Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа
В конце 19-го-начале 20-го века проблема сновидения вновь становиться предметом культурных, научных и философских исследований. В тоже время сновидения будучи фактом повседневной жизни, в большей степени остаётся непонятным. Одним из основоположников исследования сновидений был З.Фрейд. Исследование снов стало для Фрейда главной частью самоанализа, великим путем, открывшим доступ к бессознательному.
I. ВВЕДЕНИЕ.
с.2
II. ЧАСТЬ №1”БЕССМЫСЛЕННЫЕ СНОВИДЕНИЯ”
1. Положение З.Фрейда о сновидениях. с.4
2. Работа сновидения сновидений. с.7
3. Техника и методы толкования сновидений. с.12
4. Образы и символы сновидений. с.13
5. Цензура сновидений. с.18
6. Исполнение желаний. с.19
7. Архаизм и инфантилизм сновидений. с.21
8. Детские сновидения. с.23
9. Источники сновидений. с.24
10. Пси-система сновидений.
с.25
11. Сны и телепатия.
с.26
12. Царский путь.
с.27
ЧАСТЬ №2 СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
1. Теории сновидений.
с.31
2. Современный метод толкования сновидений. с.31
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
с.33
IV. ЛИТЕРАТУРА.
с.35
и мысли. Таким образом, работа сновидения заставляет мысли пройти
регрессивный путь, лишает их достигнутого развития, и при этой
регрессии должно исчезнуть все то, что было приобретено в ходе развития от
образов воспоминания к мыслями. Получается некая вторичная обработка
, которая старается из ближайших результатов работы сновидения более или менее
гармоничное целое. При этом материал располагается зачастую совершенно не в
соответствии со смыслом, а там, где кажется необходимым, делаются вставки.
Деятельность работы сновидения исчерпывается перечисленными результатами;
больше, чем сгустить, сместить, наглядно изобразить и подвергнуть целое
вторичной обработке, она не может сделать. то, что в сновидении появляются
выражения суждений, критики, удивления, заключения, - это не результаты
работы сновидения, это - фрагменты скрытых мыслей сновидения, более или менее
модифицированных и приспособленных к контексту, перенесенных в явное
сновидение. Мнимое мышление в сновидениях передает лишь содержание мысли, а
не их взаимную связь.
Работа сновидения также не может создавать речей ,диалог ,цифры. За малыми
исключениями речи в сновидении являются подражаниями и составлены из речей,
которые видевший сон слышал или сам произносил в тот день, когда видел сон, и
которые включены в скрытые мысли как материал или как побудительные
впечатления.
Точно так же работа сновидения не может производить вычисления; все
вычисления, которые встречаются в явном сновидении, - это по большей части
набор чисел, кажущиеся вычисления, как вычисления они совершенно
бессмысленны, и истоки вычислений опять-таки находятся в скрытых мыслях. В
связи с вышеизложенным хочется указать на то, какой неожиданно широкий доступ
к познанию бессознательной душевной жизни, а скрытые мысли и являются
таковыми бессознательными душевными актами, обещает нам толкование
сновидений.
3.Техника и методы толкования.
Сновидение, как психический феномен, является продутом и проявлением
видевшего сон. Видевший сон всегда отвечает, что он ничего не знает. Но
дело в том, что это не так - он только не знает о своем знании. Понять это
явление возможно из аналогии с гипнозом, когда в гипнотическом состоянии
человек совершает определенные действия, о которых якобы ничего не помнит
после выхода из этого состояния. При определенных усилиях человека можно
заставить вспомнить все, что происходило. Следовательно, он это знал, но
знание, по какой-то причине, было ему недоступно.
В таком случае задача состоит в том, чтобы дать ему обнаружить это знание и
сообщить его нам. Помочь в решении этой задачи может метод свободной
ассоциации.
Метод заключается в том, чтобы видевший сон сообщил первое же, что придет ему
в голову по поводу сновидения. Предлагается разбить сновидение на элементы и
исследовать аналогично каждый элемент в отдельности. Любой элемент сновидения
является заместителем чего-то другого, о чем видевший сон знает, но знание
ему недоступно. Техника состоит в том, чтобы благодаря свободным ассоциациям
вызвать к этим элементам другие замещающие представления, из которых можно
узнать скрытое.
Если распространить понимание отдельного элемента на все сновидение, то
получится, что все сновидение как целое является искаженным заместителем
чего-то другого, бессознательного, и задача толкования сновидения - найти это
бессознательное.
При этом надо соблюдать три важных правила:
1) не нужно обращать внимание на абсурдность или понятность, ясность или
спутанность сновидения;
2) работу ограничивать тем, что каждому элементу вызывать замещающие
представления, не задумываясь о них, не проверяя, содержат ли они что-то
подходящее, не обращать внимание, насколько далеко они откланяются от самого
элемента;
3) нужно выждать, пока скрытое, искомое бессознательное возникнет само.
З.Фрейд выделял несколько методов толкования сновидений.
a) Символический. В котором сновидения рассматриваются ,как
целое ,но этот метод неприемлим т.к.”сновидения кажутся не только
непонятными,но и спутанными и хаотическими “
[19]
b) Расшифрование. ”сновидения рассматриваются как своего рода
условный шифр”, [20]в котором каждый
знак может быть заменен другим знаком общеизвестного зночения. На основе
этого метода составляются сонники.
c) Фрейд отвергает эти два метода и предлагает свою технику толкования
сновидений:
-Сновидение раскладывается на отдельные части,логические цепочки ,имеющие
определеннвый смысл.
-Индивидуапльный подход к сновидениям:”одно и тоже сновидение у различных лиц
может открывать совершенно различные мысли”
[21]
-Анализ каждой части и выявление скрытых мыслей.
Достаточно показательным в этом плане является анализ сна об Ирме.
4.Образы и символика сновидения
Исследование сновидений одновременно показывает человека, обращающегося к
дальней стране своего детства, и человечество, поворачивающееся к своим
истокам, пытающееся осознать миссию своего древнего наследства, свой
филогенез. Но во всех случаях видящий сновидение воспринимает ту же
психическую структуру — системы образов. Мысль сновидения, полагает Фрейд, не
воспринимается в абстрактной форме, транс в в визуальные сцены
— конкретные образы, придающие сновидению драматиче характер и
призванные, благодаря обилию "точек соприкосновения" с материалом сновидения,
множить поток картин, которые конденсация облекает в несколько ограниченных,
избранных форм. Этому разнообразию прекрасно способствует слово в своем
конкретном виде — как звуковая форма и "как узел многочисленных
представлений".
Переход к образу требует от сновидения известных ограничений; между скрытыми
мыслями и явным содержанием действует, наряду с конденсацией и смещением,
третий фактор, который Фрейд определяет как "рассмотрение системы образов
через призму собственного психического материала сновидения, то есть чаще всего
через визуальные картины ".[22]
Ирма — первый, почти символический персонаж Исследования сновидений Фрейда
служит ему иллюстра."Все эти люди, — заключает Фрейд, — которых я
обнаружил, исследуя эту "Ирму", сами не появились в сновидении; они
растворились в "Ирме" из сна, ставшей в результате сводным образом,
сформировавшимся из многочисленных противоречивых черт. Ирма представляет всех
этих людей..."[23] Это касается и
любого другого персонажа из сна, который является как бы собирательным
психологическим обра. Аналитику предстоит долгая и тонкая работа,
направленная на то, чтобы обнаружить, узнать, расшиф и распределить
отдельные элементы по их законным местам и первоначальным образам.
Реальные факты и события в сновидении часто заменяются символами. Символика
сна оказывает боль впечатление на пытающихся ее интерпретировать и служит
в ряде случаев ключом к сновиде. Придавая достаточно большое значение
символам, Фрейд тем не менее подчеркивает их расплывчатость и общий характер
и предостерегает от слишком прямоли интерпретации.
"Когда привыкаешь к многочисленным символам, использующимся для выражения
сексуального материала в сновидении, начинаешь спрашивать себя, не похожи ли
они на знаки, применяющиеся в стенографии для обозначения определенных вещей, и
стараешься путем расшифровки выработать новый ключ к сновидениям. Следует
отметить, что эта символика характерна не только для сновидения, ее можно
обнаружить в любых бессознательных образах, в коллективных, особенно народных,
представлениях: фольклоре, мифах, легендах, поговорках, пословицах, игре слов:
там она представлена даже более полно, чем во снах".
[24]
Фрейд полагает, что символика не только не упрощает толкование, "но даже
осложняет его". Можно сказать, что в определенной мере интерпретации Фрейда
развиваются против символики, аскетически отставляя в сторону возможность
облегчения задачи, представляемую символами. "Перевод символов, — утверждает
Фрейд, — является лишь второстепенной задачей".
[25] Здесь находит отражение особая позиция Фрейда, имеющая большое
методологическое значение. Он требует постоянно обра внимание на все
тонкости "контекста" сновидения, поскольку "только он дает точное понимание".
Направляя интерпретацию по пути одного анализа символов, мысли и образы
сновидения приводятся к общему знаменателю, генерализуются, что связано с
риском уменьшить выразительность проявлений конкретной личности, неповторимой
исторической ситуа, лишить анализ его необыкновенного индивидуальног
колорита.
В противоположность многим традиционным попыткам анализа, пытающимся
рассматривать индивидуальное сновидение как массу общих символов, что придает
ему универсальный характер. Метод Фрейда стремится заставить работать символы
в контексте, если можно так выразиться, языка сновидения, объединять их в
серии, служащие для разъяснения событий индивидуальной, ни на что не похожей
истории. Толкование, основанное на знании символов, не является техникой,
которая может заменить ассоциативную, или равняться с ней. Символическое
толкование является только дополнением и дает ценные результаты только в
сочетании с ней.
После того как мы, по словам Фрейда, "наметили все ограничения", можно
рассмотреть спектр символов, выбирая из предложенных им длинных серий
некоторые наиболее показательные примеры.
Человек в целом Дом
Мужчина Дом с гладкими стенами
Женщина Дом с выступами, балконами
Родители Король, королева плюс испытываемое чувство почтения
Дети, братья, сестры Маленькие звереныши, паразиты
Рождение Вода, какое-либо отношение к воде - входить в воду, выходить, спасать
Умирание Отъезд, поездка
Смерть Различными неясными, как бы нерешительными намеками
Нагота Одеждой и форменной одеждой
По сравнению с перечисленными объектами объекты из области сексуальной жизни
представлены чрезвычайно богатой символикой. При этом обозначаемых содержаний
немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны.
Психоанализ не видит причин для скрывания и для намеков, не считает нужным
стыдиться обсуждения этого важного материала, полагает, что корректно и
пристойно все называть своими настоящими именами:
Мужские гениталии Символически важное число 3, сложные механизмы
Мужской член
Длинные и торчащие вверх предметы - палки, зонты, шесты, деревья, горы и т.д.;
Предметы, имеющие свойство проникать внутрь и ранить - ключи, кинжалы, копья, огнестрельное оружие;
Предметы, из которых льется вода - краны, лейки, фонтаны и т.д.;
Предметы, вытягивающиеся в длину - выдвигающиеся карандаши, раздвижные лампы и т.д.;
Предметы, поднимающиеся вопреки земного притяжения - воздушные шары, аэропланы, дирижабли и т.д.
Эрекция Полеты видящего сон
Менее понятные мужские символы Пресмыкающиеся, рыбы, шляпа, пальто, рука, нога.
Информация о работе Фрейдистская концепция сновидений и современная наука