Фрейдистская концепция сновидений и современная наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание

В конце 19-го-начале 20-го века проблема сновидения вновь становиться предметом культурных, научных и философских исследований. В тоже время сновидения будучи фактом повседневной жизни, в большей степени остаётся непонятным. Одним из основоположников исследования сновидений был З.Фрейд. Исследование снов стало для Фрейда главной частью самоанализа, великим путем, открывшим доступ к бессознательному.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ.

с.2

II. ЧАСТЬ №1”БЕССМЫСЛЕННЫЕ СНОВИДЕНИЯ”

1. Положение З.Фрейда о сновидениях. с.4

2. Работа сновидения сновидений. с.7

3. Техника и методы толкования сновидений. с.12

4. Образы и символы сновидений. с.13

5. Цензура сновидений. с.18

6. Исполнение желаний. с.19

7. Архаизм и инфантилизм сновидений. с.21

8. Детские сновидения. с.23

9. Источники сновидений. с.24

10. Пси-система сновидений.

с.25

11. Сны и телепатия.

с.26

12. Царский путь.

с.27

ЧАСТЬ №2 СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

1. Теории сновидений.

с.31

2. Современный метод толкования сновидений. с.31

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

с.33

IV. ЛИТЕРАТУРА.

с.35

Работа состоит из  1 файл

Фрейдистская.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

осуществляет какое-либо психическое движение ,причем система  восприятия

выступает как основная.

b)    В  свою очередь чувственный конец подразделяется на две части:первая

обеспечивает исключительно восприятие ,но не сохраняет его, вторая-отвечает

за память. В моторной части З.Фрейд выделял предсознательную область.

c)     Днем путь из предсознания в сознание закрыт ,а ночью сопротивление

сознания ослабевает,что и приводит к возникновению сновидений.

d)    Во время сна эмоции,раздражения из области сознания,памяти идут к

чувственной части,где происходит образование чувственных образов

,проявляющиеся в сновидении. Но эти образы не соответствуют образам нашей

памяти,т.к.они искажаются.З.Фрейд выделял два течения

раздражения:прогредиентное(происходящее в бодрствовании) и

реградиентное,являющееся основой сновидения.

     11.Сны и телепатия.

Зигмунд Фрейд в своих работах также рассматривал взаимосвязь телепатии и

сновидений. Хотя Фрейд лично не сталкивался с телепатическими снами ,но он

допускал их существование основываясь на работах других психологов. Анализ

телепатических сновидений можно выразить в следующих пунктах:

1)     Телепатическая связь имеет бессознательную природу и связана с

комплексом Эдипа и Электры.

2)     Во время сна создаются благоприятные условия для телепатии.

3)     Законы бессознательного влияют на телепатию, искажая и изменяя её.

4)     Телепатия может спровоцировать определённое сновидение.

5)     В сновидениях телепатия может восприниматься зашифровано.

6)     Только наиболее сильные эмоциональные переживания  способны

телепатически передаваться.

7)     Телепатическая связь происходящая днём, во время бодрствования, в

дальнейшем искажается и проявляется в сновидениях. Она обрабатывается во

время сна, фиксируется  и трансформируется.

8)     Телепатическая передача успешно проходят в тот момент, когда

представление только ”всплывает” из сферы подсознательного.

Фрейд отрицает возможность вещих снов, приводя для несколько

причин:недоступность в проявлении вещих снов, легковерность свидетелей,

эмоции и фальсификация сновидца, простое совпадение эпизодов сна и жизни.

     12.Царский путь...

В качестве внутреннего опыта, одновременно единст и универсального,

сновидение служит стратегиче основой всего учения Фрейда. Сновидение

является тем "правильным путем", который помогает воспринять — и активно

использовать на практике— главные понятия и положения психоанализа, а, как

подчеркивает Фрейд, "интерпретация сновидений — это царский путь, ведущий к

познанию бессознательного в психической жизни".

[30] Фрейдом предложена стройная психологическая концепция, иллюстрируемая

многочисленными анализами "Толкования сновидений" и систематизированная в главе

"Психология сновидения", основные положения которой необходимо выделить.

Сексуальность проявляется — пусть даже в виде "галлюцинаций" — в сновидениях во

всем своем размахе и полиморфизме; эволюция либидо субъекта, начиная от

внутриутробного периода и кончая генитальной стадией, осуществляется в

сновидении через разно извращения. Таким образом, сновидения созда­ю

наиболее выразительную картину сексуальности. Анализ Фрейда собственных

сновидений открыл дорогу для самых смелых исследований. Описание эдипова

комплекса наряду с другими представлено в "Толковании сновидений"; Фрейд пишет:

"Возможно, мы все испытали по отношению к матери свое первое сексуаль­но

влечение, а по отношению к отцу — первое чувство ненависти; об этом

свидетельствуют наши сновидения".[31]

Они свидетельствуют в первую очередь о желании — этот термин  проходит через

всю работу Фрейда. "Толкование сновидении" — книга о желании потому, что

Фрейд выводит его в ночные видения, в "исполнениях желания", но и потому, что

заставляет нас чувствовать, ощущать необходимость постоянного воссоздания

желания, психической работы, создающей его. Будучи вектором главного

сексуального влечения, желание делает сексуальным любое сновидение только

потому, что сновидение — это результат напряженного желания.

Фрейд многократно напоминал, что сновидение не целиком сексуально, желание

содержит в себе и многое другое, в частности, влечения к агрессии и смерти,

причем сновидение, в котором действует  конденсация, соединение,  аккумуляция

может отделить их от сексуального влечения. "Я обнаружил, — отмечает он, —

сновидения о смерти братьев и сестер, отвечающие нарастающей неприязни, у всех

моих больных женщин".[32]

Теория торможения находит в сновидении убедительные иллюстрации, часто

поражающие воображение. Ни один человек не способен избежать того, что с

такой силой наступает на него, возникает внутри него вместе со сновидением.

Заторможенные действия и эмоции, прерванные порывы, заблокированные мотивации

и другие формы и воплощения заторможенного желания обретают в сновидении

свободный полет, и простое внимание, обращенное на них индивидуумом,

открывает путь к глубокому познанию. Анализ сновидения проходит раз­личны

пласты торможения, начиная от обычных, подавленных в период бодрствования

действий, легко наблюдаемых в виде проявлений двойственности, до элементов

торможения, связанных с детским опытом, которые, часто в большом количестве,

возвращаются в сновидениях.

Подводя под сновидение со всеми его атрибутами принцип регрессии, Фрейд

решительно поворачивает его к прошлому. "Детские впечатления" являются "главной

движущей силой, формирующей любое сновидение", а детство человечества служит

для сновидения "филогене наследием". "Сон отражает прошлое, — делает

он вывод в "Толковании сновидений", — так как в прошлом заключены все его

истоки... Сновидение приводит нас в будущее, поскольку демонстрирует исполнение

наших желаний; но это будущее, являющее настоящим для видящего сон,

благодаря непреходяще желанию моделируется в виде картины прошлого".

[33]

При своей очевидной простоте и впечатляющих проявлениях, имеющих часто место

в сновидениях, понятие регрессии слишком сильно диктует свои законы при

аналитической работе. Через регрессию Фрейд достигает "истоков",  а также

разоблачить обманы и иллюзии, которыми прошлое обильно и с успехом снабжает

человеческую психику.

Главная функция сновидения заключается в следую: оно действует как фактор

разделения человеческой действительности, как ночная картина, расщепляющая

реальность на две составные части: ночь и день, сон и бодрствование, которые

служат матрицей для многообраз проявления двойственности. Книга Фрейда о

сновидениях содержит необходимые обоснования и в ряде случаев развивает

замечательную серию дуализмов:

сознательное — бессознательное, процессы первичные — процессы вторичные,

энергия свободная — энергия связанная, принцип удовольствия — принцип

реальности. исследования больных истерией и неврозами позволили фрейду

обосновать понятие бессознательного, но анализ сновидений явился "царским

путем" для построения систематического, развитого, психологиче (а не

только клинического и философского) учения, стал его центральной осью. этот

"царский путь"вполне популярен: каждую ночь всякий из нас вступает на него,

совершая чудесные или страшные прогулки, бесконечные уходы и возвращения,

сопровождающиеся неизбежным размежеванием между жизнью периода бодрствования,

требующей действия сознательного, и жизнью сновидений с ее тайнами и властью

бессознательного .

Две ос системы, составляющие психический аппарат бессознательное и

сознательное-предсознательное, нахо в  постоянной оппозиции.  Фрейд

объединяет процессы,  действующие в сновидении  (такие,  как конденсация и

смещение), под названием первичные процессы, характерные для

бессознательного, тогда как вторичные процессы определяют аспекты

сознательной психической деятельности.

Бессознательное характери свободной энергией, быстрой циркуляцией

очень подвижной энергии от одного представления к другому, что придает

специфические черты системе образов сновидения; проявления связанной энергии,

свойственной системе сознательного-предсознательного, более длительные,

поддаются лучшему контро и отвечают требованиям реальности.

После выхода "Толкования сновидений" Фрейд про углублять свой дуализм

и разрабатывать бессознательное. Два десятилетия спустя то, что было известно

как первая топика Фрейда, объединяющая сознательное и бессознательное,

претерпело важное изменение и пришло к другой системе организации психики —

второй топике: Это, Я и Сверх-Я. (Таким образом, дуализм Фрейда пришел в

своем построении к самодублированию, как это происхо, по его мнению, со

многими сновидениями; в этом заключается чрезвычайно большое эстетическое

значение данной системы, смысл и организация которой отражена в самой форме

ее проявления). Как в структуре сознательное — бессознательное было

зарезервировано место для предсознательного, так эти три новые формы

сохраняют принцип двойственности, поскольку существу значительный разрыв

между Эго, включающим в себя бессознательное, расширяя и усложняя его, и Я и

Сверх-Я, имеющими совершенно иное качество, хотя и в них содержатся

значительные ростки бессознательного, что определяет существенное

взаимодействие между всеми тремя формами. Но во всем своем размахе дуализм

Фрейда утверждается в гигантской драме, разыгрывающейся в человеке и во всей

человеческой действительности между влечением к жизни, Эросом и влечением к

смерти, Танатосом.

Картина сновидения, представленная Фрейдом, сложна и разнооб: желание,

галлюцинаторное удовлетворение, воз торможения, картины, аффекты,

подвижность энергии, примитивные образы мыслей, детские структу,

филогенетическое наследство, незнание понятия "нет" и противоречий,

предохранительные клапаны и т.д. Однако по сравнению с сознательной мыслью

сон характеризуется слабостью и многими недостатками. Фрейд пишет:

"Сновидение в своей работе не мыслит, не рассчитывает; в целом можно сказать,

что оно не рассуждает, а удовлетворяется трансформированием".

Принцип средоточия сновидения, несущий в себе нечто важное, мощную силу

деятельности сна, о которой становится известно все больше как о

созидательной составляющей процесса, так и о тесных связях между воображением

и рациональностью, — все это позволяет считать, что мысль сновидения занимает

особое и существенное место. Это становится еще более ясным, если сравнить ее

с сознательной мыслью: последняя в первую очередь репрезентативна,  она

является мыслью о чем-то, ориентирована на объект и внешний мир, который она

адсорбирует и который адсорбирует ее. Ее можно назвать объективной, внешней и

не принадлежащей самой себе. Мысль сновидения остается по ту сторону

представления, выражающегося в потоке картин, она ориентирована на внутренний

мир, то есть на себя, и полностью саму себя представляет. В этом таинственном

повторе, характеризующемся формулировкой, "представ саму себя",

формируются зачатки субъекта. Мысль  сновидения работает на субъект, служит

той силой, которая создает ядро субъективности. Таким образом, помимо своей

Информация о работе Фрейдистская концепция сновидений и современная наука