постоянной оппозиции. Фрейд
объединяет процессы, действующие в сновидении (такие, как конденсация и
смещение), под названием первичные процессы, характерные для
бессознательного, тогда как вторичные процессы определяют аспекты
сознательной психической деятельности.
Бессознательное характери свободной энергией, быстрой циркуляцией
очень подвижной энергии от одного представления к другому, что придает
специфические черты системе образов сновидения; проявления связанной энергии,
свойственной системе сознательного-
поддаются лучшему контро и отвечают требованиям реальности.
После выхода "Толкования сновидений" Фрейд про углублять свой дуализм
и разрабатывать бессознательное. Два десятилетия спустя то, что было известно
как первая топика Фрейда, объединяющая сознательное и бессознательное,
претерпело важное изменение и пришло к другой системе организации психики —
второй топике: Это, Я и Сверх-Я. (Таким образом, дуализм Фрейда пришел в
своем построении к самодублированию, как это происхо, по его мнению, со
многими сновидениями; в этом заключается чрезвычайно большое эстетическое
значение данной системы, смысл и организация которой отражена в самой форме
ее проявления). Как в структуре сознательное — бессознательное было
зарезервировано место для предсознательного, так эти три новые формы
сохраняют принцип двойственности, поскольку существу значительный разрыв
между Эго, включающим в себя бессознательное, расширяя и усложняя его, и Я и
Сверх-Я, имеющими совершенно иное качество, хотя и в них содержатся
значительные ростки бессознательного, что определяет существенное
взаимодействие между всеми тремя формами. Но во всем своем размахе дуализм
Фрейда утверждается в гигантской драме, разыгрывающейся в человеке и во всей
человеческой действительности между влечением к жизни, Эросом и влечением к
смерти, Танатосом.
Картина сновидения, представленная Фрейдом, сложна и разнооб: желание,
галлюцинаторное удовлетворение, воз торможения, картины, аффекты,
подвижность энергии, примитивные образы мыслей, детские структу,
филогенетическое наследство, незнание понятия "нет" и противоречий,
предохранительные клапаны и т.д. Однако по сравнению с сознательной мыслью
сон характеризуется слабостью и многими недостатками. Фрейд пишет:
"Сновидение в своей работе не мыслит, не рассчитывает; в целом можно сказать,
что оно не рассуждает, а удовлетворяется трансформированием".
Принцип средоточия сновидения, несущий в себе нечто важное, мощную силу
деятельности сна, о которой становится известно все больше как о
созидательной составляющей процесса, так и о тесных связях между воображением
и рациональностью, — все это позволяет считать, что мысль сновидения занимает
особое и существенное место. Это становится еще более ясным, если сравнить ее
с сознательной мыслью: последняя в первую очередь репрезентативна, она
является мыслью о чем-то, ориентирована на объект и внешний мир, который она
адсорбирует и который адсорбирует ее. Ее можно назвать объективной, внешней и
не принадлежащей самой себе. Мысль сновидения остается по ту сторону
представления, выражающегося в потоке картин, она ориентирована на внутренний
мир, то есть на себя, и полностью саму себя представляет. В этом таинственном
повторе, характеризующемся формулировкой, "представ саму себя",
формируются зачатки субъекта. Мысль сновидения работает на субъект, служит
той силой, которая создает ядро субъективности. Таким образом, помимо своей
Информация о работе Фрейдистская концепция сновидений и современная наука